Папки-передвижки

Обычаи и традиции адыгов. Беседа с детьми

Умова Марьяна Руслановна
Обычаи и традиции адыгов. Беседа с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»

г. п. Нарткала Урванского муниципального района

Кабардино-Балкарской Республики

Беседа с детьми на тему :

«Обычаи и традиции адыгов»

в подготовительной группе № 9

Подготовила воспитательЗихова М. Р.

Беседа с детьми на тему : «Обычаи и традиции адыгов»

Возраст: дети 6-7 лет (подготовительная группа).

Публикация «Обычаи и традиции адыгов, Беседа с детьми» размещена в разделах

Цель: донести национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения адыгского народа, своеобразие языка через обычаи и традиции.

Задачи:

- познакомить с национальными костюмами, подвижными играми адыгского народа;

- формировать интерес, уважительное отношение к истории и культуре своего народа;

- активизировать речь детей по средствам малых фольклорных жанров;

- развивать внимательность, творческое воображение, познавательную активность, способность анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов;

- воспитывать толерантность.

Предварительная работа с детьми :

рассматривание демонстрационного материала «Народы Северного - Кавказа», разучивание стихотворений, пословиц и поговорок.

Индивидуальная работа:

обратить внимание на четкое произношение звуков при разучивании пословиц.

Ход беседы.

Воспитатель: Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному. А самое главное – ведут разный образ жизни. И это – величайшее богатство мира. Ведь каждый народ делает мир таким ярким и красочным, каким мы его привыкли видеть!

Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные: кто-то выше - кто-то ниже, у кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые. У всех разные волосы, - и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам.

Я знаю очень интересную старинную легенду. Вы хотите её услышать?

Дети: Да.

Воспитатель: «Когда-то, очень давно, мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять и сохранить их уникальность. И вот договорились мудрецы, что никогда не будут говорить об этих тайнах вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!» И до сих пор все эти тайны, люди узнают через специальные обряды, - мы их называем «Игры»!

Воспитатель: А вы знаете, что у наших предков есть очень много подвижных игр, давайте мы сегодня с вами познакомимся с некоторыми из них.

Подними платок

Цель: развивать слуховое восприятие, быстроту реакции, внимание, сообразительность, ловкость.

Ход игры: игроки становятся в круг, в центре него кладут платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Стать друг за другом (Зэкъуэт)

Цель: развивать ловкость, смекалку, бег, двигательную активность, внимание.

Ход игры: перед началом игры ребята по жребию определяют двух ведущих – «лису», которая должна убегать и «охотника», обязанного догонять её. Когда известны ведущие, остальные берутся за руки и образовывают большой круг. Затем они опускают руки, чтобы «лиса» могла быстро проскочить между стоящими игроками в момент опасности, то есть в том случае, если «охотник» догонял «лису» и ей угрожало быть «раненой». В этом случае, бегающая вокруг игроков и преследуемая «охотником», «лиса» могла заскочить в круг и стать впереди любого игрока. Тогда «охотник» преследовал не её, а того, чьё место заняла «лиса». Если «охотнику» удавалось «ранить» «лису» до того, пока она не вставала впереди кого – либо, «охотник» и «лиса» менялись местами.

Катание орехов (Дэ къегъэжэх)

Цель: развивать внимание, ловкость.

Ход игры: посередине помещения устраивают наклонную плоскость из досок шириной 50 – 60 см. Все играющие по очереди скатывали по одному ореху с плоскости. Если чей – либо орех, скатываясь, задевал какой – нибудь орех, лежавший на полу, то он выиграл его и имел право повторить бросок.

Воспитатель: вам понравились игры?

Дети: Да.

Воспитатель: Жители Кабардино - Балкарии– свято соблюдают свои национальные традиции. Традиции сопровождают адыгов с момента рождения и на протяжении всей жизни. Праздники же сопровождаются истинно кавказским радушием с учетом всех традиций!

Особенностью адыгов являются ловкость, смелость и скорость! Именно эти качества и приобщают детям.

И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.

Воспитатель: Ребята,давайте теперь с вами вспомним кабардинские пословицы.

-Без пастуха нет и стада (Мэлыхъуэ уимы1эм, мэл гуарти уи1энукъым)

-Брата лишнего не бывает (Къуэш лей щы1экъым)

-В чужом хлеву нечего считать скот (Хамэ бо 1эщ щомыбж)

-Если девять мышей потянут, то могут сорвать крышку с кадки сыра

-Если наступишь на хвост собаке, то она укусит (Хьэм и к1апэм утеувэм къодзэкъэнущ).

Воспитатель: Посмотрите на доску, (на доске изображения людей в национальных костюмах)

Воспитатель:а кто сможет найти и показать на картинках изображение людей в нашем адыгском костюме (адыгэ фащэ? (ребенок показывает)

Воспитатель:а по каким признакам вы поняли, что это адыгский национальный костюме?

Дети: Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Костюмы бывают разные: на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.

Воспитатель:Дети, вы знаете как называется национальный костюм для женщин и мужчин?

Дети: Адыгэ фащэ.

Воспитатель:Молодцы!

А теперь посмотрите на этот женский костюм, из чего он состоит?

Дети: Из платья, нагрудника, нарукавника, шапки с шалью, пояса, золотого пояса.

Воспитатель:Правильно, дети, молодцы!

Ребята, раньше платье шили из дорогих тяжё лых тканей: бархат, плотный шёлк, а вы знаете чем украшали платье?

Дети: Вышивкой украшали края разреза платья

Воспитатель:Молодцы!

Воспитатель:Что на голове девушки носили?

Дети: Шапки с шалью. Шапки различались по высоте, имели форму цилиндра.

Воспитатель: Чем обтягивали и украшали шапки?

Дети: Шапки обтягивался тканью из бархата, сукна. Украшали также национальными орнаментами.

Воспитатель: Ребята, вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм, вспомнили из чего он состоит, узнали много нового.

Воспитатель: Теперь посмотрите на мужскую одежду.

Вспомните из каких частей состоит мужская одежда?

Дети: Черкеска, шапка, башлык, рубаха, пояс, кинжал, штаны, ноговицы.

Воспитатель: Черкеска - мужская верхняя одежда. Шилась в основном из ткани естественного цвета шерсти-бурого, серого, черного, белого.

Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах -черкесах.

Воспитатель:Чем украшали черкеску?

Дети: Черкеску украшали газырями.

Воспитатель: По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Раньше когда кабардинцы уходили на войну, в черкеске по обоим сторонам оставляли по одной пустой газырнице, одну- для сильно солёно- копчённого мяса, если вдруг закончится пища, чтоб могли подкрепиться. А в другую пустую газырницу вкладывали иголку с ниткой, так как с малых лет детей приучали к аккуратности, следить за собой, ходить чистыми, и если вдруг на войне порвётся одежда, даже мужчины могли аккуратно зашить свою одежду.

Головной убор у кабардинцев в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шапку, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.

Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.

Воспитатель: Вспомните, чем его украшали?

Дети: Башлык, украшали шёлковой или шерстяной тесьмой.

Воспитатель: Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище.

Воспитатель: Ребята, а теперь в наше время, когда одевают национальную одежду?

Дети: Сейчас, национальную одежду одевают невесты во время свадеб и в праздники.

Воспитатель: Наша национальная одежда- это культура кабардинского народа. Надо беречь национальную одежду, сохранять ее для подрастающего поколения. И наши дети,очень любят свою землю, охраняют и берегут. Вот об этом нам и прочитают стих.

Реб: Небо адыгов, земля адыгов,

В небо вздымаясь, тобой любуюсь.

Небо адыгов, земля адыгов.

Пока живу я, дышу тобою.

Воспитатель: А теперь мы разделимся на две группы.

Первая команда будет собрать картинку из пазла адыгэ фащэ.

А вторая команда будет украшать нарукавник, для этого нужно на орнаменты нанести клей приклеить жёлтые блестящие нитки, чтобы нарукавник стал не с простой вышивкой, а с золотой.

Под спокойную музыку дети выполняют работу.

«Кабардинский танец»

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня познакомились с национальными костюмами, обычаями и играми адыгов.

А какие игры вам понравились больше? (ответы детей) Замечательно. Давайте сегодня на прогулки мы поиграем с вами в понравившуюся вам игру.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Консультация  «Рождественские обычаи и традиции в России» Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах Рождество.

Консультация «Традиции и обычаи казаков» Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются.

Материал для бесед с детьми «Праздник «Сретение»: обычаи, традиции, народные приметы»Материал для бесед с детьми «Праздник «Сретение»: обычаи, традиции, народные приметы» Актуальность Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания зачастую утрачивается историческая преемственность.

Материал для беседы с детьми «Всё о празднике «Сороки»: обычаи, традиции, песенки-заклички, народные приметы»Материал для беседы с детьми «Всё о празднике «Сороки»: обычаи, традиции, песенки-заклички, народные приметы» Актуальность Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания зачастую утрачивается историческая преемственность.

Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традицииНародный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность.

Праздник «Крещение». Традиции, обычаи, приметыПраздник «Крещение». Традиции, обычаи, приметы Крещение – является одним из главных христианских праздников. Он начинается вечером 18 января, в это время все православные отмечают Крещенский.

Праздник «Старый Новый год». Традиции, обычаи, приметыПраздник «Старый Новый год». Традиции, обычаи, приметы Тихо сыплется снежок, Замело уж весь порог. Мы пришли пощедровать – С Новым годом поздравлять! Щедровки Считается, что как встретишь.

Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традицииПраздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое - Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются.

Материал для бесед с детьми «Все о Пасхе: обычаи, традиции, стихи, народные приметы»Материал для бесед с детьми «Все о Пасхе: обычаи, традиции, стихи, народные приметы» КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ПАСХЕ. Дети готовятся к празднику светлого воскресенья вместе с родителями: красят яйца, расписывают их, пекут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обычаи и традиции адыгов. Беседа с детьми
Опубликовано: 12 марта 2021 в 11:09
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обычаи и традиции адыгов. Беседа с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Умова Марьяна Руслановна (УИ 2602142) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД