Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Обучение дошкольников пересказу»

Ирина Новикова
Консультация для педагогов «Обучение дошкольников пересказу»
▼ Скачать + Заказать документы

«Обучение дошкольников пересказу"

Слайд 1. Пересказ –это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение.

Е. И. Тихеева, А. М. Леушина, А. М. Бородич и другие авторы подчеркивают большое значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, развития их речи.

Слайд 3. ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА

Пересказ положительно влияет на связность детской речи.

Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений,

формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.

Слайд 4. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА:

1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ должны иметь

воспитательную

ценность,

обогащать

моральный

опыт детей 2. быть

доступнымипо содержанию

3. быть

доступными

по объему

4. написаны образцовым

языком, без сложных

грамматических

форм,

содержать разнообразные

и точные определения,

сравнения, прямую речь 5. иметь четкую композицию

с хорошо выраженной последовательностью

действий

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ

Слайд 5. ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА

подробный (близкий к тексту)

краткий (сжатый)

выборочный

с перестройкой текста

с творческими дополнениями

Слайд 6. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ

1. ОСМЫСЛЕННОСТЬ (ПОЛНОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА 2. ПОЛНОТА ПЕРЕДАЧИ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ОТСУТСТВИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРОПУСКОВ, НАРУШАЮЩИХ ЛОГИКУ ИЗЛОЖЕНИЯ) 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СВЯЗНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВАРЯ И ОБОРОТОВ АВТОРСКОГО ТЕКСТА 5. ПЛАВНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА, ОТСУТСТВИЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ, НЕНУЖНЫХ ПАУЗ 6. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ФОНЕТИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ, КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕСКАЗА

Успех обучения зависит прежде всего от подготовительной работы, проведенной перед занятием.

Слайд 7. Подготовка педагога:

а) выбор произведения с учетом лексической темы, речевых умений и навыков детей, воспитательных задач;

б) анализ произведения и работа над выразительностью исполнения

в) отбор в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.

Подготовка детей:

а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста)

б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения

в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.

Слайд 8 СТРУКТУРА ПЕРЕСКАЗА

1. Вводная часть

Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста.

Приемы: краткая вступительная беседа, показ картинки, напоминание о наблюдениях, загадка

3. Беседа по содержанию произведения, направленная на анализ и запоминание текста

2. Первичное чтение произведения. Сообщение названия, автора, жанра. Чтение без установки на запоминание.

5. Вопросы по тексту для детей.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ

6. Заключительная часть занятия.

Приемы: драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, мнемотехника.

Слайд 9

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЮ

Младший дошкольный возраст

Проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова, фразы. Обучение пересказу начинается с знакомых сказок. («Теремок», «Колобок», «Репка»).

Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению.

Запоминанию литературных произведений помогает драматизация с помощью игрушек, настольного теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на экране).

Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, которая проводится в утренние или в вечерние часы

.

Слайд 10 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЮ

Средняя группа

Дошкольников учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей.

В начале года для пересказа берут произведения, хорошо знакомые детям. Постепенно вводят новые тексты, пересказ которых значительно труднее.

В беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц).

Каждый пересказ детей оценивается.

Пересказ коротких сказок и рассказов (русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», Сутеев «Цыпленок и утенок» и др.)

Приемы: вопросы, пояснения, показ иллюстраций, упражнения на развитие выразительности речи, прием «отраженной речи», подсказ, поощрение, совет

Слайд 11

Старшая группа

Беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, используются различные приемы привлечения внимания детей к языку произведения, к авторской характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам. Беседа должна проходить живо, непринужденно, допускаются хоровые ответы.

К оценке пересказов привлекаются дети.

Применяется план пересказа или пространственная модель.

(Русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак», рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц»)

Приемы: беседа, вопросы (характеристика героев, описание времени, места действия, подбор определений, сравнений, план пересказа (составленный педагогом или совместно с детьми, пересказ по ролям, инсценировка

Слайд 12

Подготовительная группа

Повышаются требования к пересказам.

При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаруживают пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с учетом определенных критериев: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности.

Особого внимания воспитателя в этой группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. Подготовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов.

Применяется выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.

(Русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козел»,

рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи» Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода».

Приемы: выборочный пересказ, пересказ от лица героев, придумывание продолжения,

сочинение рассказов и сказок.

Слайд 13 ДЛЯ ПОЛНОТЫ И ЯРКОСТИ ПЕРЕСКАЗА ПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЁМАМИ:

Моделирование

Графические схемы (Мнемотехника)

Иллюстрированное панно

Иллюстрации к тексту

Детские рисунки сюжетных фрагментов

ТСО

Диафильмы

Аудиозаписи текста

Аудиозаписи музыкальных фрагментов

Использование элементов драматизации

с элементами творчества и тд.

Словесные:

Чтение текста

Беседа

Загадки

Малые фольклорные формы

Сюрпризы

Настольный театр

Коррекционные упражнения

Лексико – грамматические упразнения;

На развитие Внимания, Памяти, Фантазии;

Для развития эмоциональной сферы.

ВЫВОД:

Умение правильно воспринимать литературное произведение в дошкольном возрасте, осознавать наряду с содержанием элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства.

В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Список литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.

2. Бородич, A.M. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М., Просвещение, 1981. – 255 с

3. Гурович, Л. М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии / Л. М. Гурович // Дошкольное воспитание. - 1983. - №4. - С. 15-18.

4. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Совершенство, 2001. – 368 с.

5. Калунина, Е. Воспитание сказкой / Е. Калунина // Ребёнок в детском саду. – 2002. - №5. – С. 73-75.

6. Нищева, Н. В. Методические рекомендации по обучению дошкольников пересказу / Н. В. Нищева //Дошкольная педагогика. – 2005. - №2. – С. 51-54.

7. Патрушева, С. Обучение детей монологической речи / С. Патрушева // Ребёнок в детском саду. – 2001. - №2. – С. 40-43.

8. Сохин, Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду / Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Т. Арушанова и др. ; под ред. О. С. Ушаковой. - М. : Просвещение, 1993.- 271с.

9. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Владос, 2004. -288 с.

10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Институт психотерапии, 2001. – 256 с.

11. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников»Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников» «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.

Консультация для педагогов «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»Консультация для педагогов «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения» Мотивация на обучение — это процесс стимулирования интереса и желания ребёнка учиться, развиваться и получать новые знания. Она играет важную.

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Обучение дошкольников пересказу»
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 06:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Обучение дошкольников пересказу»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Новикова (УИ 267643) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД