Галина Бородина
Образовательный проект «Роль семьи в становлении и развитии личности ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида № 43
Образовательный проект
«Роль семьи в становлении и развитии личности ребёнка»
Автор проекта : воспитатель
Бородина Галина Николаевна
г. Озёрск, Челябинская область
2022 год.
Структура образовательного проекта :
I. Пояснительная записка.
1. Паспорт проекта :
Публикация «Образовательный проект „Роль семьи в становлении и развитии личности ребёнка“» размещена в разделах
Сведения об учащихся, на которых рассчитаны представ-ленные материалы. Объём в часах, продолжительность кур-са. Сведения об апробации проекта (где, как долго апроби-ровался курс, система и т. п.)
2. Актуальность проекта :
Обоснование его необходимости и новизны.
3. Цель и задачи проекта.
4. Ожидаемые педагогические результаты.
II. Теоретическое обоснование проекта.
1. Раскрытие сущности основных понятий, отражающих про-блему проекта.
2. Основные принципы, лежащие в основе проекта.
3. Характеристика возрастных психологических особенностей детей, на обучение которых направлен проект (в контексте заявленной проблемы).
III. Методический модуль.
1. Описание методики (методы, приемы, формы, средства обучения).
2. Дифференциация, индивидуализация обучения. Дополни-тельные задания (коррекционно-развивающего, развиваю-щего характера).
IV. Модуль результативности.
1. Система отслеживания (мониторинг) результатов реализации образовательного проекта в рамках заявленной темы. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля (устный и письменный опрос, тестирование).
2. Анализ результатов работы (за последние 3 года) по теме проекта.
V. Список литературы.
I. Пояснительная записка.
1. Паспорт проекта.
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга во многих видах деятельности и творчества. Формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. И миссией дошкольного учреждения является включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равно ответственных партнёров, и как результат – создание новой формы работы с родителями «круглый стол для педагогов и родителей».
Цель данной работы – привлечь внимание родителей и педагогов к про-блемам, связанных со здоровьем детей, их эмоциональным благополучием, своевременным и полноценным психическим развитием и подготовкой к школе.
2. Актуальность проекта.
«Воспитывает всё : вещи, явление, но прежде всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги»
А. С. Макаренко
Современная ситуация развития системы управления образованием в России характеризуется поиском новой философии социального управления. В связи с этим актуальным становится проблема взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Современный мир вступает в новую эру: происходит формирование единого рыночного мирового хозяйства, открывающего возможности не только к благосостоянию, но и к появлению новых проблем современности. Нарастает дефицит духовности общества, возникает несоответствие системы ценностей и жизненных ориентаций задачам, которые необходимо решать человечеству не только, не для того, чтобы сегодня иметь достойную жизнь, но и чтобы избежать грядущих катастроф.
Единство принципа координации усилий семьи, ДОУ по воспитанию де-тей требует тесного взаимодействия по воспитанию детей. Их действия должны быть согласованы, требования к воспитанникам едины, только так, помогая и дополняя друг друга, можно усилить педагогические воздействия и сам эффект воспитания.
Обоснование необходимости педагогической поддержки семьи :
Разрушение традиционных устоев семьи – одна из причин кризиса в ду-ховно-нравственной и социально-культурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны :
разрушены нравственные представления о браке и семье;
утрачено традиционное восприятие родительства и детства;
деформирована сфера семейного воспитания;
как следствие кризиса семьи – многочисленные проблемы детства;
современное общество утратило представление о чистоте и целомуд-рии.
3. Цели и задачи проекта.
В совместной работе с родителями я ставлю перед собой следующие цели: воспитание всесторонне развитой личности – счастливой, здоровой физически и психически, так как только нравственно и физически здоровый человек сможет выжить в современном мире, полном контрастов. Эта личность должна быть интеллектуально развита, инициативна, коммуникабельна, уверена в собственных силах, ответственна и способна преодолевать трудности.
Исходя из этих целей, вытекают задачи, основанные на принципах педагогики, сотрудничества, сотворчества, соблюдения принципа конфиденциальности, доброжелательности и безоценочности защиты прав и интересов ребёнка, на уверенности в возможности и способности каждого ребёнка, через эмпатическое понимание детей. Способствуя развитию личности ребёнка и глубоко понимая, что главная роль отводится родителям, я ставлю перед собой следующие задачи:
поиск контакта с родителями и детьми (изучение семьи : тестирование, анкетирование, деловые игры, беседы, наблюдения);
определение единых требований семьи и ДОУ к воспитаннику;
обеспечить координацию совместных усилий семьи и детского сада по воспитанию дошкольника. Создать единую воспитательную среду;
показать, что воспитание – это единый неразрывный процесс взаимо-действия между семьёй, дошкольным и школьным учреждениями;
организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала;
побудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе воспитания детей;
коррекция семейного воспитания;
повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода, возрождение традиций русской интеллигенции, в центре которой всегда было нравственное воспитание, семейное образование;
защита ребёнка от неблагоприятных условий в семье, ДОУ.
4. Ожидаемые педагогические результаты.
Благодаря взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с педагогической общественностью в целом.
Общение с педагогами не вызовет у них затруднений, потому что они готовы к диалогу, умеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребёнка, а если потребуется, то и защитить его.
Участие родителей в жизни детей поможет им:
преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
относиться к своему ребёнку, как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное не норматив, а личностные достижения каждого и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать её;
проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
понимать, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо сделать так, чтобы ребёнок сам захотел принять участие в работе. Душевная связь, основанная на доверии, обязательна. Очень важен и опыт познания ребёнком своих возможностей – опыт самопознания.
ИТОГ:
Сформирована активная педагогическая позиция родителей, активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Но главным результатом совместной работы и сотрудничества ДОУ и семьи являются личностные достижения ребёнка : познавательное развитие – ориентировка в окружающем и становление картины мира, ориентировка во времени, пространстве; развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, логического мышления; развитие способности к решению творческих проблем, становление умственной работоспособности; развитие сознания и произвольности, формирование общей и специальной готовности к школе:
психические процессы: экологическое образование – осознание своего места в окружающем мире, навыки рационального природопользования; научное представление о живых организмах, в связи с окружающей средой; навыки экологической грамотности и безопасности поведения, забота о своём здоровье и здоровье окружающих;
представление о человеке в истории и культуре: краеведение, пред-ставление о техническом прогрессе, усвоение социальных правил по-ведения;
развитие речи и речевого общения: вербального и невербального об-щения; диалог, как основная форма общения; развитие звуковой культуры речи, связной речи, грамматического строя речи.
Совсем скоро наши воспитанники станут школьниками, но их уже волнуют мысли о самих себе, мальчики и девочки задумываются: «Какой я? Что во мне хорошо и что плохого? Что думают обо мне товарищи?» Приближается пора самовоспитания, когда важнейшей воспитательной силой станут воля и настойчивость ребят.
Каким он должен быть в будущем?
1) Целеустремлённым.
Целеустремлённость – главная черта характера. Выбирать цель жизни так, чтобы принести пользу людям, ….) свои силы и способности, чтобы была …., а поведение достойным.
2) Трудолюбивым.
Трудолюбие – условие всякого успеха в жизни. Лень – мать всех пороков.
3) Мужественным.
Мужество – это умение жить по совести, говорить правду в глаза, не трусить, столкнувшись с трудностями или злом. Это умение жертво-вать собой во имя общих интересов.
4) Требовательным к самому себе.
Требовательность к себе и самокритичность – это путь познания себя и условия самоуважения. Право требовать от других имеет тот, кто до предела требователен к себе.
5) Человеколюбивым.
Человеколюбие – сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь всем, кто в этом нуждается. Без данного качества человек не способен ни на дружбу, ни на настоящую любовь.
6) Нетерпимым ко всему плохому в себе.
Недостатки – мои злейшие враги.
II. Теоретическое обоснование проекта.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что) в его разум и сердце из окружающего мира, от этого, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
1. Раскрытие сущности основных понятий, отражающих проблему проекта.
Может быть слова В. А. Сухомлинского актуальны в наше время, как ни когда прежде. Наша жизнь стала жестокой, нас окружает насилие, произвол, зло, эгоизм, ложь, а лучшие человеческие ценности – гуманизм, патриотизм и долг осмеиваются. Но я считаю, что в какое время и в каком обществе мы не жили, нравственные ориентиры остаются одни – честность, справедливость, порядочность, трудолюбие и доброта.
Поэтому заботясь о развитии способностей ребёнка, нельзя упускать из виду важнейшую из них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью. Успешное развитие задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребёнка, родителей и социума.
Чтобы успешно выполнить указанные функции, семья должна обладать определённым потенциалом, который складывается из следующих основных ресурсных компонентов:
• материально-бытовых средств воспитания;
• эмоционально-нравственного климата;
• семейных и национально-культурных традиций и обычаев, создающих семье статус «дома детства»;
• педагогической культуры родителей.
Рассмотрим основные направления современного дошкольного образования :
1. Социальное развитие
2. Познавательное развитие
3. Художественно-эстетическое развитие
4. Физическое развитие
Социальное развитие –
одно из основополагающих и сложных направлений в работе с детьми. Оно, в конечном счёте, определяет: сможет ли человек полноценно жить в обществе. Социальное развитие осуществляется на «теоретическом» и «практическом» уровнях. Причём, социальное развитие индивидуума считается успешным лишь тогда, когда он освоил теорию и может применять её в собственной практике.
Формировать понятие «семья» без участия членов семьи практически не-возможно. Семья – это, прежде всего, особые отношения (глубокой любви и ответственности, которые делают семью крепкой.
Понятие «трудовая деятельность» - одно из самых важных и самых сложных социальных понятий в работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Трудовая деятельность представлена тремя составляющими:
труд для общества (профессия, работа) – это труд всех людей;
труд для себя и семьи (домашний труд и самообслуживание) – это труд для людей, которых знаешь и любишь, которые тебе дороги и близки;
труд для души (хобби, увлечения) – труд лично для себя.
Детям старшего дошкольного возраста наиболее доступны и понятны такие виды трудовой деятельности, как «хобби и увлечения», и сложным является понятие «профессиональная деятельность».
Основные методические приёмы – рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда;
практическое – непосредственное участие в трудовом процессе.
Познавательное развитие –
Мир, в котором мы живём, сложен, многообразен и изменчив. Люди – часть этого мира – открывают для себя всё новые и новые объекты, явления и закономерности действительности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека.
В познавательной сфере можно выделить три компонента:
познавательные процессы: восприятие, память, воображение, мышле-ние ( представленное тремя основными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическими мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение);
информация. Включает в себя опыт и достижения, накопленные чело-вечеством на пути познания мира. отношения. Рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира.
Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой, они дополняют друг друга.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса взрослого. Взрослые понимают мир умом, дети – эмоциями. Для взрослых информация первична, отношение вторично. У детей всё наоборот: эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребёнка.
Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребёнка с родителями преодолеваются и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендовать – серьёзно относиться к детским вопросам и высказываниям, не «отмахиваться» от них. Отношению к миру дети учатся у взрослых, часто принимая всё на веру и не требуя доказательств. Поэтому, задача педагога – помочь родителям в решении задач интеллектуального развития детей.
На что следует обратить внимание родителей в решении задачи интеллектуального развития их детей? Завышенные установки родителей негативно влияют на развитие детей, их самооценку. По мнению детских психологов, в результате несоответствия родительским ожиданиям у ребёнка может возникнуть невроз, поэтому необходимо беречь нервную систему ребёнка, не перегружать его знаниями. Конечно, нужно готовить детей к обучению в школе, развивать их интеллект, но без ущерба для общего развития.
У детей старшего дошкольного возраста наблюдается стремление расширять познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру.
Художественно-эстетическое развитие –
Рассматривается формирование эстетического отношения к миру и художественного развития ребёнка средствами искусства. В основе художественно-эстетического развития стоит формирование художественных способностей, которые развиваются в процессе музыкальной, литературной, изобразительной деятельности.
Ведущими методами для решения задач, способствующих художественно-эстетическому развитию, являются:
• показ;
• упражнения;
• наблюдения;
• объяснения;
• анализ;
• метод поисковых ситуаций;
• пример взрослого.
Следует находить и использовать такие методы и приёмы, которые бы поддерживали у детей желание создавать, творить собственными руками, участвовать в художественной деятельности разных видов. В результате чего происходит познание ребёнком своих возможностей, опыт самопознания.
В работе с родителями акцент делается на сущности и задачах эстетиче-ского воспитания, их решении в данном возрасте. Целесообразно познако-мить родителей с организацией досуга и праздников в условиях детского сада и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий.
Физическое развитие –
Одним из важных аспектов воспитания и развития детей является физическое развитие. Вся система дошкольного воспитания должна быть направлена на развитие здоровья ребёнка :
1) развитие двигательной активности;
2) закаливание;
3) создание атмосферы эмоционального благополучия.
В нашей группе большое значение отводится двигательной активности ребёнка. Этому способствуют ежедневные занятия физкультурой, как на специализированных занятиях, так и на прогулках, физкультминутках, присутствующих во всех видах деятельности. Особое место отводится подвижным играм: подвижными играми воспитатель не руководит, а соучаствует.
В старшем дошкольном возрасте используются такие виды закаливания, как воздушные, солнечные ванны, босохождение. Самым главным закаливающим эффектом является прогулка, проветривание помещений.
Для профилактики используются: самомассаж (точечный, стоп на трена-жёре от плоскостопия, аутотренинги с музыкой, дыхательная и корригирующая гимнастики, зарядка, пальчиковые упражнения (которые способствуют нервно-психическому развитию).
Такая совместная работа педагогов и семьи способствует формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни.
Нельзя не остановиться на эмоциональном состоянии детей. Эмоции играют важную роль в жизни детей, так как эмоции ребёнка – это «послание» окружающим взрослым о его состоянии. Дети старшего дошкольного возраста уже могут распознавать своё внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выражать своё отношение к ним. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека и способствуют социальному и нравственному развитию.
Изучение и развитие эмоций и эмоциональной сферы отдельно представ-лены в опыте работы, проводимой мною в течение 5 лет.
2. Основные принципы, лежащие в основе проекта.
Всю систему воспитания и развития детей определяют принципы воспитания, принятые педагогической наукой.
Система воспитания и развития дошкольника ориентируется по следую-щим принципам:
Воспитание личности в процессе деятельности;
Единство требований к воспитаннику и уважение его личности;
Сочетание педагогического руководства с развитием инициативы и самодеятельности детей;
Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Принцип единства требований к ребёнку и уважение его личности ориентирует педагога и родителей на гуманное отношение к ребёнку, на создание доброжелательного микроклимата в детском саду и семье. Педагоги и родители должны не только заботиться о детях, но, самое главное, в каждом ребёнке видеть личность, которая имеет своё мнение. Это право ребёнка на самостоятельное мнение следует уважать, ни при каких обстоятельствах не унижать его достоинства.
Требования к ребёнку должны быть понятны ему, соответствовать его возможностям. Воспитательный процесс управляем, главная фигура в нём педагог, организующий деятельность детей.
Поэтому, принцип сочетания педагогического руководства и развития инициативы и самодеятельности детей занимает важное место в воспита-тельном процессе. На основе этого принципа строится вся работа с детьми.
III. Методический модуль.
1. Описание методики (методы, приёмы, формы, средства обучения).
Формы – виды работы с детьми.
Форма работы: анкетирование.
Виды:
диагностика;
дискуссии;
«круглые столы»;
конференции;
консультации специалистов.
Формы работы: интерактивная.
Виды:
родительские собрания;
вечера отдыха;
семейные спортивные и интеллектуальные состязания;
творческие конкурсы.
Форма работы: просветительская.
Виды:
• выпуск бюллетеней;
• стенды и уголки для родителей.
Темы «круглого стола» :
«Ознакомление с окружающим»;
Первая ступень умственного воспитания дошкольников «Развитие памяти детей»;
«Проблемы межличностных взаимоотношений» и многие другие.
Консультации для родителей.
IV. Модуль результативности.
1. Этапы:
Информационно – просветительский, диагностический – просвещение семей по вопросам развития и воспитания детей;
Практический – обмен опыта семейного воспитания:
Выпуск информационных стендов, семейных газет.
День открытых дверей.
Участие семей в общественных мероприятиях.
2. Анализ результатов работы по теме «Роль семьи в становле-нии и развитии личности ребёнка». Оценка усвоения материала детьми.
Поставленные цели и задачи данного проекта достигнуты в большей сте-пени. Дети обладают коммуникативными навыками общения, имеют целостное представление о мире, и о своём месте в нём, способны анализировать, сравнивать и обобщать.
Учитывая всё вышесказанное, можно сказать, что педагоги группы и родители находились в творческом поиске, совершенствовали свою работу, повышали педагогические знания.
V. Список литературы,
рекомендованной для педагогов и родителей.
1) Арнаутова Е. П. «Планируем работу с семьёй» - Управление ДОУ 2002г. № 4.
2) Арнаутова Е. П. «Педагог и семья» - М., 2001г.
3) Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребёнком. Как?» - М., 1997г.
4) Зверева О. Л. «Вместе с семьёй» - пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2004г.
5) Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями ДОУ» - М., 2005г.