Юлия Облавацкая
Конспект занятия по обучению нравственности «Бережем природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Бережем природу
Игра «Мир природы»
Поделите детей на группы и раздайте им карточки с рисунками деревьев, зверей (птиц, насекомых, реки, моря, солнца и т. д.) Каждая группа должна подумать и рассказать, какую пользу тот или иной обитатель мира природы приносит миру людей, не называя себя. По рассказам друг друга дети угадывают, о ком говорят их друзья.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Представьте, что однажды вы увидели человека, который на ваших глазах сломал дерево, ударил палкой какого-либо зверя, бросил камень в птицу. Что вы сказали бы этому человеку?
МАЙСКИЙ ЖУК
Публикация «Конспект занятия по обучению нравственности „Бережем природу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
А. Неелова
Жарким летним днем собрались мальчики в поле погулять. У всех через плечо висели жестяные ботанические ящики — дети хотели заняться собиранием трав. Даже маленький Коля не забыл взять свой зеленый ящичек, в который мать заботливо положила для сынишки кусочек хлеба на дорогу. Через луга, мимо весело журчащего ручейка, через темный лес дети весело шли гурьбой к мельнице, где их ждал вкусный сытный завтрак.
Коля ни в чем не желал отставать от старших. Видя, как те собирают разные травки и цветы, и он рвал без разбора все, что ни попадалось, и прятал в свой ящик. Стало смеркаться, когда мальчики собрались домой. Все были бодры, словно только что вышли из дома, и только самые младшие — Коля с Володей, еле передвигали ноги и порядочно отстали.
Идя по аллее, Коля спросил Володю: «Скажи, пожалуйста, что это так летает и жужжит?»
— Майские жуки, — ответил Володя и постарался поймать пролетавшего мимо жука. Когда ему это удалось, он присел на камешек, достал из кармана нитку и привязал жука за ногу, потом отпустил его и запел: «Лети, лети, мой жучок, — высоко, далеко!» А сам не выпускал из рук нитку и бежал за жуком. Понравилась эта забава Коле, и он стал просить Володю поймать и ему жука. А как поймал Володя жука, Коля привязал его за ногу и пустил летать, а сам принялся за ним бегать.
Коля позабыл про усталость и весело бежал, пока не догнал старших. «Прячь скорей жука в ящик, — сказал Володя, — лучше завтра с ним поиграешь».
Посадил Коля жука в ящик, где бедняге пришлось сидеть, пока Коля сладко спал в своей кроватке. К счастью, ящик закрывался не плотно, не то бедный пленник задохнулся бы.
Вдруг среди ночи ясно послышалось жужжание майского жука — сначала издалека, потом все ближе и ближе и, наконец, раздалось подле самой Колиной кровати. Сбросил мальчик с головы одеяло и стал с любопытством смотреть в ту сторону, откуда доносилось жужжание, и вдруг к ужасу своему увидел огромного, ростом с человека, майского жука. Сердитыми глазами жук смотрел на своего мучителя и жужжал, да так внятно, словно человечьим голосом: «Злой мальчик, что ты со мной сделал! От твоей веревки у меня вся нога болит и ноет! Чтобы ты знал, какую муку ты мне причинил, я также привяжу тебя за ногу веревкой, пущу бежать, а сам буду тянуть веревку». И не успел Коля опомниться, как на ноге у него очутилась веревка. Перепугался мальчик, спрыгнул с постели и бросился бежать, а веревка не пускает, все больше врезается в ногу.
— Пусти, я больше не буду мучить жуков! — стал молить Коля. Тут жук так сильно дернул за веревку, что мальчик не удержался, упал на пол и с громким криком… проснулся. Прибежала на крик Колина мама и спрашивает: «Что случилось?»
— Жук! Жук! — бормотал испуганный мальчик.
— Здесь никакого жука нет, — успокаивала мать.
— Большой майский жук привязал меня веревкой за ногу
— Это тебе приснилось. Спи, сынок, спокойно.
Коля и сам теперь понял, что жук ему приснился. Весь еще под влиянием страшного сна он заплакал и рассказал маме, как они вчера с Володей играли с жуками.
— Нехорошо, Коля, так делать, — покачала головой мать. — Страшный сон приснился тебе в наказание за то, что ты мучил бедного жука. Давай его выпустим
Потом Коля лег в кроватку и сладко проспал до утра, — жука уж не было в ящике: мама выпустила его на свободу После этого случая Коля не только сам не мучил животных, но и товарищам не позволял этого делать. Когда же мальчики его не слушались, он рассказывал им про свой страшный сон, который на всю жизнь остался у него в памяти.
Вопросы и задания к сказке:
• Ловили ли вы когда-нибудь жуков? Что вы с ними делали: отпускали на волю или оставляли жить у себя?
• Как вы думаете, почему жуки, бабочки или другие насекомые не могут долго прожить в неволе?
• Как вы думаете, почему Коле приснился этот сон?
Рисунок «В гостях у жука»
Представьте, что у вас появился друг — лесной жук. Придумайте и нарисуйте сказку о своей дружбе с ним и о том, как вы побывали у жука в гостях. Дети по очереди показывают свои рисунки и рассказывают сказки. Затем все сказки склеиваются в одну книжку «В гостях у лесного жука».
Творческое задание «Любимый хозяин»
Раздайте детям карточки с рисунками разных домашних животных. Каждый должен рассказать от лица своего животного, что ему нравится или, наоборот, не нравится в своей жизни, а затем описать хозяина, о котором он мечтает.
ПОЧЕМУ ПЛАЧЕТ ЛУЖОК
М. Скребцова
Что ты слезы льешь, лужок?
У меня завял цветок,
Самый яркий, самый светлый,
Отовсюду всем заметный.
Может, из моей землицы
Он воды не смог напиться?
Может, солнечный ожог
Ранил хрупкий лепесток?
Не горюй, дружок-лужок,
Был прекрасен твой цветок,
Но бывает иногда
Хрупкой очень красота.
Ты не в чем не виноват,
Черноземом ты богат.
Снова вырастут цветочки —
Сыновья твои и дочки.
Вопросы и задания к стихотворению:
• Как ты думаешь, как назывался любимый цветок лужка?
• Какие луговые цветы кажутся тебе самыми хрупкими?
• Представь себя каким-либо луговым цветком и расскажи о своей жизни.
• Опиши красоту какого-либо цветка, не называя его. По описаниям друг друга дети угадывают, о каких цветах рассказывают их друзья.
Игра «Мир природы»
Покажите детям карточки с рисунками деревьев, зверей (птиц, насекомых, реки, моря, солнца).
Дети должны рассказать, какую пользу тот или иной обитатель мира природы приносит миру людей.
Тот, кто расскажет интереснее всех, получает карточку с обитателем мира природы.
Сценка «Разговор цветов»
Поделите детей на пары. Один человек в паре — цветок, растущий на лугу или в лесу; другой — его сорванный собрат, стоящий в вазе. Дети должны придумать небольшую сценку-диалог между своими цветами о том, как им живется.
Рисунок «Поможем деревьям»
Прочитайте детям пословицу: «Кто деревца не сбережет, леса не увидит».
Покажите детям рисунки с разными деревьями и обсудите, как люди могут помочь деревьям. Затем каждый рисует какое— либо деревце и придумывает, как и чем он ему поможет.
Задание на дом
Попросите детей выбрать дерево и наблюдать за ним каждый день, здороваться с ним и разговаривать. Дети должны запомнить, как выглядит кора дерева и его листья. В случае необходимости, дети могут помочь дереву. Например, если дерево небольшое, привязать его к колышку.
В конце недели дети рассказывают о своих деревьях.