Лариса Воронцова
Образовательный долгосрочный проект «Волшебные краски осени»
▼ Скачать + Заказать документы
"Природа нравится, влечет к себе и воодушевляет только потому, что она естественна"
Вильгельм Гумбольдт
Особенности проекта:
• по составу участников: детский - взрослый;
• по виду: творческий;
• по типу: познавательно - развивающий;
• по сроку реализации: долгосрочный (3 месяца);
Участники проекта:
• дети подготовительных к школе групп № 6 и № 7;
• музыкальный руководитель: Нестерова С. Г. ;
• воспитатели: Коновалова С. Е. и Воронцова Л. А.
• родители
Публикация «Образовательный долгосрочный проект „Волшебные краски осени“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Идея: Растения, животные, природные материалы – это целый мир для наблюдений, познания, гармонического развития и здоровья детей.
Проблема: Современные родители (в силу своей занятости) не особо чувствуют свою взаимосвязь с природой, и не особенно задумывается как важно это для их детей.
Актуальность проблемы: Все мы знаем, что человек – продукт природы. И когда человек становится взрослым, он не особенно об этом задумывается. К сожалению, сейчас родители не уделяют этому особого внимания.
При общении с детьми понимаем, что в большинстве своем, дома они не учатся наблюдать за характерными особенностями времен года и изменениями в природе, и не владеют необходимыми знаниями и навыками в соответствии с возрастом.
Когда дети с родителями выезжают на природу (речку Волгу и Безенчук, а также на водоканал, тогда мы видим картину потребительского отношения к природе: разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.
Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые (через детей) поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.
На каждом родительском собрании, консультации и в беседах, мы пытаемся донести до сведения родителей всю значимость влияния природы на полноценное разностороннее развитие детей. Но, к сожалению, не все родители прислушиваются к нашим советам, и не считают это важной проблемой в развитии их детей.
Психо - эмоциональное состояние детей, напрямую связано с условиями для удовлетворения активных познавательных потребностей ребенка. И согласно в ФГОС, наш детский сад пытается организовать развивающую предметно - пространственную среду, которая соответствует индивидуальным потребностям каждого ребенка. А родители (как непосредственные участники образовательного процесса) должны понимать, что всякую окружающую среду своего пребывания с ребенком на природе во время прогулок, отдыха, на даче, на огороде, в зоопарке, в лесу, в поле, в парке и т. п. - должны сделать развивающей.
Цель:
создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «осень», раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание.
Задачи:
• Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты.
• Учить анализировать, делать выводы; учить видеть красоту русской природы.
• Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в лесу.
• Дать углубленное представления об изменения в природе, об овощах и фруктах - дарах природы.
• Вовлечь детей в исследовательскую работу.
• Учить использовать разученный музыкальный материал в повседневной жизни.
• Развивать слуховое музыкальное представление и музыкально – эстетическое сознание.
• Развивать творческую активность детей.
• Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности в саду (изобразительной, театрализованной, музыкальной, игровой и умственной).
• Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое: О. П. Радынова «Музыкальные шедевры» («Природа и музыка»,
А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»,
Н. Н. Васильева «Развивающие игры для дошкольников»,
книги О. А. Скоролуповой «Осень»,
книги Т. А. Шорыгиной "Беседы с детьми",
Л. С. Журавлева «Солнечная тропинка».
Материально — техническое:
Презентация для дошкольников «Три месяца - Осень» (картины известных художников.
Диски с мультипликационными фильмами по сказкам В. Сутеева и др.
Диски для прослушивания русских народных сказок.
Художественная литература, иллюстрации об осени.
Записи музыки: П. И. Чайковского «Времена года. Осень», Д. Б. Вивальди «Времена года. Осень» (фрагмент, детские песни - минусовки.
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность педагогов:
• Подготовка методических и дидактических материалов;
• Проведение интересных занятий, организация выставок;
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы;
• Чтение художественной литературы;
• Индивидуальные и коллективные беседы об осени
• Слушание песен;
• Тематическое содержание книжного уголка;
• Подбор природного материала, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов
• Рассматривание открыток, иллюстраций ;
• Прослушивание музыкальных произведений соответствующей тематики;
• Демонстрация презентации;
• Просмотр мультфильмов.
2. Деятельность детей:
• Участие в конкурсах, праздниках, беседах;
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок из природных материалов, выставка рисунков детей;
• Заучивание пословиц и поговорок предложенных педагогами;
• Исполнение хороводных, дидактических. подвижных и сюжетно-ролевых игр;
• Разучивание музыкального репертуара по теме.
3. Деятельность родителей:
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;
• Рисование с детьми сюжетов на тему «Огонь – друг, огонь враг»;
• Подготовка костюмов для детей к празднику и развлечению;
• Участие в конкурсе «Чудеса на грядке»;
• Оформление альбомов «По грибы» и «Поделки из листьев деревьев и кустарников»;
• Оформление и составление рассказа на тему «В лес по грибы»;
• Организация и помощь в проведении экскурсий;
• Изготовление кормушек для птиц;
• Оформление фотовыставки «Наши домашние питомцы»
Предполагаемый результат:
Расширение знаний детей о правилах поведения на природе;
Формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности;
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1. Блиц – опрос детей – дошкольников старших групп № 6 и № 7 (Приложение №1) 2. Формулировка цели и задач. 3. Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап:
1. Проведение НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира)на темы: «Осенняя пора очей очарованье», «Деревья нашей Родины», «В саду ли, в огороде», «Царство растений: грибы», «Откуда хлеб пришёл?», «Дикие животные средней полосы России», «Огонь – друг, огонь – враг»
2. Просматривание презентации «Три месяца – осень!».
3. НОД по художественно–эстетическому развитию (рисование, лепка, аппликация): декоративное рисование с помощью осенних листьев, «Золотая осень», «Ветка рябины», «Осенний наряд деревьев», «Урожай», натюрморт с овощами и фруктами, «Дары осени», «Грибной ежик», «грибная полянка», «Кони на лугу», «Зайка серый, где ты бегал?», «Осенний ковер», «Овощная грядка», «Гриб Боровик», «Колосья пшеницы».
4. НОД по конструктивной деятельности: «Ваза для осеннего букета», «Грибной ежик», «Корзинка для овощей и фруктов», «Лесовичок».
5. Выставка художественной литературы:
Знакомство с художественной литературой: Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок», Я. Тайц «Послушный дождик», Н. Сладков «лесные силачи», П. Потемкин «Мухоморы», И. Бунин «Урожай», Л. Кон «Пшеница» и «Рожь», Я. Дагутите «Руки человека», И. Лопухина «В булочной», К. Паустовский «Теплый хлеб», Н. Греков «Приметы осени», «Пчела и мухи» и «Осень» К. Ушинский, Н. Сладков «Непослушные малыши», Э. Шим «Кому достался белый гриб» и «Как воробей теплый угол искал»;
Заучивание наизусть: «Осень» К. Бальмонт, «Есть в осени первоначальной.» Ф. Тютчев, «Ласточки» А. Майков, «Ласточки пропали» А. Фет, «Осень, унылая пора….», «Уж небо осенью дышало …» А. С. Пушкин, «Не видно птиц.», «Листопад» И. Бунин, «Нивы сжаты…» С Есенин, «Зайчик» А. Блок, сценка «Хозяюшки»;
Для пересказа: Л. Н. Толстой «Умная галка», «Косточка», «Старик и яблоня», «Волк и белка».
6. Беседы: «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Деревья нашего двора», «Прогулка по саду и огороду», «Как мы грибы искали», «Хлеб – всему голова», «Где живет медведь?».
7. Оформление и составление рассказа на тему «В лес по грибы».
8. Игровая деятельность:
•Сюжетно-ролевые игры: «Семья» - сюжеты: «Поход в овощной магазин»; «Заготовки на зиму», «Поход в лес за грибами»;
• Игры-драматизации: «Яблоко», «Под грибком»;
• Подвижные игры: «Листопад», «Огородники», «Пугало»;
• Хороводные игры: «Овощи», «Соберем урожай»;
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов); «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве?»; «Собираем урожай»;
• Настольные игры: Экологическое лото «Животные и их среда обитания»; Ботаническое лото «На лесной тропинке», «Дары лета», «Зеленый друг», «Аскорбинка и её друзья», «Времена года» + алфавит, «Поиграем в магазин»; домино «Фрукты», «Животные»; пазлы «Найди маму»; ассоциации «Что где растет», «Времена года».
9. НОД по физическому развитию «Мы спасатели» (соревнования между старшими группами № 6 и № 7);
10. НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка)
Прослушивание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Охота» и «Осенняя песнь», Д. Б. Вивальди «Осень», муз. Ц. Кюи сл. А. Плещеева «Осень»;
Пение песен: сл. и муз. Н. Б. Караваевой «Художник», сл. и муз. З. Роот «Ах, какая осень» и «До свидания, журавли», сл. и муз. Л. Олифирова «Песня волшебных красок», сл. Бондаренкова муз. С. Скаченкова «Листопад», «Про ежей», «Картошка», «Осень постучалась к нам», «Частушки про картошку»;
Танцевальное упражнение: «Листопад» (с осенними листьями, «Ой, как ты мне нравишься!» (парами, «Вальс осенних цветов» Ю. Слонов.
11. Праздничный утренник «Красочное королевство осени» и музыкальные развлечения «Ах, картошка, ты любимая моя!», «Как мы спасали принцессу Витаминку» (Приложение № 2, 3, 4)
12. Экскурсии на хлебозавод, в парк сельскохозяйственного института п. Безенчук.
13. Посещение музейно - выставочного центра «Радуга» павильон «Флора и фауна Безенчукского района».
14. Конкурс работ из овощей и фруктов «Чудеса на грядке».
15. Оформление альбомов «По грибы» и «Поделки из листьев деревьев и кустарников».
16. Выставка рисунков «Осенняя пора, очей очарованье».
17. Показ спектакля для детей младших групп «Под грибком» по сказке В. Сутеева и русской народной сказке «Репка».
18. Фотовыставка «Наши домашние питомцы».
19. Вечер загадок «В гостях у бабушки Загадушки».
20. Изготовление кормушек «Птичья столовая».
Заключительный этап:
Блиц – опрос «Правила поведения на природе» и «Ах, картошка, ты любимая моя».