ЕЛЕНА ПИЖАМОВА
Общение воспитателя с ребёнком в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Самый трудный момент для матери и ребёнка – расставание в первые дни посещения яслей,которое должно быть постепенным. В присутствии мамы воспитатель должен помочь малышу переодеться, предложить ему интересную игрушку. Воспитатель может попросить маму немножко поиграть вместе с ними. После того как малыш успокоится, мама должна сказать ему, что ненадолго уйдет, но обязательно скоро вернется.
Публикация «Общение воспитателя с ребёнком в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для маленького ребенка очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Задача взрослых – сделать первые дни пребывания ребёнка в яслях максимально комфортными,благоприятными для его эмоционального благополучия. О блегчить переживания одиночества, уменьшить страх разлуки с родителями помогут его любимые игрушки,бутылочка с соской, из которых ребенок пьет дома,какая- нибудь вещь,принадлежащая маме или папе,небольшой семейный альбом. Эти вещи ребенок может хранить на своей кроватке и играть с ними тогда, когда захочет,засыпать рядом с ними. Можно посоветовать родителям принести из дома одеяльце и застелить им его кроватку. Можно также прикрепить к спинке кроватки фотографию мамы.
Очень часто в первые дни посещения яслей ребенок стремится к постоянному физическому контакту с воспитателем,не отпускает его от себя. Это серьезно затрудняет работу взрослого,который должен уделять внимание всем детям,организовывать режимные моменты и т. д. Ситуация может стать еще сложнее, если в групп у поступают сразу несколько новых детей. Поэтому прием детей должен осуществляться постепенно, не более чем 2-3 ребенка в неделю.
Самое главное для воспитателя – завоевать доверие малыша,его привязанность. Нужно дать почувствовать ребенку, что его понимают и принимают таким,какой он есть. Для того чтобы лучше понять малыша,воспитателю нужно самому почаще вспоминать свой детский опыт разлуки с близкими, свои переживания и страхи. Это поможет ему с большим терпением относится к постоянным капризам ребенка.
Если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
• Не следует игнорировать слова ребенка. Когда малыш без конца спрашивает : «Мама придет?», - он на самом деле не уверен в этом,он боится,что она не когда не придет и ищет у взрослого подтверждения своих слов. Поэтому на каждый подобный вопрос ребенка следует отвечать утвердительно, помогая ему поверить в то,что вскоре увидит маму.
• Ободрив малыша,нужно постараться переключить его внимание на игрушки,обойти вместе с ним комнату, рассмотреть что в ней находится. Если ребенок заинтересуется какой – нибудь игрушкой. нужно вместе с ним поиграть, а затем попробовать оставить его ненадолго одного, например, отлучившись помыть руки и пообещав быстро вернуться. Так постепенно он начнет понимать, что взрослый всегда находится рядом.
• Если ребенок продолжает постоянно следовать за воспитателем, можно подключить его к выполнению какого – либо дела, например посадить рядом на стульчик ; предложить принести книжку, чтобы почитать ее вместе с другими детьми и т. п. Поступая таким образом таким образом,воспитатель устанавливает некоторую дистанцию между собой и ребенком и в то же время всегда находится рядом.
• Следует уделять внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем,кто на первый взгляд чувствует себя спокойно. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка безучастным к происходящему вокруг. Равнодушие, апатия – один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия в эмоциональной сфере. Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается поиграть, воспитатель должен начать играть сам неподалеку от малыша. Лучше всего, если это будет сюжетная игра, по ходу которой можно будет придумывать диалоги персонажей,иногда обращаясь к ребенку и постепенно втягивая его в игру. Такую игру можно развернуть с кем- нибудь из хорошо играющих детей.
• Можно поиграть с ребенком в эмоциональные игры, такие как «Сорока – ворона», «Догонялки», «Прятки». Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Она позволяет ребенку упражняться в освоение таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или папы. Такие игры полезно организовывать между несколькими детьми (воспитатель по – прежнему остается в центре ситуации, но с его помощью дети могут весело поиграть друг с другом)
• Во время режимных моментов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Например, если ребенок привык дома,перед тем как заснуть,послушать колыбельную,нужно спеть ее, положить рядом с малышом мягкую игрушку,приласкать его. Если маленький ребенок дома пьет воду из бутылочки с соской (и это успокаивает его,следует разрешить ему делать так как он привык. Постепенно,глядя на других детей,он сам захочет пить из чашки. Если ребенок плохо и слишком медленно ест,можно посадить его напротив малыша,который ест быстро и с аппетитом. Возможно,подражая сверстнику,ребенок начнет есть охотнее.