Татьяна Соболева
Образовательный проект «Эбру-терапия как одно из направлений работы учреждения по созданию здоровьесберегающей среды»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Эбру-терапия как одно из направлений работы учреждения по созданию здоровьесберегающей среды и реабилитации детей с нарушениями развития»
[/b]
АННОТАЦИЯ
Краткое описание проекта: в проекте представлена работа педагога-психолога, направленная на сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Автор:
Соболева Татьяна Валентиновна, педагог-психолог МАДОУ № 209
Публикация «Образовательный проект „Эбру-терапия как одно из направлений работы учреждения по созданию здоровьесберегающей среды“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Описание проекта
Актуальность:
Психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие является неотъемлемой составляющей здоровья в целом. Здоровый, счастливый, спокойный малыш активно познаёт мир, развивается, учится новому, общается с окружающими взрослыми и детьми, с удовольствием ходит в детский сад. Поэтому наша главная цель – чтобы ребёнок, посещающий детский сад, стал здоровым, активным и открытым окружающему миру. В этом нам может помочь, в числе прочих методов, инновационная арт-терапевтическая техника – эбру-терапия. Сегодня применение различных арттерапевтических техник приобретает всё большее значение в области коррекционной, реабилитационной работы с детьми, которые имеют нарушения в развитии. Это происходит потому, что подобные техники дают ребёнку с нарушениями в развитии очень большие возможности для самореализации, самовыражения в продуктах творчества, они помогают ему выразить отношение к миру, облегчить процесс коммуникации.
Кроме того, занятия творчеством формируют мышление, целенаправленную деятельность, устойчивость внимания, становятся источником позитивных переживаний, и как инструмент коррекции, подходят как для агрессивных и гиперактивных, так и замкнутых, тревожных детей.
Раскрытие индивидуальных задатков и развитие способностей детей с нарушениями в развитии становится возможным при создании комфортных условий для деятельности, в атмосфере творческого общения, сочувствия и сопереживания.
Проблема:
МАДОУ №209 – это детский сад компенсирующего вида, который имеет группы оздоровительной направленности для соматически ослабленных детей и детей с туберкулёзной интоксикацией, а также группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Это значит, что более 50% детей нуждаются в особой помощи - в коррекции, реабилитации и социальной адаптации. Специалисты дошкольного учреждения находятся в тесном взаимодействии друг с другом и используют различные методы и технологии развития и поддержки детей с такими проблемами. Дети, имеющие речевые нарушения, испытывают определённые трудности в выражении своих чувств, эмоций, переживаний, и им, порой просто необходимо время от времени давать выход накопившимся впечатлениям. Словами их выразить трудно, а при помощи цвета, плавных линий, растекающихся цветовых пятен на поверхности воды и полного погружения в процесс рисования, становится возможным перенести на водную гладь, а затем и на бумагу свои переживания, снять напряжение, получить массу положительных эмоций от процесса, и восторг и удивление от результата.
Дети с такими проблемами, как правило, имеют помимо речевых нарушений ещё и достаточное количество других проблем, таких как – трудности сосредоточения внимания, плохо развитую мелкую моторику, двигательную расторможенность, заниженную самооценку, испытывают трудности саморегуляции. Курс занятий по эбру-терапии в значительной мере способствует решению этих проблем.
Цель:
Раскрытие индивидуальных задатков и развитие способностей детей с нарушениями в развитии посредством курса занятий по эбру-терапии в атмосфере творческого общения, сочувствия и сопереживания.
Задачи:
Изучить уровень психического развития и эмоционального состояния детей в группе.
Провести курс занятий в группе (10 занятий).
Провести мониторинг психического состояния детей (наблюдение, анкетирование родителей и педагогов, проективные методики).
По результатам мониторинга разработать методические рекомендации для родителей и педагогов.
Результат
Для детей:
Снижение утомления, негативных эмоциональных проявлений и психо-эмоционального напряжения.
Развитие чувства внутреннего контроля.
Повышение самооценки.
Повышение познавательного интереса.
Развитие многовариативности мышления.
Развитие мелкой моторики.
Развитие воображения.
Создание положительного эмоционального настроя на совместную эффективную деятельность.
Облегчение процесса коммуникации со сверстниками, педагогами и другими взрослыми.
Для педагогов:
Получение материалов для интерпретации и диагностических заключений.
Установление контакта между педагогом и ребёнком, создание отношений взаимного принятия, эмпатии.
Возможность обратиться к реальным проблемам или фантазиям, которые затруднительно обсуждать вербально.
Возможность выстраивать отношения с ребёнком на основе любви, доверия и взаимной привязанности и, тем самым, компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.
Безоценочность результатов деятельности. Нет категорий правильно-неправильно.
Создание системы эффективной работы с детьми
Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
Деятельность в рамках проекта
Содержание деятельности:
Изучение программ и методических рекомендаций по теме.
Диагностика психического развития и эмоционального состояния детей группы.
Составление программы курса по «Эбру-терапии».
Образовательная деятельность с детьми.
Организация выставки детских работ.
Анкетирование родителей и педагогов о психоэмоциональном состоянии детей после курса «Эбру-терапии».
План работы по проекту
Этапы реализации проекта:
I этап – Организационный (август-сентябрь).
II этап – Диагностический (сентябрь).
III этап – Практический (сентябрь-май).
IV этап – Обобщающий (май).
Участники проекта
Дети
Педагоги
Родители.
Модель реализации проекта
Направления работы Содержание деятельности Срок исполнения
1. Работа с детьми 1. Занятия по авторской программе «Эбру-терапия». Курсом по 10 занятий течение учебного года
2. Мониторинг психического развития и психоэмоционального состояния детей. До курса и после
3. Творческие отчеты - организация выставки работ воспитанников. В течение учебного года, после прохождения полного курса
4. Оформление альбома детских рисунков “Волшебные краски ”. 1 раз в квартал.
2. Сотрудничество с родителями 1. Анкетирование родителей о психоэмоциональном состоянии детей в течение учебного года до курса и после
2. Консультация для родителей «Арттерапия в работе с детьми ОВЗ». в течении реализации проекта
3. Проведение совместных детско-родительских мастер-классов. в течении реализации проекта
3. Методическое сопровождение 1. Обобщение и распространение наработанного материала. в течении реализации проекта
2. Консультационный материал для педагогов.
4. Работа с педагогами 1. Выступления на педагогических советах, методических объединениях. в течении реализации проекта
4. Взаимопосещения НОД. в течении реализации проекта
5. Мастер-класс для педагогов “Рисование на воде, как способ профилактики эмоционального выгорания ”. в течении реализации проекта
Оценка результатов реализации проекта
Оценивать результативность проекта будем при помощи диагностических методик, применяя которые мы сможем оценить динамику психического развития и эмоциональное состояние детей в течение учебного года.
Эмоционально-личностная сфера
Проективный тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В Амен)
Цель: определение уровня тревожности ребёнка.
Тест «Руки» Вагнера
Цель: диагностика агрессивности.
Методика «Паровозик» (Велиева С)
Цель: определение особенностей эмоционального состояния.
Психическое развитие
Экспресс-диагностика в детском саду (Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко)
Цель: определение уровня развития психических процессов дошкольников.
Помимо предложенных методик, будем делать выводы о результатах проделанной работы на основании наблюдений за детьми. А также проведём повторное анкетирование для родителей и педагогов, с целью выявления динамики.
Распространение результатов проекта
Результаты проекта будут представлены
- для педагогов ДОУ: на итоговом заседании Педагогического совета, будет разработан ряд консультаций по теме, проведены открытые просмотры;
- для педагогов района: результаты будут представлены на заседании РМО по художественно-эстетическому развитию;
- для родителей: на родительских собраниях, выставках, в портфолио детей.
Устойчивость проекта
Для большей эффективности реализации данного проекта необходима периодичность проведения курса «Эбрутерапия» в работе с детьми до 3-4 раз в учебный год; сочетание с другими методиками оздоровления, применяемыми в детском саду. Тогда результаты будут ещё более высокими.
Список литерату
ы:
Моцкин Ю. В., Киколов А. И., Тихоревский В. И. Психологические основы профилактики перенапряжения/ - М,2007.-49с.
Грегг М. Е. Тайный мир рисунка. – СПб., 2003.
Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб. : Лань, - 1999.
Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М. : Когелет, - 2001. -48 с.
Власова И. Т. Танцующие краски (рисование на воде). Обруч, №4, с 28
Лебедева Л. Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система
занятий. СПб. : Речь, 2008.
Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для
детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2006. – 160 с.
ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика арттерапии. СПб. : Златоуст, 2005.