Татьяна Козырева
Образовательный проект «Профессии наших родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе. Компьютерная презентация дает возможность по-новому представить наглядный материал. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством в обучении, и способствовать развитию интегративных качеств ребенка, как: любознательность, активность, способность решать интеллек-туальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Презентацию можно применять в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога с детьми. В современном мире очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах харак-тера, которые требует то или иное занятие.
Публикация «Образовательный проект „Профессии наших родителей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Основная часть.
Актуальность.
Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. По-этому, основное направление в работе с детьми дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для разработки двух мини - проектов в рамках проекта : «Профессии наших родителей».
Цель проекта : воспитывать у детей добросовестное и уважительное отношение к труду, к людям разных профессий.
Участники проекта : дети разновозрастной группы (3-7 лет, родители, воспитатель, музыкальный работник.
Задачи проекта :
Для детей:
• Способствовать ранней профориентации детей;
• Развивать интерес детей к миру взрослых, к труду;
• Расширять детские представления и знания о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость;
• Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, в творческой деятельности и других видах деятельности;
• Воспитывать гордость за родителей, за их трудовую деятельность;
• Воспитывать желание трудиться, приносить пользу.
Для педагогов:
· обеспечение реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
· сбор, систематизация и обобщение теоретического, методического и практического материала по данной теме;
· создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
· создание интереса к теме у родителей и педагогов через использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе (компьютерные презентации в PowerPoint).
Для родителей :
· привлечение к проблеме трудового воспитания детей, используя кон-сультирование, стенды, презентации;
· стимулирование творческой активности родителей через участие в мероприятиях, выставках и досугах;
· установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.
Интеграция областей развития
Таблица 1
Направления развития Содержание работы
Социально-коммуникативное развитие Развитие интереса детей к жизни и труду взрослых через тематические беседы, экскур-сии;
Развитие сознательности и активности детей че-рез осознание общественной значимости, цен-ности трудовой деятельности - показ результа-тов труда (повар готовит обед, прачка стирает и гладит белье и т. д.)
Развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками через беседы, сю-жетно-ролевые игры, совместное изготовление альбомов.
Сюжетно-ролевые игры «Кофе», «Больница», «Автобус», «Магазин», «Театр» и др.
Познавательное развитие Формирование и обобщение представлений детей о труде взрослых, о различных видах трудовой и профессиональной деятельности на занятии по ознакомлению с окружающим;
Отгадывание загадок о профессиях.
Называние, подбор, счет инструментов труда на занятиях по «ФЭМП»
Настольно-печатные, дидактические игры «Кем быть?», «Спецодежда», лото «Профессии», «Кто где работает?», «Исправь ошибку»
Речевое развитие Беседы по теме; речевые игры «Кем быть?», «Кому что нужно?», «Кто что делает?», «Чем работает?» на занятии по развитию лексико-грамматических категорий
Составление рассказов «Кем я хочу стать» по опорной схеме на итоговом занятии.
Художественно-эстетическое развитие Лепка «Мы – кондитеры»
Рисование «Мы – летчики»
Аппликация «Мы – строители»
Чтение художественной литературы «Кем быть?» В. Маяковского, «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари
Разбор и разучивание пословиц и поговорок о труде.
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика «Профессии»
Речь с движением «Профессии»
Этапы проекта
1. Подготовительный: постановка проблемы; выбор названия проекта; изу-чение методической литературы по данной теме; подготовка презентаций; изготовления атрибутов для игр.
2. Реализация проекта :
Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей раз-ных профессий;
Знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых и разучивание стихов, потешек, песен и танцев;
Беседа с детьми о профессиях настоящего и будущего;
Экскурсии на кухню в ДОУ, на почту, в магазин, в медицинский кабинет, в мастерскую сельскохозяйственной техники.
Дидактические игры;
Сюжетно-ролевые игры («Повар», «Автобус», «Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Театр»;
Подвижные игры;
Сотрудничество с родителями;
Просмотр презентаций по теме «Профессии наших родителей»;
Отгадывание загадок;
Рисование, лепка, аппликация в свободное время;
Дидактические онлайн игры дома с родителями.
3. Итоговый этап.
Составление рассказов «Кем я хочу стать»
Презентация профессий родителей
Родительское собрание на тему «Все профессии важны, все профессии важны»
Оценка возможных рисков
Риски
Минимизация
Отказ ребенка от активного участия в занятии (стеснение, отсутствие дово-дов, отсутствие подготовленного ма-териала.)
Таким детям нужно позволить быть слушателями, не принуждать к вы-сказыванию. Как показывает опыт, в дальнейшем такие дети могут стать наиболее активными участниками образовательного процесса.
Возможны осуждения и насмешки
над недостатками в речи.
Для разрешения ситуации проводят-ся беседы с детьми и индивидуальная работа. Негативный опыт превраща-ется в стимул для дальнейшего раз-вития. Для каждого ребенка приме-няются разные методы разрешения ситуации.
Возможно, не желание родителей принимать участие в совместном творчестве с ребенком и деятельности по проекту.
Занятия выстраиваются так, чтобы такие дети, так же имели возможно-сти для активного участие в совмест-ной деятельности. Занятия и работа по ознакомлению детей с профессия-ми предполагает участие детей, не требующее подготовки.
Прогнозируемые результаты по проекту
Для детей:
· уважительное и добросовестное отношение к труду, к людям разных профессий; осознание собственных интересов.
Для педагогов:
· систематизация и обобщение материала по данной теме;
Для родителей :
· осознанный интерес родителей к проблеме нравственного и трудового воспитания детей.
Результаты проекта
Как показывают результаты проекта, более половины детей обладают сред-ним уровнем сформированности представлений о мире труда и профессий.
Перспективы развития проекта
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, ис-пользуя в своей деятельности все возможности процесса обучения. Форми-рование представлений о мире труда и профессий у детей осуществляется путем познания воспитанниками о трудовой жизни людей, о разнообразии мира профессий взрослых, и сопровождается формированием таких качеств личности как трудолюбие, честность, ответственность. Всё это расширяет перспективы развития проекта. В перспективе планируется использование ИКТ для поддержки интереса детей к теме «Профессии». Повышать статус «сельских профессий» через использование технологии проектирования и через взаимодействие с социальными партнёрами.
Методическое обеспечение и ресурсы.
Список литературы.
1. Программа «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы)
2. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для
работы с детьми 3–7 лет.
3. «Учимся общаться с ребенком» (В. А. Петровский, А. М. Виноградова)
4. «Учите, играя» (А. И. Максаков, Г. А. Тумакова)
5. Образцова Т. Н. Ролевые игры для детей.
6. Краснощекова Н. В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного
возраста.
7. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях.
8. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М. : Про-свещение,1988.
9. Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М. ТЦ «Сфера»,
2012.
10. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно -методическое пособие. Изд-во "Николаев", 2004.
11. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2008.
12. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.
Интернет ресурсы:
1. https://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-o-profesijah-dlja-detei.html
2. https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/didakticheskaya-igra-pro-professii
3. https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/chto-iz-chego-prigotovleno
4. https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-produktovyj-magazin
Перспективное планирование проекта «Профессии наших родителей»
для детей старшего дошкольного возраста.
Месяц Тема недели Про-фессия Задачи
Февраль
1. «Зимую-щие птицы» «Почта-льон» Учить детей принимать роль и действовать в соот-ветствии с ней; расширение диапазона действий в рамках одной роли; воспитание уважительного от-ношения к людям работающим на почте.
2. Я в мире человек «По-жар-ный» -формировать представления детей о причинах воз-никновении пожара;
- сформировать у детей первые представления об особенностях пожарной службы; познакомить с но-мером 01.
- закрепить знания по пожарной безопасности; учить детей действовать при пожаре, не бояться звука по-жарной тревоги.
-воспитывать уважение к труду взрослых через ху-дожественное слово.
3. «Я и мой папа» «Строи-тель» познакомить детей со строительными профессиями; обратить внимание на роль техники, облегчающий труд строителей; научить сооружать постройку не-сложной конструкции; воспитывать дружеские взаи-модействия в коллективе; расширять знания об осо-бенностях труда строителей; ввести в словарный за-пас такие понятия, как «постройка», «каменщик», «подъёмный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
4. «День защитника Отечества» «Про-фессия - военно-служа-щий» познакомить с профессией военнослужащего; раз-вивать словарный запас по теме: рассказать об ос-новных группах российских вооруженных сил: су-хопутных, военно-воздушных и военно-морских; познакомить с родами войск в вооруженных силах России; определить какими качествами должен об-ладать военнослужащий; воспитывать чувство гор-дости за нашу армию, желание стать военным.
Март
1. «Прово-ды Зимы» - народный праздник «Врач» -формировать представление детей о труде врача, медсестёр, санитарок;
-активизировать знание о труде взрослых;
-воспитывать у детей интерес к этой профессии.
-дать знания о том, какую помощь оказывает боль-ному врач в больнице;
-воспитывать у них умение благодарить за внимание и заботу.
2. «Милая мама» «Кафе. Столо-вая. Пицце-рия» – научить самостоятельно распределять роли и дей-ствовать в соответствии с ролью, учить самостоя-тельно создавать необходимые постройки, форми-ровать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в иг-рах знания об окружающей жизни.
3. «Веселое путеше-ствие» - транспорт «Кем быть?» - систематизировать у детей первые представления об особенностях профессий своих родителей; по-буждать детей более широко использовать в играх полученные знания; расширение диапазона действий в рамках одной роли; воспитывать у детей интерес к этой профессии; учить составлять рассказы о вы-бранных профессиях.