Умова Марьяна Руслановна
Обычаи и традиции адыгов. Беседа с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»
г. п. Нарткала Урванского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики
«Обычаи и традиции адыгов»
в подготовительной группе № 9
Подготовила воспитательЗихова М. Р.
Беседа с детьми на тему : «Обычаи и традиции адыгов»
Возраст: дети 6-7 лет (подготовительная группа).
Публикация «Обычаи и традиции адыгов, Беседа с детьми» размещена в разделах
Цель: донести национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения адыгского народа, своеобразие языка через обычаи и традиции.
Задачи:
- познакомить с национальными костюмами, подвижными играми адыгского народа;
- формировать интерес, уважительное отношение к истории и культуре своего народа;
- активизировать речь детей по средствам малых фольклорных жанров;
- развивать внимательность, творческое воображение, познавательную активность, способность анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов;
- воспитывать толерантность.
Предварительная работа с детьми :
рассматривание демонстрационного материала «Народы Северного - Кавказа», разучивание стихотворений, пословиц и поговорок.
Индивидуальная работа:
обратить внимание на четкое произношение звуков при разучивании пословиц.
Ход беседы.
Воспитатель: Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному. А самое главное – ведут разный образ жизни. И это – величайшее богатство мира. Ведь каждый народ делает мир таким ярким и красочным, каким мы его привыкли видеть!
Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные: кто-то выше - кто-то ниже, у кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые. У всех разные волосы, - и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам.
Я знаю очень интересную старинную легенду. Вы хотите её услышать?
Дети: Да.
Воспитатель: «Когда-то, очень давно, мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять и сохранить их уникальность. И вот договорились мудрецы, что никогда не будут говорить об этих тайнах вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!» И до сих пор все эти тайны, люди узнают через специальные обряды, - мы их называем «Игры»!
Воспитатель: А вы знаете, что у наших предков есть очень много подвижных игр, давайте мы сегодня с вами познакомимся с некоторыми из них.
Подними платок
Цель: развивать слуховое восприятие, быстроту реакции, внимание, сообразительность, ловкость.
Ход игры: игроки становятся в круг, в центре него кладут платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
Стать друг за другом (Зэкъуэт)
Цель: развивать ловкость, смекалку, бег, двигательную активность, внимание.
Ход игры: перед началом игры ребята по жребию определяют двух ведущих – «лису», которая должна убегать и «охотника», обязанного догонять её. Когда известны ведущие, остальные берутся за руки и образовывают большой круг. Затем они опускают руки, чтобы «лиса» могла быстро проскочить между стоящими игроками в момент опасности, то есть в том случае, если «охотник» догонял «лису» и ей угрожало быть «раненой». В этом случае, бегающая вокруг игроков и преследуемая «охотником», «лиса» могла заскочить в круг и стать впереди любого игрока. Тогда «охотник» преследовал не её, а того, чьё место заняла «лиса». Если «охотнику» удавалось «ранить» «лису» до того, пока она не вставала впереди кого – либо, «охотник» и «лиса» менялись местами.
Катание орехов (Дэ къегъэжэх)
Цель: развивать внимание, ловкость.
Ход игры: посередине помещения устраивают наклонную плоскость из досок шириной 50 – 60 см. Все играющие по очереди скатывали по одному ореху с плоскости. Если чей – либо орех, скатываясь, задевал какой – нибудь орех, лежавший на полу, то он выиграл его и имел право повторить бросок.
Воспитатель: вам понравились игры?
Дети: Да.
Воспитатель: Жители Кабардино - Балкарии– свято соблюдают свои национальные традиции. Традиции сопровождают адыгов с момента рождения и на протяжении всей жизни. Праздники же сопровождаются истинно кавказским радушием с учетом всех традиций!
Особенностью адыгов являются ловкость, смелость и скорость! Именно эти качества и приобщают детям.
И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.
Воспитатель: Ребята,давайте теперь с вами вспомним кабардинские пословицы.
-Без пастуха нет и стада (Мэлыхъуэ уимы1эм, мэл гуарти уи1энукъым)
-Брата лишнего не бывает (Къуэш лей щы1экъым)
-В чужом хлеву нечего считать скот (Хамэ бо 1эщ щомыбж)
-Если девять мышей потянут, то могут сорвать крышку с кадки сыра
-Если наступишь на хвост собаке, то она укусит (Хьэм и к1апэм утеувэм къодзэкъэнущ).
Воспитатель: Посмотрите на доску, (на доске изображения людей в национальных костюмах)
Воспитатель:а кто сможет найти и показать на картинках изображение людей в нашем адыгском костюме (адыгэ фащэ? (ребенок показывает)
Воспитатель:а по каким признакам вы поняли, что это адыгский национальный костюме?
Дети: Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Костюмы бывают разные: на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.
Воспитатель:Дети, вы знаете как называется национальный костюм для женщин и мужчин?
Дети: Адыгэ фащэ.
Воспитатель:Молодцы!
А теперь посмотрите на этот женский костюм, из чего он состоит?
Дети: Из платья, нагрудника, нарукавника, шапки с шалью, пояса, золотого пояса.
Воспитатель:Правильно, дети, молодцы!
Ребята, раньше платье шили из дорогих тяжё лых тканей: бархат, плотный шёлк, а вы знаете чем украшали платье?
Дети: Вышивкой украшали края разреза платья
Воспитатель:Молодцы!
Воспитатель:Что на голове девушки носили?
Дети: Шапки с шалью. Шапки различались по высоте, имели форму цилиндра.
Воспитатель: Чем обтягивали и украшали шапки?
Дети: Шапки обтягивался тканью из бархата, сукна. Украшали также национальными орнаментами.
Воспитатель: Ребята, вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм, вспомнили из чего он состоит, узнали много нового.
Воспитатель: Теперь посмотрите на мужскую одежду.
Вспомните из каких частей состоит мужская одежда?
Дети: Черкеска, шапка, башлык, рубаха, пояс, кинжал, штаны, ноговицы.
Воспитатель: Черкеска - мужская верхняя одежда. Шилась в основном из ткани естественного цвета шерсти-бурого, серого, черного, белого.
Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах -черкесах.
Воспитатель:Чем украшали черкеску?
Дети: Черкеску украшали газырями.
Воспитатель: По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Раньше когда кабардинцы уходили на войну, в черкеске по обоим сторонам оставляли по одной пустой газырнице, одну- для сильно солёно- копчённого мяса, если вдруг закончится пища, чтоб могли подкрепиться. А в другую пустую газырницу вкладывали иголку с ниткой, так как с малых лет детей приучали к аккуратности, следить за собой, ходить чистыми, и если вдруг на войне порвётся одежда, даже мужчины могли аккуратно зашить свою одежду.
Головной убор у кабардинцев в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шапку, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.
Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.
Воспитатель: Вспомните, чем его украшали?
Дети: Башлык, украшали шёлковой или шерстяной тесьмой.
Воспитатель: Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище.
Воспитатель: Ребята, а теперь в наше время, когда одевают национальную одежду?
Дети: Сейчас, национальную одежду одевают невесты во время свадеб и в праздники.
Воспитатель: Наша национальная одежда- это культура кабардинского народа. Надо беречь национальную одежду, сохранять ее для подрастающего поколения. И наши дети,очень любят свою землю, охраняют и берегут. Вот об этом нам и прочитают стих.
Реб: Небо адыгов, земля адыгов,
В небо вздымаясь, тобой любуюсь.
Небо адыгов, земля адыгов.
Пока живу я, дышу тобою.
Воспитатель: А теперь мы разделимся на две группы.
Первая команда будет собрать картинку из пазла адыгэ фащэ.
А вторая команда будет украшать нарукавник, для этого нужно на орнаменты нанести клей приклеить жёлтые блестящие нитки, чтобы нарукавник стал не с простой вышивкой, а с золотой.
Под спокойную музыку дети выполняют работу.
«Кабардинский танец»
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня познакомились с национальными костюмами, обычаями и играми адыгов.
А какие игры вам понравились больше? (ответы детей) Замечательно. Давайте сегодня на прогулки мы поиграем с вами в понравившуюся вам игру.