Юлия Облавацкая
Конспект занятия по обучению нравственности «Доброта. Добросердечие»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброта
Игра «Добрый дождик»
Дети встают в круг. Все они добрые дождинки. В середине круга стоит мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.
Например: я увидела цветок, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т. д.
Публикация «Конспект занятия по обучению нравственности „Доброта, Добросердечие“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить все, что рассказали ей дождинки.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Покажите детям семечко какого-либо фруктового дерева и попросите их нарисовать, как будет выглядеть это дерево через десять лет. После этого дети должны перечислить всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти. (Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка, садовника).
• Затем попросите детей перечислить всех, чья доброта помогает расти им. (Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек).
ДАРОМ НИ ОДНО ДОБРОЕ ДЕЛО НЕ ПРОПАДАЕТ
А. Неелова
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
— Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему
— Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
— Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
— Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
— Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин: — Не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
— Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
— И я! И я! И я! — послышалось со всех сторон, и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, и снял крестьянин со своей полоски богатый урожай.
Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька — не собрать бы ему и семян со своей полоски, и пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
Вопросы и задания к сказке:
• Почему капелька пожалела крестьянина?
• Расскажите, о чем говорят между собой капельки и колоски.
• Представьте, что одна капелька, попавшая на ржаное зернышко, была волшебной, и колосок, который она полила, вырастил зернышки доброты. Расскажите, как эти зернышки помогут людям.
• Какой была туча — мама добрых капелек?
Творческое задание «Доброе дело»
Прочитайте детям пословицу: «Доброе дело, что дождь в засуху». Раздайте детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда, книга и т. д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т. д.
Рисунок «Дерево доброты»
Нарисуйте на листе ватмана дерево доброты и попросите детей рассказать обо всех своих добрых делах. Каждое доброе дело дарит дереву новый плод. В результате на дереве появится столько плодов, сколько добрых дел дети вспомнят. Рисунок с деревом можно повесить на стену и время от времени добавлять к нему новые плоды.
Добросердечие
Игра «Доброе сердце»
Один человек играет роль «доброго сердца». Он выходит за дверь и думает, что доброго он может сделать для кого-либо из своих друзей. Педагог открывает дверь и громко говорит: «Дверь свою мы распахнем, сердце доброе зовем».
«Доброе сердце» заходит, берет одного из детей за руку, выводит его на середину круга и говорит, что «оно» сегодня сделает для этого человека.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Представьте, что добрая волшебница подарила вам ларец с дарами доброты. Перечислите эти дары. (Хороший характер, улыбка, мечта, умение прощать и т. д.)
• Какие из этих даров вы подарили бы своим родным?
ЕЖИХА-ПОРТНИХА
А. Лопатина
Возле норы у ежихи-портнихи всегда толпились заказчики: зайчику надо было разорванную шуб — ку зашить; бабочке крылышко починить. Целыми днями ежиха-портниха сидела на пенечке возле норы и шила паутинками, напевая веселые песенки.
— Ежиха, спаси меня, — услышала однажды она громкое жужжание в траве.
Ежиха нагнулась и увидела большого мохнатого шмеля с изломанными и покрытыми чем-то липким крылышками.
— Ах ты, бедный, сейчас все починю, — пообещала ежиха. — Вставлю в иголочку новую паутинку и зашью.
— Паутину? Не надо. Я только что разорвал паутину и еле спасся от громадного паука, — испуганно зажужжал шмель.
— Не бойся. У меня в мастерской паутинка не губит, а спасает. Она прочная, липкая и прекрасно штопает крылышки, — стала уговаривать ежиха шмеля.
В конце концов, тот согласился, и крылышки были ловко и аккуратно заштопаны.
— Спасибо, ежиха. В твоих лапках даже паутина становится доброй, — прожужжал шмель, набирая высоту.
Ежиха не ответила, ее ждали другие заказчики. К вечеру она заметила, что у нее закончились все паутинки.
«Странно, паучки забыли сегодня навестить меня», — подумала ежиха, — и сама отправилась в гости к паучкам, но те при виде ежихи попрятались.
— Что такое, вы не хотите спрясть для меня паутинки?
— Мы не можем, тетя ежиха, — прошелестели паучки. — Нам главный паук запретил, потому что ты помогла шмелю.
С этого дня ежихе пришлось шить травинками. Конечно, крылышко стрекозе травинкой не зашьешь, да делать нечего. Ежиха больше не пела свои песенки, а целыми днями думала: чем заменить паутинку? Как вдруг паучки снова пришли к ней и принесли по большому мотку паутинки.
— Значит, передумали, — обрадовалась ежиха и тут же увидела на дороге странную процессию. Четыре проворных сороконожки несли носилки из паутины, на которых лежал огромный черный паук со сломанными лапками.
— Ежиха, нашему главному пауку медведь лапки отдавил. Скорее помоги ему, — попросили сороконожки.
— Не хочу, — впервые в жизни отказалась ежиха. — Я сегодня бабочке не смогла помочь, потому что у меня нет паутины.
Главный паук застонал и что-то приказал сороконожке. Та быстро убежала, но вскоре вернулась с листочком. Главный паук оставшейся здоровой лапкой долго писал на листочке, а потом протянул его ежихе.
«Отныне и навсегда, я главный паук, приказываю всем паучкам помогать ежихе и давать ей паутину сколько понадобится», — прочитала ежиха. Вместо подписи паук поставил крест, такой же, какой был у него на спине.
— Ладно, кладите его на пень и подайте мне паутинку, — проговорила ежиха и принялась напевать веселую песенку. Через полчаса паук убежал в чащу на всех своих восьми ногах.
С тех пор все в лесу помогали ежихе-портнихе. Паучки каждое утро приносили ей мотки паутинок, а елочки дарили ежихе иголки для шитья, если у нее своих не хватало.
Вопросы и задания к сказке:
• Какой была Ежиха?
• Как ты думаешь, кому еще Ежиха помогла в лесу?
• Расскажи об все людях с добрым сердцем, которых ты знаешь.
• Почему человек с добрым сердцем всем помогает?
Творческое задание «Сердце-цветок»
Педагог рисует на доске цветок доброты с серединкой в виде сердца. Дети должны подумать обо всем добром, что они могут сделать друг для друга, чтобы им жилось интереснее. Каждый добрый поступок, о котором расскажут дети, дарит сердцу новый лепесток. Чтобы сердце доброты ожило, в течение дня дети выполняют то, о чем они рассказали.
Сценка «Доброе сердце»
Прочитайте детям пословицу: «Добрым сердцем мир держится». Поделите детей на пары. Один ребенок в паре — ежиха, другой — любой лесной зверь. Дети должны составить небольшие сценки-диалоги о том, как они помогали друг другу в трудные минуты жизни.