Светлана Кряжева
Образовательный проект «Плавание в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: дети.
Возраст детей: 3-7 лет.
Идея проекта: детское плавание – очень модная в последнее время тенденция среди современных родителей. При выборе детского сада решающим фактором в пользу дошкольного учреждения становится именно наличие в нем бассейна. Главное – здоровье ребенка, в формировании которого детское плавание играет не последнюю роль. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует размножению вредных бактерий в дыхательных путях. При систематических занятиях жизненная емкость легких возрастает.
Публикация «Образовательный проект „Плавание в детском саду“» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Плавание, является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат.
Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение для человеческого организма, который на 80% состоит из воды (а клетки мозга на 90% состоят из воды, все жизненно важные процессы протекают в водной среде организма, а первые 9 месяцев развития человеческого организма происходят в водной среде.
Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.
Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию ребенка, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.
И, конечно, самое главное – это радость ребенка от общения с водой: занятия в бассейне детского сада сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, фейерверком положительных эмоций. Плавание благоприятно для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность.
Участники проекта: дети младшей, средней, старшей и подготовительной групп.
Цель деятельности: развитие навыков плавания, укрепление детского здоровья, формировать представление у детей о ЗОЖ.
Актуальность: Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать. Важной формой оздоровительной работы является плавание. Популярность и необходимость обучения плаванию продиктованы не только нарастающей гиподинамией, но прежде всего жизненной необходимостью этого навыка для всех людей и особенно для детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде — один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Гипотеза: НОД детей плаванием благотворно влияют не только на закаливание и укрепление организма, но и на всестороннее развитие физических качеств.
Общие задачи:
• Ознакомление со свойствами воды и преодоления чувства боязни её.
• Обучение передвижению по дну бассейна различными способами на
различной глубине(30-60 см.)
• Обучение погружению в воду и открытие в ней глаз.
• Обучение дыханию в воде (выдохи в воду).
• Обучение держанию тела на поверхности воды на груди и на спине.
• Обучение скольжению в воде на груди и на спине.
•Обучение координационным движениям в воде, выполнение простейших движений в воде руками и ногами во время скольжения.
• Обучение облегченным способам плавания.
1 год обучения.
Задачи:
1) Способствовать уменьшению периода адаптации к воде.
2) Обучить опусканию лица в воду.
3) Обучить различным видам передвижения в воде.
4) Способствовать формированию навыков личной гигиены.
5) Способствовать воспитанию морально-волевых качеств (смелость,
настойчивость, решительность).
Ожидаемый результат:
1) Уметь передвигаться в воде по дну бассейна различными способами.
2) Уметь опускать лицо в воду.
3) Уметь делать выдох в воду.
4) Погружаться в воду у опоры и без опоры с головой.
2 год обучения.
Задачи:
1) обучить выполнению лежания на груди и на спине
2) обучить выдоху в воду, опуская губы (лицо)
3) обучить умению открывать глаза в воде
4) обучить движениям ног как при плавании способом кроль на груди и на спине
5) содействовать формированию правильной осанки
6) способствовать воспитанию смелости и решительности
Ожидаемый результат:
1) уметь выполнять лежание на груди и на спине в течение 2-4 секунд
2) уметь выполнять выдохи в воду, опуская лицо
3) уметь выполнять движения ногами как при плавании способом кроль на груди у поручня (с подвижной опорой)
3 год обучения.
Задачи:
1)обучить выполнению многократных выдохов в воду
2)обучить скольжению на груди и на спине
3) совершенствовать движение ног как при плавании способом кроль на
груди и на спине
4) обучить согласованной работе рук и ног при плавании облегченными
способами
5) способствовать формированию правильной осанки
6) содействовать развитию координационных способностей
Ожидаемый результат:
1) уметь выполнять многократные выдохи в воду - 3-4 раза подряд
2) уметь выполнять попеременные движения руками как при плавании
облегченным способом кроль на груди (без выноса рук из воды)
3) уметь проплыть бассейн облегченным способом на груди или на спине
4 год обучения.
Задачи:
1) Обучить согласованной работе рук, ног и дыхания при плавании облегченными способами на груди и на спине.
2) Совершенствовать технику плавания выбранным способом.
3) Способствовать закаливанию организма детей.
4) Содействовать формированию правильной осанки.
5) Способствовать воспитанию целеустремленности и настойчивости.
Ожидаемый результат:
1) Уметь выполнять многократные выдохи в воду 6-8 раз подряд.
2) Уметь проплывать облегченным способом на груди или на спине 10-15 метров.
3) Уметь проплывать под водой небольшое расстояние — 1,5-2 метра.
Презентативный этап:
Для отслеживания результативности своей работы с детьми в бассейне, правильности применения средств и методов физического воспитания, проводится постоянный медико-педагогический контроль. Проверка и оценка овладения двигательными умениями и навыками является важнейшим звеном воспитательно-образовательного процесса, помогает своевременно вносить коррективы в содержание занятий, менять характер педагогических воздействий. В нашем дошкольном учреждении обучение плаванию осуществляется последовательно и систематически, были разработаны перспективные и календарные планы для всех возрастных групп, начиная с младшей. Для каждого НОД подобраны игровые упражнения, предусмотрены последовательность их разучивания и постепенное введение более сложных предметов (от простого к сложному). Подобраны иллюстрации, зарисовки всех упражнений на воде и полный цикл движений при плавании кролем на груди и на спине. Для НОД подготовлен необходимый инвентарь (рукава, калабашки,нудлс, плавающие и тонущие игрушки, подводные ворота и т. д) и подобраны тексты художественных произведений для выполнения упражнений. Обучение детей плаванию начинается с 3 лет с использованием программы Осокиной Т. И. «Обучение плаванию в детском саду». Занятия проводятся групповым способом не более 8 человек. Для каждой группы подбираются различные комплексы упражнений на суше и в воде,учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Список литературы
1. Осокина Т. Н. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. — М. : Просвещение, 2001. М. : Айрис-пресс, 2003.
2. Яшагина Н. В. Программа обучения плаванию дошкольников «Капелька». Часть 1, Часть 2. г. Набережные Челны, 2009г.
3. Маханева М. Д., Баранова Г. В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64с. - (Синяя птица).
4. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 112 с. – (Здоровый малыш).
5. Как научить детей плавать Т. И. Осокина. Просвещение – 1985г.
6. Обучение плаванию в детском саду. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. Москва «Просвещение» - 1991 г.
7. Плавание: лечение и спорт. Н. Н. Кардамонова. Феникс, 2ч.
8. Маленький дельфин. И. А. Большаков. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. Изд-во Аркти-Москва – 2005г.
9. Плавание и здоровье малыша М. Г. Соколова. Феникс, Ростов на Дону – 2007г.
10. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Сан ПиН 2.1.2.1188 – 03.
11. Игры и развлечения на воде / Авторы-сост. Л. В. Мартынова, т. н. Попкова – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
12. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 112 с. – (Здоровый малыш).
13. Шакирова Р. Р. Методическое пособие «Обучение дошкольников плаванию», г. Набережные Челны, 2010г.