Мария Ощепкова
Общесадовый проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. В старину к хлебу относились всегда по - особому, сравнивая с солнцем, золотом и жизнью. В военные годы люди ощущали нехватку хлеба. К сожалению, многие современные дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине. У большинства детей нет понимания того, что для того, чтобы изготовить хлеб нужно приложить много сил и труда, следствие - у детей дошкольного возраста не наблюдается ценностного отношения к труду человека.
Публикация «Общесадовый проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта:
Основной целью проекта является формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, формирование четкого понимания роли человеческого труда, воспитание уважительного, бережного отношения к результату его деятельности.
Задачи проекта:
Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы превратиться в хлеб;
Расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении;
Познакомить с названиями профессий людей, занимающихся изготовлением хлеба на всех этапах;
Воспитывать у детей чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу, природе;
Активизировать и обогащать словарь у детей. Познакомить с произведениями устного народного творчества (пословицы, загадки, поговорки, с народными играми;
Познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом.
Срок реализации проекта:
1 месяц
Тип проекта :
общесадовый;
познавательно- исследовательский;
краткосрочный.
Участники проекта:
педагоги ДОУ;
дети дошкольного возраста;
родители.
Предполагаемые результаты:
усвоение и расширение детьми знаний об этапах изготовления хлеба в старину и в современном мире;
формирование у детей ценностного отношения к труду людей, участвующих в производстве хлеба ;
воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.
вовлечение родителей в совместную деятельность в условиях семьи и детского сада.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный;
2 этап - основной;
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап
Анкетирование родителей;
Индивидуальные беседы;
Диагностика детей «Определение уровня знаний детей о хлебе, профессиях людей»;
Подбор демонстрационного материала: картины, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.
Основной этап
Беседы:
«Как хлеб на стол пришел?»
«О хлебе»
«Как выращивают хлеб»
«Как мы можем беречь хлеб?»
«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
«Как на наш стол хлеб пришел»
«Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»
«Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»
«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
«Какой бывает хлеб»;
«Пшеница – спутница и кормилица человека»
«Профессии : агроном, комбайнер, пекарь, кондитер, продавец»
Образовательные области:Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально- коммуникативное развитие
Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Иллюстрация «Выращивание хлеба»
Альбомы «Злаки», «Хлеб и хлебобулочные изделия»
Картина И. И. Шишкина «Рожь»
Картина И. И. Машкова «Снедь московская»
Картины С. А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые» Образовательные области:Познавательное развитие,Речевое развитие, Художественно- эстетическое развитие
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Образовательные области:Социально- коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Хужожественно- эстетическое развитие, Речевое развитие
Просмотр видеофильмов:
«Как растет пшеница?»;
«Труд комбайнера»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб».
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».
«История про хлеб»
Образовательные области:Познавательное развитие,
Речевое развитие, Хужожественно- эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие
Чтение художественных произведений:
Русские народные сказки: «Колобок», «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»
Украинская народная сказка «Колосок».
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
В. Дацкевич «От зерна до каравая»
К. Чуковский «Чудо – дерево»«Булка»
В. Ремизов «Хлебный голос»
Я. Аким «Хлеб»
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»
Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
И. Токмакова «Что такое хлеб»
Н. Самкова «О хлебе»
П. Коганов «Хлеб - наше богатство»
Л. Лебедевой «Корочка»,«Зернышко пшеницы»
В. Орлов «Хлебушек душистый»
С. Погореловский «Лето пролетело»
Образовательные области:Речевое развитие, Социально- коммуникативное развитие, Познавательное развитие
Исследовательская и опытно- экспериментальная деятельность
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»
Рассматривание и сравнение зерен ржи, пшеницы, овса, ячменя
Экскурсия на кухню детского сада во время подготовки к выпечке булочек
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка);
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса);
Замешивание теста
Образовательные области:Познавательное развитие,Речевое развитие
Художественно- творческая деятельность:
Лепка «Хлебные изделия, булочки»
Пластилинография «Хлебный колос».
Рисование «Колобок», «Колосок»
Аппликация «Колосок» (из салфеток).
Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки».
Лепка «Печенье для кукол».
Образовательные области:Художественно- эстетическое развитие
Слушание музыкальных произведений и пение:
Песни «Колосок» (о хлебе, «Батоны и ватрушки»)
«Ладушки, ладушки»
«Я пеку, пеку, пеку»
Отрывок из песни «К нам гости пришли»
Хоровод «Каравай»
Образовательные области:Художественно- эстетическое развитие
Проговаривание скороговорок, заучивание пословиц и поговорок Образовательные области:Речевое развитие Социально- коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»
«Хлебный магазин»
Образовательные области:Социально- коммуникативное развитие
Дидактические игры:
«Узнай на вкус»
«Кто больше назовет»
«От зернышка до булочки»
«Какой хлеб?»
«Назови профессию»
«Что, где растет»
«Что из какой муки испекли?»
«Четвертый лишний»
«Что сначала, что потом»
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
«Как превратить муку в тесто?»
«Назови ласково»
Образовательные области:Социально- коммуникативное развитие, Речевое развитие
Утренняя гимнастика: «Колосья»
Физкультминутки «Замесим тесто», «Колоски»
Игры малой подвижности:
«Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!»
«Из муки – не из муки»
Образовательные области:Физическое развитие
Заключительный этап
Итогом нашего проекта стало оформление тематической выставки : «Хлеб всему голова», где все участники проекта могли увидеть и оценить результаты совместных трудов. В ходе реализации проекта мы не только смогли добиться поставленных задач, но и пришли к выводу, что данная работа положительно сказывается на взаимоотношениях. Дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, участвовали совместно с родителями в познавательно-исследовательской деятельности. По общему мнению, проект был занимателен и интересен детям.
Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М. : – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с