Анастасия Викторовна
Общая характеристика понятия традиционного учебного занятия как формы организации обучения
Традиционные методы обучения - это методы, выработанные в многовековой педагогической практике и сохранившие до настоящего времени свою актуальность, являющиеся основой процесса обучения.
Этими методами пользовались: Платон, Квинтилиан, Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци.
Цель традиционных методов обучения - передача учащимся новых знаний и информации по конкретной дисциплине.
Образовательный процесс обучения должен отвечать следующим требованиям:
1. иметь развивающий характер, должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;
Публикация «Общая характеристика понятия традиционного учебного занятия как формы организации обучения» размещена в разделах
2. быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия, так и по содержанию;
3. педагог должен обладать психолого-педагогическими знаниями;
4. использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;
5. основываться на социальном заказе общества;
6. отражать региональные особенности и традиции;
7. основываться на многообразии дополнительных образовательных программ - модифицированных, авторских, адаптированных.
Основные требования к занятию:
- Постановка и комплексное решение на занятии обучающих, развивающих, воспитывающих задач.
- Создание мотивации предстоящей деятельности.
- Организация структуры занятий.
- Применение активных форм организации образовательного процесса.
- Содержание занятия - развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию.
- Индивидуальный подход к воспитаннику - учет психолого-педагогических особенностей детей.
- Технология обучения - приемы, методы, средства, формы, способы деятельности на занятии.
- Экология занятия - состояние здоровья детей, настроение их на занятии, степень нагрузки, создание педагогом ситуации успеха, условия обучения в помещении, организация учебного пространства.
- Психологическая культура и профессионализм - любовь к детям, знание их психологии, наличие специальных знаний по преподаваемому предмету, вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога, проблемное изложение материала, умение ставить вопросы.
На сегодняшний день выделяют следующие основные принципы обучения:
1) Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Принцип направлен на всестороннее развитие личности ребенка в процессе обучения. Во время обучения, согласно данному принципу, педагог должен обращать внимание на личность каждого ученика и стараться развивать её, а также учить детей саморазвитию. Большое значение уделяется так же и обучению ребенка мыслить причинно-следственно.
2) Принцип сознательной активности. В процессе обучения ребенок не должен быть просто безмолвным «приемником» информации, воспринимать и запоминать учебный материал механически, он должен быть активным участников педагогического процесса. Педагогу необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы дети были мотивированы на получение знаний, понимали для чего им необходимо учиться и где они смогут применять полученные знания в реальной жизни. Для достижения указанного, педагог должен использовать различные формы и виды обучения, чтобы процесс обучения был не скучным и монотонным, а увлекательным, интересным, заставляющим проявлять активность, размышлять, проявлять навыки самостоятельности.
3) Принцип наглядность. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения детям будет значительно проще сформировать представление о предмете или действии, если его словесное описание будет подкрепляться различными наглядными пособиями. Наглядности могут быть двух видов: Созданные руками педагога и учеников - макеты, плакаты, рисунки, иллюстрации, манекены. Естественные - это наблюдение за предметами или явлениями в их естественной среде обитания.
4) Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип предусматривает организацию учебного процесса в виде системы, которая строго регламентирует изучение учебного материала, на определенный промежуток времени. Последовательность обучения предусматривает изучение, которое идет от «общего» к «частному», то есть изученное ранее является основой для последующего.
5) Принцип научности. Данный принцип предполагает организацию учебного процесса на основе передового педагогического опыта. Педагог в процессе обучение предоставляет детям только актуальную информацию по изучаемым. Так же принцип научности, поощряет осуществление учащимися различного рода исследовательских работ.
6) Принцип доступности. Принцип основан на учете возрастных, психологических, умственных и индивидуальных особенностях каждого учащегося. Педагог в процессе организации учебного процесса, должен представлять учебный материал с постепенным нарастанием его сложности. Подача учебного материала предполагает его оптимальность для учеников, то есть он не должен быть слишком сложным или слишком легким для них.
7) Принцип прочности. Данный принцип взаимосвязан с принципом последовательности и систематичности обучения. Он предполагает систематическое повторение ранее пройденного учебного материала, с целью его усвоения. А также основан на использовании логики в процессе подачи нового учебного материала, который не должен быть перенасыщен не нужной ученику информацией и тем самым занимать память ребенка, создавать путаницу. Еще одной важной чертой принципа прочности является применение в процессе обучения различных видов контроля знаний.
8) Принцип взаимосвязи теории и практики. Данный принцип предполагает, что в процессе обучения педагог не просто передает детям теоретические знания, а показывает их значимость в реальной жизни, связывает с жизненным опытом каждого ребенка и учит использовать полученные знания на практике.
9) Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо проведение проверок знаний по итогам изучения крупных тем. Кроме того, данный принцип предполагает использование таких методов обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.
Структура и методика построения занятия.
Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.
Цель занятия - это конечный результат, который достигается путем решения трех задач.
Цель должна быть: четко сформулированной, понятной, достижимой, проверяемой, конкретной.
Примерный перечень слов для формулирования цели: познакомить, изучить, повторить, систематизировать, написать, научить, закрепить, обеспечить, сформулировать, подготовить, сообщить, выявить, создать условия, освоить, сформировать.
Из поставленной цели занятия вытекают задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели занятия- конечного результата.
Задача - это то, что требует выполнения, разрешения.
Задача - поэтапный способ достижения цели, тактика педагогических действий.
Задачи бывают:
Обучающие: какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале занятия.
Воспитывающие: какие воспитательные возможности возможно реализовать на учебном материале занятия.
Развивающие: какие познавательные способности учащихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов.
Методы обучения.
1. Репродуктивный.
2. Словесные методы обучения.
3. Метод наблюдения.
4. Исследовательские методы.
5. Методы проблемного обучения.
6. Проектно-конструкторские методы.
7. Метод игры.
8. Наглядный метод обучения.
Формы учебной работы.
a) Коллективная.
b) Групповая.
c) Индивидуальная.
d) Фронтальная.
e) Бригадная.
f) Парная.
Педагогические технологии.
Технология - это приемы, средства, способы, методы организации деятельности в конкретных условиях, для гарантированного достижения целей обучения.
• дифференцированного обучения;
• личностно - ориентированного;
• игрового;
• проблемного обучения;
• развивающего обучения;
• КТД (коллективное творческое дело);
• индивидуализации обучения;
• ИКТ (информационно-коммуникационные технологии);
• здоровьесберегающие.
Структурное оформление плана-конспекта занятия.
Структура занятия - совокупность элементов занятия, обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик занятия при различных вариантах.
Педагогам следует писать подробные планы-конспекты, т. к. еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего занятия. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно переходить к сокращенным записям.
Такое же полное, развернутое написание конспекта требуется в случае проведения открытого занятия со всеми методическими, дидактическими и наглядными приложениями, которые будут при этом использоваться.
Развернутый конспект занятия должен содержать весь текст, который проговаривает педагог (теоретическое изложение материала, объяснение по практическому исполнению заданий, вопросы для повторения, закрепления, а также предполагаемые ответы детей.
Структура занятия.
I. В начале конспекта указать тему занятия, а также методы, средства, форму проведения занятия.
II. Раздел конспекта «Ход занятия» должен иметь:
1. Вводная часть:
а) Организационный момент (приветствие; инструктаж по ТБ (если надо); мотивация; проверка готовности детей к занятию).
2. Основная часть:
а) Повторение ранее пройденного материала для изучения новой темы (варианты - вопросы - ответы в форме «педагог-учащийся», «учащийся - учащийся», контрольные задания).
б) Объяснение новой темы.
в) Практическая работа.
г) Физкультминутка.
д) Закрепление изученного материала.
Основные положения, на которые надо обратить внимание при этом этапе занятия:
а) что узнали нового;
б) чему научились;
в) что запомнили.
III. Заключительная часть:
а) Подведение итогов занятия. Обсуждение и оценка (словесная) работы детей на занятии.
б) Рефлексия.
в) Завершающий этап (приведение рабочих мест и кабинета в порядок; объявление педагогом окончания занятия.
IV. После окончания занятия необходимо провести самоанализ и сделать необходимые для себя выводы