Татьяна Зыбкина
Обучение детей счету в младшей и средней группах
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей счету в младшей и средней группе
детского сада
Маленькие дети с момента рождения окружены множеством разнообразных вещей. Но они рано начинают выделять однородные вещи среди разнообразия. В раннем возрасте дети не видят границ множества(5 и 2 куклы). Для них множество-это неопределенная множественность. Только дети с 2 лет и то при руководстве начинают воспринимать границы множества. Дети раскладывают предметы правой рукой (справа на лево, а левой - слева на право). По мере упражнений Восприятия неопределенной множественности сменяется восприятием множества, как целостного единства, состоящего из однородных элементов. Дети начинают видеть границы множества, а внутри все элементы, его образующие.
Публикация «Обучение детей счету в младшей и средней группах» размещена в разделах
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Поэтому, прежде чем обучать детей счету с помощью слов - числительных, нужно хорошо научить всех детей представлять целое однородных предметов и выделять элементы, видеть их в этом целом.
Поэтому 1-занятие в младшей группе направлены на знакомство детей с понятием «много» и «один». При этом нужно помнить, что 2 процесса соединения в целое и дробление целого на элементы должно протекать одновременно и не могут быть оторваны друг от друга.
Вторая важная задача: показать детям, что множества бывают равные, по количеству входящих в них элементов, т. е. практически подвести детей к установлению взаимно-однозначного соответствия; научить детей сопоставлять элементы одного множества с элементами другого множества, а на основе сравнения установить, какое больше и какое меньше, не называя еще эти множества числом. Это будет первый сигнальная основа будущей счетной деятельности.
Занятия в младшей группе проводиться 4 раза в месяц. В начале учебного года знакомим «много», «мало» и «один». Берется различный материал, но одного вида. Среди множества этих предметов выделяется понятие «много», «мало» и «один».
Много красных кубиков и один синий. Мало красных и один синий. Организовать детей на ковре полукругом. Берем не всех, подгруппу детей. Внести поднос, спрашиваем: «Что они видят? Какого цвета кубики? Сколько их? А еще, какой кубик есть? Сколько синих кубиков? (допускаются хоровые ответы). Раздаем по одному кубику каждому ребенку. Сколько кубиков у каждого из вас? Какие кубики? А у меня синий кубик и тоже один.
Занятие длиться 10-15 минут, но необходимо активизировать всю подгруппу.
На 2-ом занятии повторить эту тему, но на другом материале, т. е. элементы нового, занятие носило развивающий характер. Научить находить «много» и «один» в окружающей обстановке.
На следующих занятиях знакомим с раздаточным материалом располагая за столом.
Знакомство с приемом наложения и приложения, учить сравнивать множеством взаимно-однозначного соответствия между элементами сравниваемых множеств. В практике сначала приемы наложения, а потом приложения – друг под другом, слева на право.
Дать раздаточный материал в большом количестве, чем нужно. Все действия отражать в речи соотношение чувственного и логического мышления. Особое внимание уделять развитию у детей самостоятельности, наблюдательности сообразительности. ,
Формировать суждения самостоятельности в речи.
Упражнять в умении воспроизводить на слух количество хлопков или отстукивания в пределах 1-3 без счета и называния числа. «Постучите столько раз, сколько я постучала» или «Возьми столько игрушек сколько раз я хлопнула».
Приучать детей к пониманию следующих выражений и активному использованию их в речи: «столько-сколько», «поровну», «больше –меньше», «по одному», «по многу» .
Учить согласовывать «много», «мало», «один» в роде, числе и падеже с существительными. Понимать значение вопроса «сколько».
Познакомить с такими геометрическими фигурами, как круг и треугольник. Наконец, дети сделали первый шаг в познание мира числа.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
В конце прошлого года мы уже начали знакомить детей с числами, рассказывая интересные истории. Однако за лето дети могли что-то забыть, поэтому вполне доступно повторить обо всех числах, несколько расширив представления детей о них.
В средней группе с начала учебного года 1-занятие в неделю (15-20мин). В начале, необходимо отвести 4-5 занятий для повторения, главным образом представления умения и навыки, которые необходимо для обучения счету и ознакомления с числами.
Для повторения пройденного используем упражнения 2-ой младшей группы, но необходимо усложнять задания.
Основная задача: научить считать множества (предметы, звуки, движения) в пределах 5 , пользуясь правильными приемами:
• называть числительное по порядку, указывая при этом на предмет счета;
• соотносить последнее числительное со всей перечисленной группой - итоговый счет.
Обучение счету в пределах 5. Обучение счету должно помочь детям понять цель данной деятельности (только сосчитав предметы, можно точно ответить на вопрос «сколько») и овладеть средствами : называнием числительных по порядку и соотнесением их к каждому элементу группы.
Первые занятия воспитатель считает сам, показывая предмет счета, а дети лишь дают ответы об обобщающем количестве предметов - итог счета.
Обучать счету только при сравнении двух множеств-наглядность/смежные числа/.Важно детям понять-какое из смежных чисел больше,какое меньше.
В счете участвует много анализаторов они во взаимосвязи.
Соотношение «чувственного» со второй сигнальной системой (речью).
Нужно добиваться в речи детей итога счета «сколько», «одинаково», «поровну», «ни одного», по 4 и т. д. Поэтому необходимо уделять внимание согласованию слов - числительных с существительными.
КАК СТРОИТСЯ ОБУЧЕНИЕ
В начале года – закрепление, с отстающими - индивидуальная работа.
Прежде чем обучать, надо хорошо знать личность ребенка. К 4 годам ребенок недостаточно представляет обобщающий характер счетной деятельности. Ему очень сложны 2 процесса. Чтобы добиться осознанности счета, нужно: на первых занятиях показать на примере образования числа 2 и связать со счетной операцией и подведением итогов, как результатов счет, а итог счета определяется вместе с детьми. «Пришла одна кукла и еще одна, а всего стало 2 «Сколько кукол к нам пришло?»
На последующих занятиях можно с помощью панно показать образовании числа 2 и обязательно применить круговой жест.
По мере усвоения счета, воспитатель привлекает детей к счету. При счете предмет не выделяется, а итого обязательно. На последующих занятиях включаются осязательные упражнения на ощупь. Начинать с крупных предметов, спрятанных под салфетку. Счет предметов – это одна из операций, когда не большой группы предметов отсчитывается нужное количество.
Учить детей видеть равенства и неравенства множества, расположенных в ряд, при разных интервалах между элементами, а также при условии различий в размерах элементов в каждом из множеств. В усвоении этих понятий большую роль играет дидактические игры в не занятий.
Упражняя детей в обследовании моделей геометрических фигур (круга, треугольника, квадрата) обязательно-двигательным и зрительным путем, учить узнавать их независимо от различий в цвете и размере. Закреплять представления о размерных отношениях (длиннее - короче, шире - уже, больше – меньше) и умение пользоваться приемами приложения и наложения для выявления соответствующих отношений. Важно вызвать у детей интерес к занятиям и продолжать развивать математические способности.