Юлия Облавацкая
Конспект занятия по обучению нравственности «Верность. Гордость»
▼ Скачать + Заказать документы
Верность
Игра «Наши верные друзья»
Попросите детей назвать животных (птиц, насекомых, цветы, растения, которые являются верными друзьями человека, и объяснить почему. Например, пчела — верный друг человека, потому что она дарит ему мед.
Затем дети встают в круг и получают карточки с рисунками разных обитателей мира природы. Предупредите детей, что они не должны показывать друг другу свои карточки. Один ребенок — ведущий. Он выходит на середину круга. По очереди дети рассказывают ему, как верно служат людям их обитатели мира природы.
Публикация «Конспект занятия по обучению нравственности „Верность, Гордость“» размещена в разделах
По рассказам детей ведущий должен угадать, о ком говорит тот или иной человек. Если обитатель мира природы угадан правильно, ведущий получает карточку с рисунком этого обитателя; если неправильно — ведущим становится тот, чью карточку не угадали.
Лучший ведущий тот из детей, кто к концу игры соберет больше всего карточек.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Какого человека можно назвать верным другом?
• Есть ли у вас верный друг?
• Перечислите животных, которые верно служат человеку. Расскажите о верности ваших домашних животных.
• Расскажите о том, как вы заботитесь о своем домашнем животном.
ПЛОТНИК И КОШКА
Японская сказка
Жил в старину бедный плотник, и была у него кошка. Любил хозяин свою кошку, каждое утро, как уходил работать, оставлял ей еду, а вечером рыбы приносил. Кошка тоже любила плотника. Так они и жили. Но вот как-то напала на плотника хворь: глаза заболели. Осмотрел лекарь хворого и говорит:
— Тяжкий недуг, ведать не ведаю, как тебя исцелить.
Разболелся плотник, работать не может, денег совсем не стало — как тут купишь кошке рыбу? Вот он и говорит кошке:
— Хоть и бедно мы с тобой жили, но все же сносно. А теперь я совсем ослеп, исцелить меня никто не может. Нечем мне тебя кормить. Уж не сердись, придется тебе, видно, другого хозяина искать.
Заснул плотник. А кошка будто поняла слова хозяина. Подошла к нему, села на подушку и стала усердно глаза плотнику вылизывать. Сначала левый, потом правый, левый — правый, левый — правый.
Ночь прошла, день наступил, а кошка все глаза хозяина вылизывает. Вот так диво! Резь в глазах у бедняги утихать начала.
Прошло десять дней, а на одиннадцатый глаза у плотника перестали болеть, и стал он видеть так же хорошо, как и прежде. Только у кошки глаза стали слабнуть, день ото дня все хуже она видела. А однажды, когда хозяин спал, тихонько исчезла.
Вопросы и задания к сказке:
• Как вы думаете, куда и почему исчезла кошка?
• Как бы вы на месте кошки помогли своему хозяину?
• Представьте, что хозяин нашел свою кошку и вылечил ее. Расскажите, как и чем он ее лечил.
Сценка «Верные друзья»
Поделите детей на пары. Один ребенок в паре — человек, другой — его верный друг, например, конь (собака, кошка, верблюд). Каждая пара в сценке-диалоге рассказывает, как животное послужило человеку в трудную минуту.
ВЕРНЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ СОТНИ СЛУГ
М. Скребцова
Пользы много от слуги:
Он почистит сапоги,
Приготовит, постирает,
Сказку даже прочитает.
Под рукою он всегда,
С ним не жизнь, а красота:
Но надежный, верный друг —
Лучше даже сотни слуг!
Вопросы и задания к стихотворению:
• Что бы ты больше хотел иметь: сто слуг или одного верного друга?
• Чем друг отличается от слуги?
• Придумай ситуацию, в которой человеку может помочь только верный друг.
Рисунок «Для верного друга»
Попросите детей перечислить людей, которых они могут назвать своими верными друзьями, и объяснить почему. Например: мама — мой верный друг, потому что она лечит меня, когда я болею, читает мне интересные книжки и т. д. Затем дети рисуют открытку благодарности для самого верного человека в своей жизни.
Гордость
Игра «Чем гордятся наши вещи»
Покажите детям карточки с рисунками разных вещей (машина, лампа, бусы, часы, кресло и т. д.) и попросите их рассказать, чем могут гордиться эти вещи и предметы. Например: машина — скоростью, лампа — яркостью.
Обсудите с детьми, чем гордость отличается от хвастовства, и почему хвастовство может обидеть других людей. Затем раздайте детям карточки с рисунками предметов. Дети должны представить, что они владельцы данных предметов, и рассказать о них с гордостью, но не хвастаясь.
Например:
«Моя машина едет очень быстро. Она красивая и большая. В нее поместится вся наша семья» (гордость).
«Моя машина едет быстрее всех. Ни у кого нет такой красивой и большой машины» (хвастовство).
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Попросите детей подумать, чем больше всего они гордятся в себе, и объяснить, почему.
• Когда вам очень хочется чем-то похвастаться, как вы поступаете?
• Расскажите, чем вы больше всего гордитесь в своих родителях, бабушках и дедушках, сестрах и братьях.
• Гордитесь ли вы успехами своих друзей?
ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ АКВАРИУМА
М. Скребцова
В большом аквариуме дружно жили самые разные рыбки: пестрые и полосатые, голубые и серебристые. Особенно хороши были рыбки в ярко-оранжевом наряде, а чешуя самой большой из них отливала золотом. За это все называли ее золотой рыбкой.
В аквариуме всегда была чистая вода, насыщенная кислородом, который булькал пузырьками, вырываясь из специальной трубочки. Зеленые и бурые водоросли росли в разных уголках. Пустые розовые ракушки и разноцветные камешки устилали дно. Рыбки любили прятаться в ракушках во время игры в прятки.
Играть в прятки не любила только золотая рыбка.
— Из-за своего золотого цвета и большого размера я всюду заметна, — булькала недовольно она.
— Значит, ты будешь водить, — отвечали маленькие рыбки.
— Ладно, я закрываю глаза, а вы прячьтесь. Только не лезьте в бурую ракушку, — предупреждала золотая рыбка.
— Знаем, тетушка. Там живет крабик с клешнями, — смеялись маленькие рыбки и бросались врассыпную.
Впрочем, все в аквариуме жили дружно. Крабик был нелюдимом и редко выползал из своей раковины. А улитки медленно ползали по стенкам аквариума, не обращая внимания на рыбок. Жизнь текла спокойно, пока однажды не случилось чудо. К аквариуму подошел мальчик и весело сказал:
— Смотрите, рыбки, что я вам сегодня купил.
И он опустил в аквариум настоящий дворец, слепленный из ракушек, камушек и осколков разноцветного стекла. Полукруглые гроты были соединены коридорами, которые вели в пещерки внутри дворца. Даже крабик выглянул из раковины, чтоб полюбоваться на это чудо. Рыбки долго плавали вокруг, не решаясь исследовать дворец изнутри. Первой осмелилась золотая рыбка. Она медленно вплыла в самый большой грот и исчезла. Рыбки ждали, затаив дыхание.
Золотая рыбка выплыла из другого грота и важно заявила:
— Теперь у меня отличный дворец. Вам туда вход запрещен.
— Почему, тетушка золотая рыбка? — удивились все.
— Потому что я самая красивая. Мне дали этот дворец и назначили вашей царицей, — гордо сказала золотая рыбка.
— Мы можем играть там в прятки, — пропищала одна малышка.
— Только попробуйте, я вас укушу, — рассердилась золотая рыбка и так широко раскрыла рот, что все рыбки попятились. Крабик тут же юркнул обратно в свою раковину
Рыбки сбились в стайку в дальнем конце аквариума, а их царица охраняла свой дворец, плавая кругами вокруг него.
— Зачем ей одной такой большой дворец? Мы даже не видели, что там внутри, — грустно шептались рыбки.
— А я поплыву и посмотрю, — заявила самая маленькая полосатая рыбка.
— Она тебя укусит, — испугались за подружку рыбки.
— Нет, ее не видно сейчас, наверное, уснула где-нибудь, — храбро ответила малышка и поплыла к дворцу
Она тихонько нырнула в один из гротов, и тут же из дворца раздались крики:
— Ах ты, негодница! Как ты посмела! Я тебе задам!
— Ой, помогите, спасите, я застряла!
Маленькая рыбка пулей вылетела из дворца.
— Я нырнула в грот, — взволнованно рассказала она, — а золотая рыбка как закричит на меня. Я бросилась в узкий проход, чтобы спрятаться, а она — за мной и застряла там.
— Вот и хорошо! Так ей и надо! — рассмеялись рыбки
— Рыбки, помогите, спасите меня. Я застряла, — донеслось из дворца, но рыбки принялись гоняться друг за другом и не обращали внимания на мольбы золотой царицы.
Постепенно мольбы стихли. Тут из бурой раковины вдруг выполз крабик. Рыбки с изумлением смотрели, как он направился к дворцу и скрылся в нем. Через некоторое время послышалось сопение, возня, и вдруг из дворца выплыла золотая рыбка.
— Рыбки, простите меня. Конечно, этот прекрасный дворец подарили всем нам, и вы можете играть там и даже жить в нем, — тихо предложила она.
Рыбки кивнули и бережно перевязали помятые чешуйки у золотой рыбки полоской бурой водоросли.
«Вот и хорошо», — буркнул крабик и уполз в свою раковину.
С этого дня рыбки зажили как прежде. А золотая рыбка во время кормежки специально пропускала самых больших червяков. Они медленно подали на дно и доставались крабику.
Вопросы к сказке:
• Почему рыбка думала, что она лучше всех?
• Чем гордилась алая рыбка?
• Почему гордому человеку труднее найти друзей?
• Казалось ли вам когда-нибудь, что вы самый главный в какой-либо компании или группе детей? Нравилось ли вам это чувство?
Аппликация «Аквариум»
Предложите детям сделать общую аппликацию аквариума с рыбками, крабом, камушками и водорослями.
Старшие дети сами могут нарисовать или вырезать из цветной бумаги обитателей аквариума; для младших педагог заранее вырезает заготовки.
ЧЕМ Я ГОРЖУСЬ
М. Скребцова
Я горжусь своею мамой —
Доброю, красивой самой;
Папой — сильным и большим,
Ничего не страшно с ним;
Старшею горжусь сестрой —
За меня она — горой;
Младшим маленьким братишкой —
Он не расстается с книжкой;
Другом Пашкою горжусь,
В классе с ним одном учусь.
Пишет он стихи и сказки —
Мозг талантливый у Пашки.
Всем хорошим я горжусь
И гордиться не стыжусь.
Можно многого добиться,
Если за других гордиться!
Вопросы к стихотворению:
• Каким своим достижением ты больше всего гордишься?
• Можно ли гордиться тем, что еще не произошло?
• Как ты думаешь, всегда ли нужно говорить вслух о том, чем ты гордишься?
Творческое задание «Что мы умеем»
Прочитайте детям пословицу: «Не хвались тем, что имеешь, а гордись тем, что умеешь».
Попросите детей перечислить умения, которыми можно гордиться. Например: чисто мыть руки, рисовать, кататься на коньках, подметать пол, конструировать и т. д.
Затем дети должны подумать и рассказать, как те или иные умения могут помочь их близким и друзьям. Например: можно нарисовать для друга картинку, помочь маме прибраться, построить для брата замок.