Татьяна Карпова
Образовательный проект «Прикосновение к истокам русского народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
МБДОУ Детский сад «Рябинушка»
Средняя группа «Почемучки»
Воспитатели Карпова Т. Л. Шулбаева М. Г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Прикосновение к истокам русского народного творчества»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Сегодня можно с уверенностью сказать, что большинство из нас, к сожалению,
поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Чем украшали быт? Как
Публикация «Образовательный проект „Прикосновение к истокам русского народного творчества“» размещена в разделах
одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утрачен-
ные ценности.
Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси,
соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка – началом, порожда-
ющим личность.
Проект был создан для того, чтобы воспитать в детях гордость за свой народ,
поддержать интерес к его истории и культуре, помочь узнать свое прошлое, свои
истоки.
Проект способствует развитию речи детей, развитию познавательных способнос-
тей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уваже-
ние к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
ЦЕЛЬ
1. Развитие речи детей.
2. Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому
народному творчеству, воспитание патриотических чувств и духовности.
ЗАДАЧИ
1. Активизация речи детей.
2. Расширение представлений детей о русском народном творчестве.
3. Воспитание любви и уважения к традициям своего народа.
4. Формирование нравственных качеств для установления позитивных
межличностных отношений.
5. Приобщение родителей к лучшим традициям семейного воспитания.
6. Создание благоприятного психологического климата в группе.
УЧАСТНИКИ
Дети средней группы «Почемучки», родители воспитанников, воспита-
тели, музыкальный руководитель.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
Долгосрочный – 3 года.
ТИП (ВИД) ПРОЕКТА
Практико-ориентированный, открытый, коллективный.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Организованные занятия.
2. Совместная деятельность.
3. Праздники и развлечения.
4. Наблюдения в быту и природе.
5. Экскурсии в музей, библиотеку.
6. Организация конкурсов рисунков и поделок.
7. Посещение тематических выставок.
8. Просмотр видеофильмов.
9. Слушание музыки.
10. Экскурсии в мини-музей «Русская народная изба» в ДОУ.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С РУССКИМ
НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
1. Заучивание потешек, прибауток, закличек.
2. Использование пословиц, загадок.
3. Чтение художественной литературы.
4. Использование русских народных игр, танцев, песен.
5. Использование русских народных костюмов в праздники
и самостоятельной деятельности.
6. Изготовление поделок и применение изделий народных
промыслов.
7. Представление кукольного театра.
8. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок (театрализация).
9. Рассказы о народных обычаях и традициях.
10. Рассматривание иллюстраций о русском быте.
11. Беседы, вопросы, разъяснения.
12. Знакоство родителей с основами фольклора.
ЭТАПЫ
1. Знакомство с малыми фольклорными формами: пословицы,
поговорки, загадки.
2. Беседы о малой родине. Знакомство с историей с. Таштып,
историческими местами.
3. Приобщение к народным промыслам : знакомство с дымков-
ской игрушкой, изготовление поделок, создание выставки.
4. Знакомство с русскими народными играми, разучивание игр.
5. Театрализация русских народных сказок.
6. Национальный костюм, его элементы. Организация мини-музея
«Куклы в национальных костюмах» с привлечением родителей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Воспитанники:
- свободно используют в речи русский фольклор ;
- знают сказки, их содержание, сказочных героев ;
- различают изделия народных промыслов ;
- знают русские народные игры, умеют в них
играть;
- знают историю села, семьи;
- знают историю русского костюма;
- знают русские песни и пляски, русские музыкаль-
ные и шумовые инструменты ;
- дети умеют быть дружелюбными, доброжелатель –
ными в общении со сверстниками, взрослыми.
2. Разработка системы работы по ознакомлению с русской
народной культурой в разных возрастных группах.
3. Составление картотеки народных игр с правилами и описанием.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- праздник «За околицей»
- поделки (дымковская игрушка, обрядовая кукла «Масленица»).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАЛЬНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ
В ДАННОЙ ОБЛАСТИ
1. Продолжать последовательную поэтапную работу в данном
направлении.
2. Проводить диагностические обследования детей с целью
определения уровня усвоения знаний по народной культуре.
3. Накапливать опыт детей.
4. Сохранять и анализировать продукты детского творчества.
АНАЛИЗ ДОСТИЖЕНИЙ ПОЛУЧЕННЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Работа по ознакомлению детей с фольклором ведется с 2 младшей
группы. В результате наблюдения за поведением детей в разных видах
деятельности с использованием элементов фольклора (игра, общение со
взрослыми и сверстниками; изобразительная, конструктивная, театрализован-
ная, музыкальная, трудовая и т. д.) сделали В Ы В О Д :
Использование фольклора дает положительные результаты:
- у детей улучшилась речь ;
- усилился интерес к чтению, желание участвовать в различных
театрализованных представлениях, играх ;
- появилось желание учить стихи, считалки, загадки и т. д. ;
- дети умеют самостоятельно придумывать замысел игры ;
- дети более дружелюбны и терпимы со сверстниками.