Ирина Матковская
Обучение воспитанников ДОУ синхронному плаванию с элементами аквааэробики
▼ Скачать + Заказать документы
Плавание – наиболее традиционная форма оздоровления, т. к. вода одно из эффективных средств закаливания, способствующее формированию и развитию гигиенических навыков у детей. Плавание – один из немногих видов спорта, противопоказаний к которому практически не существует. Плавать полезно всем и в любом возрасте, а обучение этому навыку желательно начинать как можно раньше.
Публикация «Обучение воспитанников ДОУ синхронному плаванию с элементами аквааэробики» размещена в разделах
При поступлении в детский сад значительное число воспитанников имеет низкие и ниже средних возрастно–половых показателей развития основных двигательных качеств. Современные дети испытывают дефицит двигательной активности. В связи с этим возрастает роль ДОУ в формировании здоровой личности, возникает постоянная необходимость внедрять новые формы работы с воспитанниками.
Обучение воспитанников в дошкольном учреждении синхронному плаванию с элементами аквааэробики позволяет раскрыть творческие способности каждого ребенка, формирует у детей координацию движений, способствует быстрому и рациональному овладению двигательных навыков, а также содействует развитию интереса к занятиям плаванием, способствует гармоничному развитию, успокаивающе действуют на нервных детей, а слишком активным дает возможность выплеснуть излишки энергии. Выполняя упражнения с элементами аквааэробики, ребенок нагружает такие группы мышц, которые почти не включены в работу при нашей повседневной жизни или очень сложно прорабатываются в иных условиях, что имеет большое оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм:
- формирование “мышечного корсета”;
- предупреждение искривлений позвоночника;
- гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног;
- устранение повышенной возбудимости и раздражительности, подверженности простудным заболеваниям.
Необходимое условие успеха в работе с детьми дошкольного возраста – это поддержание положительного отношения к занятиям на всех этапах обучения, поэтому важно, чтобы упражнения в воде доставляли воспитанникам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности.
Программа дополнительного образования «Обучение воспитанников ДОУ синхронному плаванию с элементами аквааэробики» разработана с учётом возрастных особенностей физического развития детей дошкольного возраста.
Целью данной программы является формирование эмоционально-положительного отношения воспитанников к занятиям на воде, развитие у детей координации движений, закаливание и укрепление детского организма вкупе с увлекательным обучением танцам, выработка эмоциональной устойчивости во время публичных выступлений и соревнований.
В процессе непосредственно образовательной деятельности решаются следующие задачи:
Оздоровительные:
- укрепление здоровья воспитанников, содействие закаливанию организма, профилактика простудных заболеваний;
- устранение повышенной возбудимости и раздражительности у детей;
- гармоничное развитие почти всех мышечных групп;
- профилактика нарушения осанки и плоскостопия;
- организация совместной двигательной деятельности инструктора по физической
культуре с воспитанниками, основанной на положительных эмоциях.
Образовательные:
- формирование навыков выполнения плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде;
- отработка и развитие плавательных навыков через разучивание синхронных упражнений и композиций;
- обучение воспитанников согласовывать движения с музыкой, развивать чувство ритма;
- развитие выносливости, гибкости, силы, координации движений, чувство равновесия;
- обучение выполнению движений красиво и правильно;
- обучение разнообразным двигательным умениям и навыкам, двигательной раскрепощенности.
Воспитывающие :
- воспитывать потребность к здоровому образу жизни;
- прививать гигиенические навыки;
- побуждать стремление к качественному выполнению движений;
- создавать у детей радостное и бодрое настроение;
- воспитание коллективизма, посредством выработки навыков синхронного выполнения упражнений, действий в команде.
При проведении непосредственно образовательной деятельности в ДОУ по данной программе необходимо учитывать следующие рекомендации:
- в непосредственно образовательной деятельности участвуют воспитанники небольшими подгруппами;
- освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору по физической культуре;
- эффективнее разучивать упражнения сначала на месте, потом - в движении, все движения стараться доводить до конца, начинать с 5-6 повторений, постепенно доводить до 10;
- в процессе непосредственно образовательной деятельности двигательный режим воспитанников должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей.
Отрабатываемые на занятиях элементы синхронного плавания способствуют раскрытию индивидуальных способностей у воспитанников. Для украшения и усложнения композиций используются предметы, на первый взгляд не связанные с плаванием : гимнастические палки, обручи, веревки, мячи и т. д. ; эти атрибуты дают ребёнку возможность проявить себя. Детские движения можно разнообразить за счет использования элементов художественной гимнастики в исполнении на воде. Длительность занятий не должна превышать 20—30 мин. Сюда входит: разминка на суше, вводная часть в воде, плавание и игры.
В нашем дошкольном учреждении созданы необходимые условия для реализации данной программы. В бассейне имеются:
- плавательные доски;
- круги надувные детские;
- гимнастические палки;
- мячи;
- обручи.
При разучивании композиций используется принцип этапности. Необходимо помнить, что композиции составляются с учетом умений навыков воспитанников. Задача инструктора по физической культуре состоит в том, чтобы показать на собственном примере правильное выполнение комплекса упражнений и постепенно научить детей выполнять их красиво и непринужденно, с учетом особенности музыки.
Работу с детьми по обучению танцам на воде с элементами синхронного плавания и аквааэробики можно условно разделить на 2 этапа.
1-ый этап обучения. Знакомство с синхронным плаванием как видом спорта. На этом этапе дети знакомятся с простыми упражнениями, которые можно выполнять одновременно под музыку, у них появляется желание совместно выполнять упражнения. Разучивание движений проходит под счет и сигналы инструктора. Воспитанники повторяют упражнения за инструктором по физической культуре, осваивая разнообразные виды движений, и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Действия инструктора должны быть опережающими, в зеркальном отражении.
Упражнения:
- ходьба, прыжки, наклоны, приседание под воду;
- «звездочка», «поплавок»;
- скольжение на груди, спине;
- взмахи руками, ногами, изучение переходов и перестроений.
2-ой этап обучения. Воспитанники, получившие ранее опыт, начинают самостоятельно выполнять упражнения и комплексы в целом. Дети учатся слышать музыку при выполнении упражнений и одновременно следить за синхронностью движений. Музыка подбирается с более частой сменой ритма. Разучиваются композиции в парах, тройках, при этом необходимо следить за дыханием при выполнении нескольких движений. Упражнения берутся более сложные - с переворотами, не вставая на ноги, используется больше перестроений, можно включать разные стили плавания. На данном этапе обучения можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ инструктора жестами, мимикой.
Упражнения:
- скольжение и плавание, с переворотами на грудь, спину в разных направлениях, не вставая на ноги;
- упражнения с переворотами- «поплавок» на груди, «звездочка» на спине;
- ныряние, упражнение «винт»;
- отработка дыхания при плаваниях в стиле «брасс», «кроль» с переворотами, не вставая на ноги.
Структура непосредственно образовательной деятельности включает в себя:
1. Подготовительная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Подготовительная часть – разминка на суше, проводится в течение 4-6 минут. Включает в себя комплекс упражнений на растяжку мышц, расслабление, укрепление сердечно - сосудистой системы:
- упражнения для плеча, локтя, кисти (восьмерка);
- упражнение для позвонков грудного отдела, плече и локтя (тяни-талкай);
- упражнение для коленных суставов и голеностопа (вперед-назад);
- упражнения для повышения пульса и разогрева мышц (лыжник);
- упражнения для разогрева мышц (попрыгунчик).
Отрабатываются некоторые движения, включенные в комплекс упражнений в воде, перестроения. При необходимости могут быть использованы предметы (мячи, гимнастические палки, веревки и т. д.).
Основная часть включает в себя разучивание и совершенствование упражнений, композиций. Для усложнения и украшения могут быть использованы различные предметы, не связанные с плаванием : обруч, веревка и т. д. Продолжительность основной части составляет 15-20 минут.
Заключительная часть может включать в себя разнообразные игры, индивидуальную работу с воспитанниками, свободное плавание. Продолжительность 4- 10 минут.
Освоенные в процессе реализации данной программы элементы синхронного плавания позволяют детям перейти на другой уровень творчества. Они уже могут подготовить не только рисунки на воде, но и сюжеты для больших праздников, что позволяет педагогам планировать и осуществлять подготовку развлекательных праздников на воде. Сложившаяся система работы по освоению синхронного плавания дает весомые результаты в развитии творческих способностей детей.