Толчеева Надежда Викторовна
Обучение певческой деятельности детей дошкольного возраста с использованием новых методов преподавания и игровых приёмов
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение певческой деятельности детей дошкольного возраста с использованием новых методов преподавания и игровых приёмов.
«Для ребенка голос – это первейший и самый доступный инструмент»
Л. Стоковский
Пение является одним из видов исполнительской деятельности детей дошкольного возраста, и играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыкальному искусству. По мнению К. В. Тарасовой песня, благодаря словесному тексту, доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.
Публикация «Обучение певческой деятельности детей дошкольного возраста с использованием новых методов преподавания и игровых приёмов» размещена в разделах
Из публикаций О. П. Радыновой, следует, что овладение пением у детей происходит постепенно, в результате «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой вырабатываются музыкально-слуховые представления» (Б. М. Теплов). Несмотря на то, что певческие возможности дошкольников невелики специальные исследования, проведенные К. В. Тарасовой и И. Г. Владимировой, показали, «что голоса уже в дошкольном возрасте делятся на три природных типа: высокие, средние, низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами». Поэтому, уже с младшего возраста, обучение детей пению должно осуществляться в соответствии с природными типами голосов, иметь индивидуальную направленность. Педагог уже в младшем дошкольном возрасте должен выявить для себя по тембру голоса ребенка его примарный диапазон и в дальнейшем подбирать удобную тональность для пения, соответствующий репертуар, с целью развития у дошкольника чистоты интонации.
Песенный репертуар, помимо песен для различных видов деятельности включает в себя певческие упражнения, которые способствуют развитию певческой техники и музыкального слуха. О. П. Радынова в начале учебного года во всех возрастных группах предлагает выполнять упражнения на развитие дикции и артикуляции. В своей работе с детьми младшего возраста для развития артикуляционного аппарата я использую различные виды звукоподражаний преимущественно в высоком и иногда в низком регистре, вокальные диалоги взрослых и детей.
С детьми старшего возраста включаю в образовательную деятельность разнообразные виды проговаривания текста:
1. произнесение коротких фраз шёпотом и громко;
2. беззвучная, но активная артикуляция при беззвучном пении с опорой на внешнее звучание;
3. пение то вслух, то про себя;
4. проговаривание текста: волнообразно, очень быстро и очень медленно, как будто во рту горячая картошка, как будто замерзли, зевая и засыпая.
Проговаривание или пение чистоговорок, скороговорок, так же способствуют решению данной задачи. Для освобождения нижней челюсти использую попевки с пропеванием слогов: «мяу» «га-га», «да-да», а так же слов «роза», «лапа».
К следующему виду упражнений О. П. Радынова относит упражнения на развитие певческого дыхания. В своей работе я использую следующие упражнения:
1. кто дольше? Чей паровоз дольше гудит? Чья дудочка дольше поет?
2. почувствуй аромат цветка – сделать вдох и задержать дыхание;
3. произнесение текста активным шепотом на крепком выдохе;
4. стаккато - «У»
5. попевки сначала с короткими фразами, затем фразы удлиняются.
С целью развития умения петь протяжно, напевно предлагаю детям старшего возраста
следующие упражнения:
1. выдувание мелодии на звук «У»;
2. слоги, способствующие полетности звука: «лью», «вью»;
3. пение на полуулыбке;
С целью развития у детей певческого диапазона и в качестве распевания, исполняю с ними несложные попевки в различных тональностях.
Поскольку у детей дошкольного возраста в процессе знакомства с песней задействовано только слуховое восприятие, то на разучивание текста и мелодии песни требуется не одно занятие. Чтобы подкрепить интерес к песне, помочь ее разучить быстрее применяю следующие игровые приемы :
1. в подкрепление слушанию наглядные иллюстрации, передающие содержание песни;
2. использование моделей изображающих действие, соответствующее тексту песни;
3. слушание мелодии песни с прохлопыванием метроритма песни, отдельного ритмического рисунка,
4. слушание с элементами массажа (прохлопывание метроритма песни по спине в парах, по рядам, стоя в кругу друг за другом и т. д, применяются разные виды похлопывания;
5. слушание песни с предложением детям хлопнуть на каком-то определенном слове; впоследствии на самом высоком звуке;
6. передать в образных движениях содержание песни;
7. слушать песню в кругу с передачей предмета, способного извлекать звук во время паузы;
8. пение, начало фразы музыкальный руководитель, конец фразы дети;
9. запев музыкальный руководитель, припев дети и наоборот;
10. пение по руке с показом звуковысотности;
11. пение с широким дирижерским жестом музыкального руководителя - вслух, жест у груди – про себя, затем дирижеры дети;
12. пение в различных настроениях (плаксиво, задорно, хитренько, лениво, активно, грустно.) по желанию детей;
13. пение в различных темпах;
14. пение на различные слоги, в том числе и звукоподражания;
15. пение по рядам;
16. пение по группам;
17. пение по цепочке;
18. пение с изменением места после каждого куплета;
19. пение с перестроением в конце песни (по диагонали, в три круга, в две шеренги)
Игровые приемы способствуют поддерживанию интереса детей на протяжении всей работы с песней, развитию музыкальных способностей, внимания, памяти, мышления, сохранению двигательной активности, и непроизвольному заучиванию песни.