Татьяна Тинькова
Общение-основной фактор формирования личности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Отношения к другим людям составляют основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека.
Публикация «Общение-основной фактор формирования личности» размещена в разделах
Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная для ребёнка. В связи с этим возникает важная проблема – проблема общения ребёнка с другими людьми и роль этого общения на разных генетических ступенях.
Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
Исследования М. И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребёнка с взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом.
Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр., имеют свои истоки в дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению отношений детей друг с другом на ранних этапах развития, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение последних, является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией.
Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомимика (позы). Ещё не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон, и интонацию голоса.
Возникновение потребности общения ребёнка в семье - важнейшее условие его общего развития. Конец первого месяца жизни малыша – завершение подготовки к вступлению в общение. Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Общение приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. В течение первого года появляется чувство доверия и формируется привязанность к любимому человеку. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.