Наталья Мартыненко
Обучение детей в первой младшей группе декоративной лепке и знакомство их с народным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендуется с раннего возраста начинать знакомить малышей с декоративной лепкой. Дети в возрасте 2-3 лет еще весьма ограничены в своих возможностях: они могут вылепить лишь элементы простой формы или украсить готовое изделие с помощью палочки или пальца.
Начинаем знакомство с показа игрушек малышам, это могут быть загорские точеные деревянные игрушки,семеновские матрешки, некоторые глиняные изделия каргопольских мастеров. Лучше всего использовать деревянные игрушки, они наиболее понятны детям данного возраста. Непосредственно само знакомство малышей осуществляется с помощью игр, причем, чем больше игрушек воспитатель выставит на столик, тем больше привлечет внимание ребенка. Задача на этом этапе сформировать интерес к использованию игрушек, закрепить умение малыша определять форму, размеры и цвета.
Публикация «Обучение детей в первой младшей группе декоративной лепке и знакомство их с народным искусством» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народная культура, фольклор
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
Воспитатель может просить ребенка выбрать из всех игрушек только елочки или матрешки, расставить их в определенном порядке, сравнить размеры. Выставление игрушек на стол можно сопровождать рассказом.
Например: «Жила-была кукла Маша (показать куклу),
у нее было очень красивое платье.
Однажды Маша пошла в лес (выставляем деревья вокруг куклы),
и увидела птичку(ставим фигурку) сначала одну,
а потом на полянку прилетело много-много птичек.»(выставляем остальные фигурки)
После рассказа, задаем малышам вопросы: Детки, а какого цвета птичка? А какой формы у птички хвостик? Какой клювик?. и т. д. (При этом руками сопровождаем форму и размер предметов).
Очень важно поощрять самостоятельные занятия детей с предметами народного творчества, ребенок 2-3 лет не всегда может придумать игру, поэтому воспитателю нужно каждый раз создавать стимулирующую обстановку, осторожно включаясь в игру путем наводящих вопросов. Прежде всего, игрушки располагают так, чтобы с ними можно было играть, не мешая друг другу, они должны присутствовать в достаточном количестве: несколько наборов матрешек, зайчиков, расписных мисок, ложек и т. д. Первые самостоятельные действия- ознакомительные: малыш рассматривает предмет, изучает, трогает, закрепляет свои умения действовать с ним. Например, стимулируя малышей к играм с матрешками, воспитатель может осторожно, чтобы не нарушить самостоятельной активности детей, предложить им момент соревнования: кто скорее соберет или разберет матрешку, кто быстрее их расставит. Можно предложить детям объединить всех матрешек в хоровод. Если ребенку захотелось покатать матрешку или птичку на машинке, не нужно мешать ему в этом. Необходимо предоставить детям возможность играть там, где удобно, но следить, чтоб они бережно обращались с игрушками. В дальнейшем, следует побуждать детей вносить в свои игры элемент творчества. Например, можно спросить, куда спрячутся матрешки, если прибежит волк? Даем ребятам елочки и предлагаем спрятать матрешки за елочки, так, чтоб их не увидел волк.
В первой младшей группе народная игрушка используется в основном для игр, но на некоторых занятиях можно с помощью тех же игрушек показать малышам способы лепки. Например, воспитатель может сказать: у меня есть птичка и кукла, вы хорошо знаете их (показывает, мы с ними играли. Я сейчас из глины слеплю еще одну куклу и еще одну птичку. Посмотрите, как я буду их лепить. В процессе можно задавать вопросы и направлять внимание малышей на форму частей изделия, подчеркивать выразительные элементы игрушек, затем детям предлагается повторить процесс лепки, украсить свое изделие выразительными деталями. Первые попытки, как правило, ведут к хаотичному расположению узора по краю изделия, зная эту особенность, задание можно свести к украшению края вылепленного пряника. Элементами украшения могут быть точки, углубления или полосы, сделанные палочкой. Малыши занимаются этим с удовольствием, зная, что их игрушки станут красивее.
Примерное занятие по лепке: «Пряник для мишки».
Программное содержание: Учить наносить узор в виде полос, действуя ребром стеки. Закреплять умение лепить форму диска.
Материалы и оборудование: Глина, палочки, доски.
Предварительная работа по знакомству детей с предметами народного творчества: Рассматривание керамической тарелки с узорами из дуг, полос и других элементов.
Методические приемы: Воспитатель говорит малышам, что к ним в гости приехал мишка и он хочет, чтобы его угостили красивыми пряниками, а так как пряников нет, то их нужно сделать самим. Воспитатель берет подготовленную дискообразную форму и ребром стеки наносит полосы. По мере выполнения основной формы (диска) детям дают палочки. В конце занятия педагог берет красивую тарелку, которую дети рассматривали, складывает на нее пряники, ставит около мишки, сидящего за столом и благодарит от его имени малышей.
Воспитатель не должен критиковать, а может лишь подсказывать ребенку, как украсить изделие, и только в том случае, если малыш сам затрудняется.