Юлия Сергеевна Сало
Образовательный проект для детей средней группы «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 44 муниципального образования Кореновский район
Образовательный проект по социально – коммуникативному развитию для детей средней группы
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Составитель:
Воспитатель средней группы № 2
Сало Юлия Сергеевна
Ст. Платнировская
2022
«Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех,
Публикация «Образовательный проект для детей средней группы „Без труда не выловишь и рыбку из пруда“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
осознание своей умелости и
значимости выполняемой
работы, возможность доставлять
радость другим».
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы проекта : В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока и пр.) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого можно услышать такие объяснения: «Дворники уберут», «Я не знаю куда выбросить», «Это - не я!». Иногда, и родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы 4-5 лет, родители, бабушки и дедушки воспитанников.
Вид проекта : познавательно - исследовательский, групповой.
Тип проекта : краткосрочный (2 недели).
Срок реализации проекта : 21.03.22 – 04.04.2022 г.
Цель проекта :
Формировать представления дошкольников о видах детского труда, о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Проблема: Низкий уровень развития мотивации трудовой деятельности у дошкольников.
Причины: Снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей.
Задачи:
Воспитывать положительное отношение к труду, желание
трудиться.
Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения,
формировать умение договариваться с помощью воспитателя о
распределении работы, заботиться о своевременном
завершении совместного задания.
Формировать начала ответственного отношения к порученному
заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Разъяснять детям значимость их труда.
Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Предполагаемый результат:
устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;
осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников;
дети получат первичные представления о некоторых профессиях;
выучат пословицы и поговорки, стихи, загадки о труде;
имеют уважительное отношение к труду взрослых и сверстников, желание трудиться и видеть результат своего труда;
измениться отношение родителей к данной проблеме.
Виды труда дошкольников :
o Самообслуживание.
o Хозяйственно-бытовой труд.
o Труд в природе.
o Ручной труд.
Для работы применялись следующие формы организации труда.
Формы организации труда :
o Поручения.
o Дежурства.
o Коллективный труд (общий, совместный).
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный (реализовывался в течение трех дней).
2 этап - основной этап (реализовывался в течение 1 недели).
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – заключительный (одна неделя)
Реализация проекта по этапам :
Подготовительный этап:
- определена тема проекта;
- сформулированы цели и определены задачи;
- составлен план совместной деятельности с детьми;
- подобран материал по теме проекта;
- оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка
фото, литературы.
Основной этап:
1. В работе с детьми (труд в природе) :
- Ознакомление детей с трудовыми операциями и действиями;
- Осмотр комнатных растений, полив и опрыскивание цветов, протирание больших гладких листов, наблюдение за уходом за растениями группы (рыхление почвы, пересадка цветка в большой горшок);
- Подкармливание зимующих птиц;
- Уход за инвентарем (очистка, просушивание, уборка).
2. Ознакомление детей с хозяйственно - бытовым трудом (уборка игрушек, строительного материала, подклеивание книг и коробок, самостоятельное выполнение обязанностей дежурных - сервировка стола, протирание стульчиков, помощь в подготовке к НОД, уборка рабочего места, уборка участка (веточки, сухие листья).
3. Формирование навыков самообслуживания (самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, выворачивать ее, приводить в порядок, чистить, просушивать, соблюдать порядок в шкафчике;
- Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом;
- Пользоваться платком, расческой;
- Прикрывать нос платком при чихании и кашле;
- Правильно пользоваться столовыми приборами;
- Задвигать стул после еды;
- Полоскать рот после еды.
4. Знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых:
Наблюдения:
- за трудом дворника – знакомство детей с рабочими профессиями;
- за трудом водителя – развитие социальных отношений детей за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых;
- за работой педагогов и других работников детского сада;
Экскурсия в прачечную, в медицинский кабинет.
5. Ручной труд :
- раскраски на тему «Трудовое воспитание»;
- рисование: «Машина», «Дорога для автомобиля», (декоративное рисование) «Украшение коврика»;
- лепка: «Овощи для супа», «Уточки на пруду»;
- аппликация: «Украшение коврика»; «Красивый платок для бабушки»;
- конструирование: «Модель детского сада», «Поезд», «Грузовик», «Кораблик», «Гараж для машин».
6. Беседы:
- о труде людей транспортных профессий;
- как я помогаю маме дома;
- о труде повара;
- Кто и как работает в нашем детском саде?
- Кем ты будешь, когда вырастешь?
- О труде.
7. Сюжетно – ролевые игры:
- «Семья» – формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми;
- «Больница» – действовать в соответствии с правилами игры;
-«Магазин» – самостоятельно распределять роли;
- «Парикмахерская» – обыгрывать замысел игры;
- «Корабль», «Автобус» - знакомство детей с общественным транспортом, учить правилам поведения в транспорте, распределять роли.
- «Строители» - обогащать личный опыт детей, расширять представления об окружающей действительности, углублять игровой опыт детей.
- «Пожарный» - расширять представление о специфике профессии.
8. Дидактические игры:
- «Назови профессию»;
- «Выбираем работу»;
- «Что сначала, что потом?»;
- «Что хочет делать Маша»;
- «Накроем стол для кукол»;
- «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»;
- «Угадайте, что я делаю»;
- «Кому без них не обойтись»;
- «Кому это нужно?»;
9. Художественная литература:
- К. Чуковский «Айболит», «Федорино горе»;
- А. Барто «Мы с Тамарой ходим парой», «Кораблик»;
- В. Маяковский «Кем быть?»;
- Н. Забилы «Ясочкин сад»;
- С. Баруздин «Кто построил этот дом?»;
- «Жихарка» в обр. Карнауховой;
- сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок», обр. Соколова –
Микитова «Зимовье»;
- С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер».
- Книга об этикете.
10. Подборка пословиц и поговорок о труде.
Загадки о труде.
11. Продуктивная деятельность:
- Рассматривание картин и иллюстраций.
В работе с родителями:
- Папка-передвижка «Как приучить ребенка к труду»;
- Изготовление кормушек для размещения на участке детского сада;
- Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».
- Размещение информации на тему «Трудовое воспитание в семье»;
Работа с педагогами:
- Презентация проекта на педсовете в ДОУ.
3. Заключительный этап.
Оформление альбома «Мамины помощники».
Изготовление памяток - рекомендаций для родителей.
Ожидаемый результат:
- расширение представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.
- повышение коммуникативных, творческих способностей детей дошкольного возраста.
- формирование у родителей интереса к проблеме трудового воспитания детей.
Вывод:
В группе созданы необходимые условия для реализации трудовых навыков детей.
Через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми:
-дети получили необходимые знания о разных профессиях;
- стали старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
- научились беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
- появление простейших форм сотрудничества;
- установились дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
- Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.
Родители приняли активное участие в реализации проекта.
- Оформлен альбом «Мамины помощники».