Елена Киселёва
Обучаем дошкольников игре в бадминтон
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ исследований педагогов, ещё прошлого века, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей (Е. Н. Вавилова, 1981; Н. А. Ноткина, 1980; Ю. К. Чернышенко, 1999, уже свидетельствовал, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего.
Опыт педагогов-практиков показывает (Адашкявичене Э. Й., Гришин В. В., Фролов В. Г., Юрко Г. П., Змановский Ю. В. и др., что дети дошкольного возраста могут освоить элементы разных спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей и др.). В тоже время для современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости, а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости.
Публикация «Обучаем дошкольников игре в бадминтон» размещена в разделах
Совместно с педагогами МБДОУ «Детского сада № 345» «Солнышко», Красноглинского района Самарской области мы со студентами-заочниками Самарского социально педагогического колледжа опробовали рекомендации Чайникова С. А. и Беловой А. Л. (Быстрый волан) по обучению дошкольников основным приемам игры в бадминтон и получили хорошие результаты. Работа проводилась с детьми старшей и подготовительной групп на протяжении года.
Предлагается последовательность освоения движений:
• ознакомление с воланом (подготовительные упражнения - броски, ловля волана);
• обучение хватке ракетки, открытая и закрытая сторона;
• жонглирование воланом;
• обучение стойке бадминтониста;
• обучение технике ударов ракеткой справа, слева, над головой;
• обучение подаче волана;
• игра в паре с тренером;
• игра в паре с партнером;
При ознакомлении с воланом использовались упражнения, направленные на развитие чувства волана (его скорости и траектории полета, а также для развития ловкости и быстроты. Это подбрасывание волана вверх (поочередно правой и левой рукой) и ловля его двумя руками, одной рукой. А также подбрасывание волана спереди назад над головой (за спину). После броска нужно выполнить поворот на 180° и поймать волан. Броски выполняем поочередно правой и левой рукой.
Для повышения плотности занятия проводились упражнения с двумя воланами, т. к. они увеличивают количество движений, выполняемых каждой рукой, гармонично развивают правую и левую части тела, учат быстро переключать внимание (взгляд) с одного объекта на другой, развивают быстроту и ловкость.
При обучении хвату ракетки обращали внимание на то, как ребенок держит ракетку, т. к. неправильное положение ограничивает удары и приводит к появлению синяков на предплечье. Кроме того, при неправильной хватке ракетка становится короче, а, следовательно, меньше и расстояние до волана, на которое может дотянуться игрок. Так же нужно было следить чтобы ребенок не держал ракетку, как сковородку. Такое положение сильно ограничивает амплитуду движений головки ракетки, особенно при ударах сверху, так как ограничивается подвижность в лучезапястном суставе. При такой хватке невозможно ударить волан по крутой траектории сверху вниз. Кроме того, будет сложно выполнять отдельные удары.
Еще важно было обратить внимание на положение у ребенка указательного пальца, если палец выпрямлен и расположен вдоль ракетки, то этом случае ослабеет опора на кисть при выполнении ударов сверху и справа, из-за чего они будут слабее и производятся будут с опозданием. Нельзя забывать и про большой палец. Если он находится на верхней стороне ручки и касается ее нижней поверхностью ногтевой фаланги, то этом случае ослабевает опора на кисть при ударах слева и снизу, а при ударах сверху ракетка будет вылетать из рук.
При жонглировании воланом приходилось обращать особое внимание на правильность хвата ракетки, следить, что бы соприкосновение с воланом было на уровне головы и выше, а не на уровне пояса, особенно при жонглировании закрытой стороной, а так же чтобы локоть не был высоко поднят. Нужно обращать внимание ребенка на необходимость двигаться, чтобы расположиться более удобно по отношению к волану, не отводить взгляд от волана в момент соприкосновения с ним (смотреть в направлении предполагаемого полета волана).
Детям надо было объяснять, что при подаче ракетка должна двигаться только вперед, а волан должен направляться по диагонали и опускаться в пределах границы соответствующего поля подачи противника. В момент удара волан должен быть целиком ниже пояса подающего, а стержень ракетки должен иметь наклон вниз.
К игре в парах переходили после обучения и закрепления основных действий с воланом и ракеткой. В парных играх дети пытались сочетать полученные знания, умения и навыки.
Игры дошкольников с воланом и ракеткой (бадминтон).
1. «Поймай волан»
Цель игры: точно передавать волан и ловить его в воздухе.
Описание игры. Игра проводится в четырех подгруппах, стоящих в кругах. В центре каждого круга водящий. Дети перебрасывают волан друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если водящий поймает волан, то на место водящего встает игрок, неудачно бросивший волан, а водящий занимает его место.
Методические приемы. Инструктор следит, чтобы дети долго не держали волан, не бросали одному и тому же ребенку. Если водящий не может долго поймать волан, назначается новый.
Игру можно усложнить: ввести двух водящих и перебрасывать два волана.
2. «С ракетки на ракетку».
Цель игры: совершенствовать умение передавать и принимать волан на ракетку.
Описание игры. В игре участвуют двое детей. Один держит волан, другой – две ракетки. Первый кладет волан на правую ракетку второго ребенка. Тот должен подыграть волан вверх, но отбить его левой ракеткой. Затем наоборот. После дети меняются предметами.
Методические приемы. Игру можно провести, распределив детей на команды (подгруппы). Побеждает та команда, которая точнее выполнила задание.
Варианты. - То же, но продвигаясь вперед шагом, в быстрой ходьбе.
3. «Защити корзину от волана».
Цель игры: отбивать волан ракеткой в разных направлениях.
Описание игры. Дети образуют 4 круга. В центре круга становится корзина, рядом с корзиной – водящий, у него ракетка. У каждого играющего в руках по волану. По сигналу воспитателя дети поочередно бросают воланы в корзину, стараясь попасть в нее. Водящий защищает корзину, отражая воланы ракеткой, отбивая их в любую сторону. Играющий, у которого волан отбит, подбирает его (или ловит в воздухе) и становится на свое место. Если ребенок попадает воланом в корзину, то он получает 3 очка. Если в течении 2 минут водящий сумел защитить корзину от воланов, то считается, что он хорошо справился со своей ролью. Лучшей командой признается та, которая точно соблюдала правила игры.
Методические приемы. Воспитатель следит за своевременной сменой водящих, советует водящим отбивать волан не очень сильно, а всем играющим предлагает бросать волан не торопясь, точно прицеливаясь.
Варианты:
- Бросать волан одновременно двум или нескольким играющим с разных сторон.
- Выполнять задание левой рукой.