Марина Лобастова
Обследование речевого развития ребёнка 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Задания на выявление понимания ребёнком смысловой стороны слова.
1. Придумай окончание предложений
В воздухе зимой закружились первые … (снежинки).
Осенью небо хмурое и часто идёт … (дождь).
Знают дети, что на ёлке есть зелёные … (иголки).
Весной светит солнце, тает снег и текут (ручьи).
2. Скажи наоборот
(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет,
слайды 1-5)
Слон большой, а комар (маленький).
Дерево высокое, а куст (низкий).
Лев смелый, а заяц … (трусливый).
Зимой холодно, а летом … (тепло).
Публикация «Обследование речевого развития ребёнка 5–6 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дедушка старый, а внук … (молодой).
Отмечается: понимание смысловой стороны слова – в полном объёме,
на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.
Задания на проверку состояния фонематического слуха.
1. Запомни, повтори
па –ба___ та – да___ ка – га___
кот – год___ удочка – уточка___
2. Будь внимательным: «Я буду называть слова, если услышишь звук «ш»,
хлопни в ладоши»
Слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, ёлка, машина.
Отмечается: фонематический слух – сохранный, развит
недостаточно, нарушен.
Задания на выявление уровня овладения словарём
1. Обобщение предметов по темам
(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет,
слайды 6-9)
Мебель___
Овощи___
Фрукты___
Транспорт___
2. Угадай предмет по описанию
«Круглое, сочное, сладкое, растёт на дереве….
(яблоко);
оранжевая, длинная, сладкая, растёт на грядке, овощ….
(морковь);
зелёный, длинный, вкусный он солёный, вкусный он сырой….
(огурец);
красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный овощ….
(помидор)».
3. Назови детёнышей животных
(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет,
слайды 10-13)
У кошки ___ У лисы ___
У зайца ___ У волка ___
Отмечается: словарный запас – достаточный, соответствует возрастной
норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.
Задание на выявление сформированности слоговой структуры.
Повтори
Лестница ___ Аквариум ___
Фотограф ___ Лекарство ___
Велосипед ___ Температура ___
Отмечается:
- Слоговая структура не нарушена
- Негрубые дефекты слоговой структуры
- Нарушение слоговой структуры слов:
* парафазии (замены звуков, слогов)
* элизии (пропуски звуков, слогов)
* итерации (добавление)
* контаминации (часть одного слова соединяется с частью
другого)
* персеверации (циклическое повторение)
* перестановки звуков, слогов
* антиципации (замена предшествующих звуков
последующими)
Задание на выявление сформированности активной речи ребёнка.
Разложи картинки (предлагается серия из 3-х сюжетных картин) и составь рассказ
Отмечается: соответствует возрастной норме, в стадии формирования,
требует развития, не сформирована.
Задания на выявление уровня сформированности грамматического строя речи.
1. Скажи со словом много
(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет,
слайды 14-17)
Одно ведро, а много … (вёдер).
Одно дерево, а много … (деревьев).
Одно яблоко, а много … (яблок).
Одно кресло, а много … (кресел).
2. Назови предметы ласково
(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет,
слайды 18-22)
Окно - …
Ящик - …
Лопата - ….
Колокол - ….
Платье - ….
3. Скажи
Откуда осенью падают листья?___
Кому нужна удочка?___
Чем ты смотришь?___
Чем ты слушаешь?___
На чём катаются дети зимой?___
Отмечается: грамматический строй – сформирован; сформирован
недостаточно; не сформирован.
Логопедическое заключение.