Ирина Кандакова
Образовательный проект «Развиваем руку — развиваем речь»
Паспорт проекта :
Участники проекта : дети старшей логопедической группы «Рыбка».
Вид проекта : краткосрочный, практико-ориентировочный, творческий.
Сроки реализации: 01.10.2020 г. -13.10.2020 г.
Руководитель проекта : учитель-логопед старшей логопедической группы «Рыбка».
Проблема: недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук.
Актуальность:
Сухомлинский писал: «Источники способностей дарований детей – на кончиках их пальцев».
Публикация «Образовательный проект „Развиваем руку — развиваем речь“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Важность проблемы вызвала необходимость разработать проект по развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
1. Цель проекта : развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы
2. Задачи по образовательным областям :
Социально-коммуникативное развитие :
-воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми, привычку сообща играть;
-расширять представления о правилах поведения во время общих игр.
Речевое развитие :
-продолжать расширять речь как средство общения;
-закреплять правильное, четкое, произношение звуков в словах;
-продолжать развивать фонематический слух;
-отрабатывать интонационную выразительность речи.
Физическое развитие :
- учить понимать необходимость физического развития пальцев рук;
-акцентировать внимание детей на движениях пальцев рук;
-знакомить с правилами выполнения пальчиковаых игр;
3. Предполагаемый результат:
1. Повышать у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики.
2. Расширять речь как средство общения.
3. Развивать фонематический слух.
4. Учить четкому произношению звуков в словах.
5. Учить детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.
4. Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук.
6. Пополнение развивающей среды нетрадиционным материалом и оформлением игр вместе с детьми (орехи, крупа, прищепки).
7. Появление интереса у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.
4. Продукт проекта
1. Картотека игр.
2. Изготовление игр для развития мелкой моторики.
5. Этапы работы над проектом :
1. Этап - организационный (01.10.20г. -02.10.20г.)
1. Разработка плана проекта.
2. Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.
3. Подбор методического материала: наглядный, демонстрационный.
4. Подбор нетрадиционных игровых методов, для пальчиковых игр, с детьми с ОНР.
5. Разработка буклета для родителей.
2. Этап - практический этап (05.10.120 г. -12.10.20 г., смотреть в приложении.
3. Этап - реализация плана проекта (13.10.20 г.)
1. Презентация проекта «Развиваем руку – развиваем речь» в старшей логопедической группе «Рыбка».
План реализации проекта «Развиваем руку – развиваем речь»
в старшей логопедической группе «Рыбка» (01.10.20 г. -13.10.20 г.)
Дата Мероприятие Цель Материал
05.10. 20 Беседа с детьми:
«Для чего нужны пальчиковые игры»
Дать понять необходимость выполнения пальчиковых игр, их значимость для улучшения речи. Демонстрационный:
иллюстрации к пальчиковым играм
06.10. 20 Игры с нетрадиционным материалом:
«Пристегни и отстегни» Развивать координацию движений пальцев, тесно связанную с речью. Практический: прищепки.
07.10. 20 Пальчиковая гимнастика:
«Осень»
Развивать выразительность речи. Добиваться точности выполнения, используя максимально гибкость пальцев рук. Наглядный:
иллюстрации осени.
08.10. 20 Игры с нетрадиционным материалом:
«Выложи узор»
Развивать точность, плавность, саморегуляцию в движениях пальцев рук, для стимулирования речевых зон головного мозга. Природный материал:
косточки разных размеров.
09.10. 20 Пальчиковая гимнастика:
«И бежит, бренчит, стучит»
Совершенствовать внимание, память – все психические процессы, тесно связанные с речью. Демонстрационный: картинки из серии «Посуда».
12.10. 20 Игры с нетрадиционным материалом:
«Удержи орешек»,
«Гнездышко»,
«Упрямый орешек» Активизировать развитие координаций движений пальцев рук, влияющих на четкость произношения звуков. Природный материал: грецкие орехи.
13.10.20 Презентация проекта «Развиваем руку – развиваем речь» Закрепить с детьми выполнения игр на развитие мелкой моторики пальцев рук Мультимедийная доска, проектор