Демидова Людмила Степановна
Обучение семейному чтению «Я мыслю, значит, я читаю»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение лежит в основе духовного воспитания личности, и задача родителей – привить ребенку любовь к чтению.
Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активными, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми, и самому быть интересным для окружающих.
С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что – то новое, накапливать опыт. Многие литературные произведения остаются верными спутниками ребенка на протяжении всего периода детства. Это, произведения А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака. Сказка рассматривается в качестве особого средства познания мира и воспитания, усвоения ребенком окружающей действительности.
Публикация «Обучение семейному чтению „Я мыслю, значит, я читаю“» размещена в разделах
В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка [1].
Замечательная семейная традиция – читать и обсуждать книги. Обсуждая с ребенком на равных поступки героев и ситуации, описанные в книге, вы построите с ним доверительные отношения, научите его формулировать и высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, современное общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы [2].
Задача педагогов привлечь родителей к семейному чтению, понять его необходимость. В связи с этим педагог должен помочь родителям отобрать произведения для семейного чтения. Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому вовремя чтения надо активизировать его внимание [3].
В нашем детском саду проводится фестиваль «Я мыслю, значит я читаю». Целью данного фестиваля является формирование устойчивого интереса к чтению, расширение представления о роли книги в семье, выработка новых форм по взаимодействию с родителями воспитанников [4, с. 104-105].
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Систематически читайте ребенку, это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой
В своей работе мы используем различные формы и методы работы с родителями вот некоторые из них:
• Организация выставки «Музей рукописных книг» (в рамках фестиваля «Я мыслю, значит я читаю»);
• Создание макета «Книга Сказок» (в рамках фестиваля «Я мыслю, значит я читаю»);
• Конкурс поделок «Наш любимый сказочный герой» (в рамках фестиваля «Я мыслю, значит я читаю»);
• Памятки для родителей: «Организация чтения художественной литературы», «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми» (в рамках фестиваля «Я мыслю, значит я читаю»);
• Организация выставки «Книжки-малышки»; «Жила-была книга» (в рамках фестиваля «Я мыслю, значит я читаю»);
• Выставки семейных рисунков по почитанным произведениям (в рамках фестиваля «Я мыслю, значит я читаю»).
Не лишайте ребенка радости общения с Вами, и потом Вам не придется жаловаться, что ребенок не хочет читать. Возродите традицию семейного чтения в своей семье, помогите ребенку полюбить мир книги и живого общения со взрослыми.
Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым.
Литература:
1. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» ./ URL : https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/05/14/semeynoe-chtenie-forma-nravstvennogo-vospitaniya/ ( дата обращения: 01.10.2018)
2. Издания секции публичных библиотек / Тематический сборник «Публичные библиотеки. Пути взаимодействия», выпуск 15 / Нежданова Л. И., Киченко Е. А. «Работа с семьей и продвижение семейного» ./ URL : https://www.publiclibrary.ru/librarians/issue/sbornik15-2.htm
3. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение : Целевая программа на 2008-2010 г. Издания секции публичных библиотек / Тематический сборник «Публичные библиотеки. Пути взаимодействия», выпуск 15 / Пименова И. П., Сластникова Л. А. «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ» : ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА НА 2008-2010 ГОДЫ. / URL : https://www.publiclibrary.ru/librarians/issue/sbornik15-4.htm
4. Фестивальная педагогика как вектор преобразования образовательного учреждения в социокультурный центр. / Под ред. Даниловой Л. Д., Даниловой А. С. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2018. – 180 с.