денисова Наталья
Обучение элементам грамоты детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство со звуком и буквой –о-.
Задачи :
Коррекционно-образовательные:
-познакомить детей со звуком и буквой «о»,учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука «о» ;
- упражнять в умении определять позицию звука «о» в слове;
-закрепить графический образ буквы;
-учить оперировать терминами:звук, буква,слог,слово;
-уточнять и расширять словарный запас по лексическим темам : «Овощи-фрукты, Дикие животные, Транспорт, Дикие птицы, Одежда, Виды спорта» ;
Коррекционно-развивающие :
Публикация «Обучение элементам грамоты детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
-развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
-формировать и закреплять навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слогов и слов;
-развивать образное и логическое мышление,зрительное и слуховое восприятие, зрительную и слуховую память;
-совершенствовать движения общей и мелкой моторики;
-развивать дыхание и голос ;
-развивать навыки координации речи с движением,развивать чувство ритма;
-развивать навыки пространственной ориентации.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение работать в течение всего занятия, внимательно слушать логопеда;
-воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь при затруднениях;
-воспитывать самоконтроль за своей речью.
Оборудование: предметные картинки по лексическим темам, набор букв, «Грузовички-звуковички», «Веселая линейка»,наборы цифр, «Шагаем по клеточкам»,фитболы,схемы,фишки красного цвета.
Возраст : дети 6 летнего возраста
Ход НОД :
1. Организационный момент.
Приветствие: Кто-то однажды придумал мудро, при встрече здороваться, доброе утро!
2. Упражнения по развитию произношения и обучению элементам грамоты.
Логопед: Послушайте мои слова и подумайте, чем они похожи? –Осень, отпуск, отдых
Ответы детей- Все слова начинаются на звук –о-.
Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуком –о- !
-Акустико-артикуляционный образ звука «о» Хоровое и индивидуальное проговаривание звука
Логопед : Звук –о –можно пропеть, при произнесении этого звука воздух изо рта выходит свободно, не встречая препятствий, значит этот звук – гласный, мы будем его обозначать фишкой красного цвета.
-Игра : «Прокати звук на горке!»
(пропевание звука «о» с изменением высоты и силы голоса)
-Игра : «Хлопай- топай!»
Если услышишь звук «о», хлопай, если нет звука, топай!
- О, и, о,у,и,э,о,о. а,у,о,о.
-оп,ик,от,ок,уп, по,то,кы,по,то.
-Игра: «Посчитай звук!»
Логопед произносит слова, дети считают звук –о- и показывают соответствующую цифру от 1 –до 3
-Оля, окунь,орден, -кино, бревно, стекло, -сыр, мак, сон, -жук, душ, рак?
-Игра «4 лишний».
На наборное полотно выставляются по 4 картинки, лишней будет картинка, в названии которой нет звука –о-. Картинки сгруппированы по обобщающим понятиям (дикие животные, животные северных стран, дикие птицы, виды спорта. Уточнение значений некоторых слов.
Логопед : Назовите лишнюю картинку! Почему эта картинка лишняя? – Потому что в названии этой картинки нет звука –о -. Назовите оставшиеся картинки одним словом!
Логопед : Звук –о – в словах может спрятаться в начале, в середине или в конце слова. К нам приехали грузовички-звуковички, предлагаю с ними поиграть, наполнить их грузом –картинками!
-Игра : «Грузовички-звуковички».
На мольберте прикреплены 3 грузовичка и предметные картинки, детям нужно назвать картинку, определить место звука –о –в слове и маркером нарисовать дорожку от картинки к грузовичку с подходящей схемой.
-Логопед: Играем в «Стоп –машину!»
Стоп, машина, стоп, машина,стоп, машина, СТОП!-Дети говорят и хлопают одновременно сначала с открытыми, потом с закрытыми глазами.
Логопед : Предлагаю рассказать пальчиковую сказку. Постарайтесь запомнить слова со звуком –о-!
-Жил да был человек и построил он большой дом. Перед домом были ворота, они открывались и закрывались. У ворот рос цветок, утром он распускал свои лепестки, вечером закрывал свои лепестки. Над цветком летали осы. За домом стоял сарай. В сарае жили козы, собаки, кошки. За сараем было озеро, в нем плавали окуни. Человек и животные жили дружно. (Дети вместе с логопедом проговаривают текст сказки и одновременно выполняют определенные движения руками)
Логопед: Вспомните слова со звуком –о-! (дом, ворота, осы, козы, кошки, озеро, окуни)
-Игра: «Шагаем по клеточкам»
Логопед дает инструкцию : Смотрим на красный квадратик, клеточка вправо, клеточка вниз, стоп, назови картинку! И т. д. Дети следят глазами и называют картинку-стоп. Картинки сгруппированы по обобщающим понятиям (овощи, фрукты, транспорт).Уточняются значения отдельных слов.
3. Физкультурная минутка.
-Раз, два, все вставайте, три, четыре, приседайте, пять, шесть, повернись, семь, восемь, наклонись, девять, десять, не зевай, на ковер ты выбегай!
Дети выходят на ковер в центр группового помещения.
Логопед: Мы с вами умеем делить слова на слоги –Со словами мы играем, их на слоги разделяем, сколько хлопков, столько и слогов!.Но слова на слоги можно разделить не только хлопками,но и прыжками! Предлагаю «отпрыгать» слова –каток,автобус, овощи, дом, абрикос, сом. (дети прыгают по инструкции логопеда вперед, назад, влево, вправо, вокруг себя).
4. Связь звука с буквой.
Логопед: Для обозначения звука «о» есть буква «о».Чем отличаются звуки от букв? Какое мы знаем правило? –Звуки мы говорим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Буква «о» -гласная буква, для ее обозначения мы используем квадратик красного цвета. Посмотрите на картинку, на что похожа буква «о»?Логопед читает стихотворение- В старом дереве дупло, ну совсем как буква «о»!.
Логопед: А на что еще похожа буква «о»(на солнышко, на круг, на колесо, на мяч, на обруч). Посмотрите по сторонам, найдите предметы похожие на букву «о»!
Конструирование буквы «о».
Логопед:- Напишите букву головой, в воздухе, на спине товарища ;
-сложите букву из пальчиков, соединив большой палец со всеми остальными пальчиками по очереди.
-Игра «Живые буквы»
Детям раздаются все изученные буквы-а,о,у, п,т,к. Логопед произносит слоги - оп, ок, уа, слово - кот. После звукового анализа дети с соответствующими буквами выходят перед остальными детьми, дети читают слоги. Слово «кот» выкладываем цветными фишками.
-Игра «Собери слово» (Веселая линейка)
Логопед предлагает детям составить слово из предложенных 3-4 звуков. Какая гласная слышится во всех этих словах? Где она спряталась-в начале, середине или конце слова?
5. Итог занятия и оценка работы детей.
Логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились?Какой это звук? Какой буквой он обозначается? Какая это буква? Вспомните слова с этим звуком! Вспомните стихотворение про букву «о»!
Детям раздаются призы.