Наталья Журина
Обучение грамоте детей дошкольного возраста в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок. Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
Публикация «Обучение грамоте детей дошкольного возраста в условиях детского сада» размещена в разделах
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
- Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с. з. ц, шипящих (ш, ж, африкатов (ч, щ, соноров (л, р);
- Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами : "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения. Кроме этих компонентов у ребенка еще должен быть достаточный уровень интеллектуального и общеречевого развития, представлений о явлениях языка и речи; выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер, чувство ритма. Это компоненты, если все они присутствуют у ребенка, говорят о нормальном речевом развитии у него и о том, что он готов обучаться грамоте. Здесь вопрос: много ли таких детей в группах общеразвивающего вида?
Соответственно, прежде чем начинать обучать ребенка грамоте, необходимо его как следует к этому подготовить. Задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития. Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.
Этапы подготовки ребенка к обучению грамоте :
(на основе программы Н. В. Нищевой)
1. Развитие зрительного восприятия и внимания – добукварный период.
2. Развитие тонкой моторики и навыков ориентировки на плоскости.
3. Развите слухового восприятия и внимания.
4. Развитие связной речи (анализ и синтез предложений).
Обучение грамоте дошкольников предполагает несколько этапов (ступеней, в зависимости от возраста детей, особенностей их психофизиологического развития. Представляю краткое содержание этапов работы по обучению грамоте, которое представлено в программе по методике Лидии Ефремовны Журовой:
1 этап (1 ступень грамоты) средняя группа детского сада – формируются умения интонационно выделять заданные звуки в слове и правильно их называть.
(Основные знания, которые получают дети: речь состоит из слов, слов много, они называют предметы, признаки, действия предметов, слова имеют протяженность (длинные и короткие, они звучат (состоят из звуков, звуки в слове идут друг за другом, звуки в слове произносятся по - разному, из слов можно составлять предложения). Важное, что хотелось бы отметить на этом этапе – звуки и слова сравниваются с природными, теми, которыми ребенок может слышать в окружающей жизни, проводить аналогии. Например, С – большой насос, Сь – маленький насос и т. Д.
2 этап (2 ступенька) старшая группа детского сада – дошкольники овладевают умениями проводить звуковой анализ слов различной слоговой структуры, различать гласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки и материализовать их фишками.
Основная задача – формирование у детей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова (определение порядка следования звуков в слове, основных качественных характеристик звука). Эта задача решается с помощью дидактических игр:
«Назови слова» (назови слова со Р). Важно, чтобы задание давалось ребенку, исходя из его артикуляционных возможностей. То есть, если ребенок не может произносить Р, то ему это задание не подходит. У этой игры много вариантов.
«Назови пару», «Назови звук», «Отгадай, какой звук», «Назови братца» (найти пару твердому звуку) - игры, направленные на различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих.
3 этап подготовительная группа детского сада – знакомство со всеми гласными и правилами их написания после твердых и мягких согласных. В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, строят в соответствии с ними слова и предложения, овладевают слоговым и слитным способом чтения.
4 этап – формирование ориентира на гласную букву при чтении.
5 этап – знакомство с согласными буквами, овладевание навыками слогового и слитного чтения.
Игры: «Найди свой домик» (закрепление правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков) – разложить гласные буквы в синий и зеленый домик; «Будь внимательным». Названия могут быть самыми разными. Главное здесь заинтересовать детей, чтобы игры со звуками не превращались в скучное занятие.
«Назови слова по заданной модели» (при овладении ЗБА, «Игра загадка», «Цепочка слов» и т. Д.
Мне бы хотелось добавить некоторые рекомендации относительно планирования ваших занятий.
1. Цвета фишек, используемы для обозначения звуков. На начальных этапах они все одно цвета. Потом, когда вводятся понятия гласный, согласный цвета появляются красный, синий, для обозначения мягкого зеленый. Так вот если вы разбираете с детьми слово САД, то схемы могут быть разными: в начале – желтый желтый желтый, желтый красный желтый (гласный, ЛЕС – желтый красный желтый, Зеленый красный, синий (твердый мягкий). Но если вы хотите просто показать гласный и согласный в слове лес не ставьте все синими кружками, потому как потом нужно будет вводить зеленый кружок и схема будет другой. А мы уже неправильно ребенку до этого объясняли.
2. Очень важное! Когда мы берем тоже слово ЛЕС и говорим, что ЛЬ твердый. Это конечно недопустимо, лучше не брать слова, в которых вы не уверены, потому как ребенок будет говорить, скорее всего то, что он слышит и он в этом случае будет прав. Или, например, при работе со звуком З не берите слова, где есть Зь.
3. При знакомстве с каким либо звуком, обратите внимание на его артикуляцию, затем слышать этот звук правильнее будет сначала изолированно, затем в слогах, словах.