МААМ-картинки

Обучение элементам грамоты детей с общим недоразвитием речи

денисова Наталья
Обучение элементам грамоты детей с общим недоразвитием речи

Цель: Знакомство со звуком и буквой –о-.

Задачи :

Коррекционно-образовательные:

-познакомить детей со звуком и буквой «о»,учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука «о» ;

- упражнять в умении определять позицию звука «о» в слове;

-закрепить графический образ буквы;

-учить оперировать терминами:звук, буква,слог,слово;

-уточнять и расширять словарный запас по лексическим темам : «Овощи-фрукты, Дикие животные, Транспорт, Дикие птицы, Одежда, Виды спорта» ;

Коррекционно-развивающие :

Публикация «Обучение элементам грамоты детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

-развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

-формировать и закреплять навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слогов и слов;

-развивать образное и логическое мышление,зрительное и слуховое восприятие, зрительную и слуховую память;

-совершенствовать движения общей и мелкой моторики;

-развивать дыхание и голос ;

-развивать навыки координации речи с движением,развивать чувство ритма;

-развивать навыки пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать умение работать в течение всего занятия, внимательно слушать логопеда;

-воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь при затруднениях;

-воспитывать самоконтроль за своей речью.

Оборудование: предметные картинки по лексическим темам, набор букв, «Грузовички-звуковички», «Веселая линейка»,наборы цифр, «Шагаем по клеточкам»,фитболы,схемы,фишки красного цвета.

Возраст : дети 6 летнего возраста

Ход НОД :

1. Организационный момент.

Приветствие: Кто-то однажды придумал мудро, при встрече здороваться, доброе утро!

2. Упражнения по развитию произношения и обучению элементам грамоты.

Логопед: Послушайте мои слова и подумайте, чем они похожи? –Осень, отпуск, отдых

Ответы детей- Все слова начинаются на звук –о-.

Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуком –о- !

-Акустико-артикуляционный образ звука «о» Хоровое и индивидуальное проговаривание звука

Логопед : Звук –о –можно пропеть, при произнесении этого звука воздух изо рта выходит свободно, не встречая препятствий, значит этот звук – гласный, мы будем его обозначать фишкой красного цвета.

-Игра : «Прокати звук на горке!»

(пропевание звука «о» с изменением высоты и силы голоса)

-Игра : «Хлопай- топай!»

Если услышишь звук «о», хлопай, если нет звука, топай!

- О, и, о,у,и,э,о,о. а,у,о,о.

-оп,ик,от,ок,уп, по,то,кы,по,то.

-Игра: «Посчитай звук!»

Логопед произносит слова, дети считают звук –о- и показывают соответствующую цифру от 1 –до 3

-Оля, окунь,орден, -кино, бревно, стекло, -сыр, мак, сон, -жук, душ, рак?

-Игра «4 лишний».

На наборное полотно выставляются по 4 картинки, лишней будет картинка, в названии которой нет звука –о-. Картинки сгруппированы по обобщающим понятиям (дикие животные, животные северных стран, дикие птицы, виды спорта. Уточнение значений некоторых слов.

Логопед : Назовите лишнюю картинку! Почему эта картинка лишняя? – Потому что в названии этой картинки нет звука –о -. Назовите оставшиеся картинки одним словом!

Логопед : Звук –о – в словах может спрятаться в начале, в середине или в конце слова. К нам приехали грузовички-звуковички, предлагаю с ними поиграть, наполнить их грузом –картинками!

-Игра : «Грузовички-звуковички».

На мольберте прикреплены 3 грузовичка и предметные картинки, детям нужно назвать картинку, определить место звука –о –в слове и маркером нарисовать дорожку от картинки к грузовичку с подходящей схемой.

-Логопед: Играем в «Стоп –машину!»

Стоп, машина, стоп, машина,стоп, машина, СТОП!-Дети говорят и хлопают одновременно сначала с открытыми, потом с закрытыми глазами.

Логопед : Предлагаю рассказать пальчиковую сказку. Постарайтесь запомнить слова со звуком –о-!

-Жил да был человек и построил он большой дом. Перед домом были ворота, они открывались и закрывались. У ворот рос цветок, утром он распускал свои лепестки, вечером закрывал свои лепестки. Над цветком летали осы. За домом стоял сарай. В сарае жили козы, собаки, кошки. За сараем было озеро, в нем плавали окуни. Человек и животные жили дружно. (Дети вместе с логопедом проговаривают текст сказки и одновременно выполняют определенные движения руками)

Логопед: Вспомните слова со звуком –о-! (дом, ворота, осы, козы, кошки, озеро, окуни)

-Игра: «Шагаем по клеточкам»

Логопед дает инструкцию : Смотрим на красный квадратик, клеточка вправо, клеточка вниз, стоп, назови картинку! И т. д. Дети следят глазами и называют картинку-стоп. Картинки сгруппированы по обобщающим понятиям (овощи, фрукты, транспорт).Уточняются значения отдельных слов.

3. Физкультурная минутка.

-Раз, два, все вставайте, три, четыре, приседайте, пять, шесть, повернись, семь, восемь, наклонись, девять, десять, не зевай, на ковер ты выбегай!

Дети выходят на ковер в центр группового помещения.

Логопед: Мы с вами умеем делить слова на слоги –Со словами мы играем, их на слоги разделяем, сколько хлопков, столько и слогов!.Но слова на слоги можно разделить не только хлопками,но и прыжками! Предлагаю «отпрыгать» слова –каток,автобус, овощи, дом, абрикос, сом. (дети прыгают по инструкции логопеда вперед, назад, влево, вправо, вокруг себя).

4. Связь звука с буквой.

Логопед: Для обозначения звука «о» есть буква «о».Чем отличаются звуки от букв? Какое мы знаем правило? –Звуки мы говорим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Буква «о» -гласная буква, для ее обозначения мы используем квадратик красного цвета. Посмотрите на картинку, на что похожа буква «о»?Логопед читает стихотворение- В старом дереве дупло, ну совсем как буква «о»!.

Логопед: А на что еще похожа буква «о»(на солнышко, на круг, на колесо, на мяч, на обруч). Посмотрите по сторонам, найдите предметы похожие на букву «о»!

Конструирование буквы «о».

Логопед:- Напишите букву головой, в воздухе, на спине товарища ;

-сложите букву из пальчиков, соединив большой палец со всеми остальными пальчиками по очереди.

-Игра «Живые буквы»

Детям раздаются все изученные буквы-а,о,у, п,т,к. Логопед произносит слоги - оп, ок, уа, слово - кот. После звукового анализа дети с соответствующими буквами выходят перед остальными детьми, дети читают слоги. Слово «кот» выкладываем цветными фишками.

-Игра «Собери слово» (Веселая линейка)

Логопед предлагает детям составить слово из предложенных 3-4 звуков. Какая гласная слышится во всех этих словах? Где она спряталась-в начале, середине или конце слова?

5. Итог занятия и оценка работы детей.

Логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились?Какой это звук? Какой буквой он обозначается? Какая это буква? Вспомните слова с этим звуком! Вспомните стихотворение про букву «о»!

Детям раздаются призы.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 4 лет с системным недоразвитием речи «Весёлый дождик»Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 4 лет с системным недоразвитием речи «Весёлый дождик» Цели занятия: - Развитие понимания обращённой речи. - Развитие речевого подражания. - Развитие направленной воздушной струи. - Формирование.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Конспект НОД по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе «Звуки [д] — [т]» Цель: Закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков [д] - [т]. Учить детей дифференцировать звуки (т-д) в слогах, словах..

Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия»Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия» «Моя Родина - Россия» Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Закрепить знания детей о государственных.

Консультация «Обучение детей элементам тенниса»Консультация «Обучение детей элементам тенниса» Этот материал может быть полезен для инструкторов, родителей и педагогов. Все дети без исключения, судя по моему опыту, любят работать.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение элементам грамоты детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 12 декабря 2020 в 09:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД