Елена М
Образовательный проект «Волшебный карандаш»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
«Волшебный карандаш или
формирование графо-моторных умений у детей 4-5 лет
с помощью трафаретов В. В. Воскобовича»
Подготовила: воспитатель
Марянинова Е. С.
г. Каменск-Уральский
2020 -2021 уч. г.
Введение.
Мы – дошкольники, являемся важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, нам необходимо знать, на что ориентировать выпускников, насколько меняется подход к обучению в школе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят. Сегодня каждый педагог осознает, что процесс обучения и воспитания современных детей надо организовывать по –
Публикация «Образовательный проект „Волшебный карандаш“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
новому. Это диктуют стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы. Решение этой задачи во многом зависит от применяемых развивающих технологий в дошкольном учреждении. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно – игровых методик, дети уже в дошкольном возрасте могут без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия, требующие от них точности и синхронности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д. Плохо развитая мелкая моторику рук и отсутствие оформленной техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.
Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.
Поэтому работа по формированию графо – моторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу.
Что же такое графо – моторные навыки?
Графо – моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Актуальность
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».
В. А. Сухомлинский
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Введение ФГОС связано с необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования, которая призвана обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Во главу ставится индивидуальный подход к ребенку и игра, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Оригинальность и самобытность игр, с которыми дети знакомятся, заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интересует его, мобилизует внимание, и незаметно втягивает в процесс «думания» над задачей. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится,
хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей. Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в
ней, становится его личным опытом и достоянием. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. И здесь возникает основная проблема, как организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно.
Однажды посетив вебинар «Развитие мелкой моторики и графо – моторных навыков у детей дошкольного возраста», я пришла к выводу о том, что авторская методика В. В. Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так дети и их родители.
Доказано, что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графо – моторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе, слабой эмоциональной – волевой сфере ребенка.
Кроме этого если у ребенка недостаточный уровень развития графического навыка, то это ведет к целому ряду трудностей в обучении письму, таким как:
1) низкий темп письма;
2) быстрая утомляемость при письме;
3) неровная, «дрожащая» линия;
4) слишком сильный нажим;
5) трудности в воспроизведении формы графических элементов;
6) несоблюдение размера графических элементов;
7) большое количество помарок и исправлений;
Поэтому для решения данных проблем в нашей группе, реализуется проект «Волшебный карандаш». Выполняя графические упражнения, дети учатся точно следовать инструкции и работать самостоятельно, параллельно у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания, функции контроля как неотъемлемые компоненты графо – моторной деятельности.
Цели и задачи образовательного проекта.
Цель: формирование и развитие графо - моторных навыков и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Для педагога:
1. Способствовать практическому усвоению материала детьми.
Для детей:
Образовательные :
1. Развивать умение правильно держать карандаш, умение владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах).
2. Развивать мелкую моторику и графо - моторные навыки: плавность, точность, скоординированность движений рук.
3. Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.
4. Формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правил.
Развивающие:
1. Развить у ребенка познавательный интерес к исследовательской деятельности.
2. Развить наблюдательность, воображение, память, внимание, творчество.
3. Развить у детей эмоционально-образное и логическое мышление.
Воспитательные:
1. Улучшить взаимодействие между детьми.
2. Повысить сплочённость коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.
Для родителей:
1. Повысить уровень активности и заинтересованности родителей в совместной деятельности с детьми.
2. Повысить компетентность родителей в вопросе выбора, развивающих игр для детей дошкольного возраста, через вовлечение родителей в проектную деятельность.
Для педагогов:
1. Совершенствовать знания педагогов с области инновационных технологий.
2. Познакомить с методикой работы по формированию графо-моторных умений у етей дошкольного возраста с помощью трафаретов В. В. Воскобовича.
РППС:
1. Обогатить и систематизировать РППС.
Ожидаемые результаты от работы с детьми:
1. Умеют правильно держать карандаш, владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения.
2. Развита мелкая моторика и графо - моторные навыки: плавность, точность, скоординированность движений рук.
3. Развита пространственная ориентация на листе бумаги.
4. Сформирован навык учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правил.
Ожидаемые результаты от работы с родителями:
1. Повысится компетентность родителей в вопросе выбора развивающих игр для детей дошкольного возраста.
2. Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей и станут активными партнерами педагога.
Ожидаемые результаты от работы с педагогами:
1. Педагог будет успешно использовать инновационные технологии, поддерживая интерес к совместной игре.
2. Освоили методику работы по формированию графо - моторных умений у детей с помощью трафаретов В. В. Воскобовича.
Ожидаемые результаты в РППС:
1. Пополнится развивающая предметно - пространственная среда группы.
Основное содержание проекта.
Проект долгосрочный.
Планируемые сроки реализации: сентябрь 2020 г. – май 2023г.
Используемые мной трафареты В. В. Воскобовича являются прекрасным материалом для развития познавательных процессов, дают обширные возможности развитию творческих способностей и мелкой моторики детей. В работе необходимо следовать «от простого к сложному», ориентируясь на уровень развития ребенка. Знакомство детей с трафаретами можно разделить на несколько этапов.
Этапы работы:
1 этап – информационно-аналитический (подготовительный) – сентябрь - октябрь 2020 гг.
2 этап – основной (практический) - октябрь 2020 – апрель 2021 гг.
3 этап – заключительный (контрольный) – май 2021 г.
Подготовительный этап предполагает изучение методической литературы по данной теме; разработка проекта и перспективного плана на 2020-2021 учебный год; подбор диагностического материала; подбор игр; создание картотек и алгоритмов; анкетирование родителей (Приложение № 1); диагностика познавательных способностей детей дошкольного возраста ( автор: Архипова Е. Ф., Венгер Л. А.) (Приложение № 2-3); преобразование развивающей предметной - пространственной среды: оснащение комплектами игр и игровых пособий.
Практический этап включает в себя реализацию образовательного проекта : организация совместной работы детей, родителей и педагогов; промежуточная диагностика.
1 этап включает в себя:
- знакомство с трафаретами, способами раскрашивания;
- выполнение простых заданий совместно с педагогом («рука в руке» и «пошагово»);
- обводка отдельных и всех фигур трафарета;
- обводка и раскрашивание отдельных и всех фигур (первые задания – это простые орнаменты, рисуем флажки, бусы, несложный домик, грибок, дорожку, коврики).
На первом занятии происходит знакомство детей с фигурами на трафарете, со способами работы и возможностями. Дети просто обводят полностью все фигуры на трафарете фломастером или цветными карандашами, а затем раскрашивают фигуры по своему желанию.
На 2 этапе:
- самостоятельное выполнение заданий с детьми;
- самостоятельное выполнение заданий с раскрашиванием одним цветом;
- разноцветное раскрашивание;
- раскрашивание с использованием оттенков;
- освоение основных видов штриховки – горизонтальной, вертикальной, наклонной.
На 3 этапе:
- знакомство с разными видами штриховки и самостоятельное выполнение заданий со штриховкой (цветными карандашами, простым карандашом);
- выполнение заданий по образцу и самостоятельно с использованием части фигур и выполнение дополнительных заданий.
На 4 этапе:
- выполнение заданий по словесной инструкции педагога без образца. Педагог называет количество деталей, используемых в рисунке (например, из 4 прямоугольников, 2 квадрата, 1 трапеция, 1 треугольник собрать домик);
- придумывание детьми своих заданий, составление из них «Каталога детских заданий».
Заключительный этап предполагает представление опыта работы для педагогов детского сада; повторная диагностика детей для выявления результативности проведения образовательного проекта; презентация работы для родителей на собрании; разработка перспективного плана на 2021-2022 учебный год.
Структура занятия:
Совместная деятельность с детьми проводится с ноября по апрель 1 раз в неделю, строится по единому алгоритму, с постепенным усложнением:
Упражнение Время
Вводная часть Пальчиковые игры, массаж, самомассаж пальцев рук. 2-3 мин
Основная часть Пальчиковые шаги, штриховки, обводилки, лабиринты, графические узоры и диктанты и т. п. 10 мин
Завершение Пальчиковые игры, массаж, самомассаж пальцев рук. 2-3 мин
Всего: 15-20 минут.
План реализации проекта на 2020-2021 уч. г.
срок проведения мероприятия по реализации обр. проекта
(форма, методическое сопровождение)
организация РППС, разработка дидактического обеспечения
организация взаимодействия с детьми организация взаимодействия с родителями организация взаимодействия с коллегами
сентябрь
октябрь Проведение диагностического инструментария Анкетирование родителей «Формирование у детей 4-5 лет графо-моторных способностей». Консультация «Развивающие игры В. В. Воскобовича» Изготовление главных героев: Крутик По, Пчелка Жужа, Дракон Лого, Китенок Тимошка.
ноябрь 1. Знакомство с трафаретами, обводка отдельных фигур трафарета одним цветом.
2. Обводка отдельных фигур трафарета разными цветами.
3. Обводка фигур трафарета и раскрашивание одним цветом в любом направлении (на выбор педагога).
4. Обводка фигур трафарета и раскрашивание разными цветами в любом направлении (на выбор ребенка). Консультация для родителей.
«Развивающие игры Воскобовича – что это?»
Систематизировать и углублять
знания педагогов по технологии
развивающего обучения В. В.
Воскобовича.
Изготовление картотеки пальчиковых игр и упражнений с детьми дошкольного возраста.
декабрь 1. Рисование горизонтальных линий простым карандашом.
2. Обводка фигур трафарета (по выбору педагога)
и выполнение горизонтальной штриховки простым карандашом.
3. Обводка фигуры трафарета (по выбору ребенка) простым карандашом и выполнение горизонтальной штриховки.
4. Обводка фигур трафарета цветным карандашом и выполнение горизонтальной штриховки (на выбор ребенка). В домашних условиях совместно с детьми выполнить гравюру любого рисунка (метод граттаж выполнения рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном темного цвета). Презентация выставки детских гравюр. Выставка детских гравюр.
январь 1. Обводка фигуры трафарета (по выбору педагога) простым карандашом и выполнение горизонтальной штриховки.
2. Рисование частых горизонтальных линий простым карандашом.
3. Обводка фигуры трафарета (на выбор ребенка)простым карандашом и выполнение частой горизонтальной штриховки.
4. Рисование редких горизонтальных линий простым карандашом. Задание «Дорисуй фигуру, что получилось?» Демонстрация альбома «Дорисуй фигуру»
Создание альбома для рассматривания «Дорисуй фигуру».
февраль 1. Обводка фигуры трафарета простым карандашом (на выбор педагога) и выполнение редкой горизонтальной штриховки.
2. Обводка фигуры трафарета простым карандашом (на выбор ребенка) и выполнение редкой или частой горизонтальной штриховки.
3. Рисование частых вертикальных линий простым карандашом.
4. Обводка фигуры трафарета (на выбор педагога) простым карандашом и выполнение частой горизонтальной штриховки. Создание альбома для рассматривания «Открытия Крутика». Демонстрация альбома «Открытия Крутика» Создание альбома «Открытия Крутика»
март 1. Рисование редких вертикальных линий простым карандашом.
2. Обводка фигуры трафарета (на выбор педагога) простым карандашом и выполнение частой вертикальной штриховки.
3. Обводка фигуры трафарета (на выбор ребенка) цветным карандашом и выполнение частой горизонтальной штриховки.
4. Обводка фигуры трафарета (на выбор ребенка) простым карандашом и выполнение частой горизонтальной штриховки. Выполнение задания совместно с родителями «Рисование по точкам» Стажерская площадка «Презентация опыта работы» Создание альбома «Рисование по очкам»
апрель 1. Рисование пунктирной штриховки простым карандашом.
2. Обводка фигуры трафарета (на выбор педагога) простым карандашом и выполнение пунктирной штриховки.
3. Обводка фигуры трафарета (на выбор ребенка) цветным карандашом и выполнение пунктирной штриховки.
4. Обводка фигуры трафарета (на выбор ребенка) цветным карандашом и выполнение пунктирной штриховки. Совместный досуг детей и их
родителей с использованием
развивающих игр В. В. Воскобовича
Презентация альбома «Фигурки из палочек» Создание альбома «Фигурки из палочек»
май Проведение диагностического инструментария.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Предполагается дальнейшая, более углубленная, работа по данной теме. Пополнение РППС новыми играми, направленными на развитие культуры мышления.