Надежда Рыбакова
Образовательные терренкуры в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ручеек»
р. п. Шаранга
Принято на педагогическом совете
МБДОУ д/с «Ручеек»
Протокол № 1 от 23.08.2018г. Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с «Ручеек»
___ Домрачева ЕГ.
Приказ № 40 от 28.08.2018
Программа инновационной деятельности
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕРРЕНКУРЫ
НА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА»
Срок реализации: 2018- 2020
р. п. Шаранга
2018 год
Содержание
1. Введение 3
2. Основная часть 4
Публикация «Образовательные терренкуры в ДОУ» размещена в разделах
3. Календарный план реализации программы с указанием сроков реализации по этапам
6
4. Нормативно – правовое обеспечение программы 9
5. Кадровое обеспечение программы 9
6. Материально – техническое обеспечение программы 9
7. Финансовое обеспечение программы 10
8. Основные риски программы 11
9. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации 12
10. Использованная литература 12
Введение
Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде, предъявляемые ФГОС ДО, предусматривают такую организацию образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря на участках, которые будут обеспечивать не только двигательную, но и игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию.
Перед нами стоят такие вопросы: Как повысить и как обогатить познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Какую часть образовательной деятельности вынести на улицу? Решать все эти задачи в комплексе помогают современные формы работы с детьми - образовательные терренкуры.
Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию ДОУ, являются образовательные терренкуры разной сложности. Для того, чтобы реализовать технологию образовательных терренкуров, необходимо создать трансформируемую среду в соответствии с меняющимися интересами и возможностями дошкольников, а именно – разработать тематические «станции»
Терренкур в переводе с французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) – это метод, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных оздоровительных маршрутов. Но мы дополнили содержание терренкуров включением комплекса заданий и упражнений по познавательному развитию. Данные терренкуры в полной мере следует считать образовательными.
Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами, это игровая программа с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа, двигательной активности, заданий по познавательному развитию, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей, их интеллектуальному развитию.
Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном подборе материала, дети в игровой форме: получают реалистические знания, закрепляют определённые навыки и умения, проявляют творчество и фантазию, удовлетворяют двигательную активность, переживают эмоциональный подъём и эмоциональное благополучие при взаимодействии с окружающим миром, развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.
Основная часть
Основная идея проекта: Создание оздоровительных и образовательных терренкуров на территории ДОУ для решения значимой задачи дошкольного образования – сохранение здоровья и приобщение детей к здоровому образу жизни, а так же обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность всех воспитанников и взрослых
Цель: Создание модели оздоровительного и образовательного терренкура, а также разработка и использование маршрутов, с учетом особенностей территории детского сада, для полноценного, всестороннего развития и укрепления здоровья дошкольников.
Задачи:
• Создать безопасные территориальные условия для прогулок.
• Обеспечить развивающую предметно-пространственную среду для внедрения вариативных форм и методов различной направленности.
• Развивать экологическую инфраструктуру детского сада.
• Разработать схемы и маршруты терренкура на территории ДОУ
• Формировать эстетическое восприятие дошкольников.
• Развивать экспериментальную, познавательно-исследовательскую деятельность воспитанников.
• Приобщать детей к здоровому образу жизни.
Подготовка территории ДОУ к практической работе:
Создание стационарных станций;
Создание мини-огородов, цветников, малых архитектурных форм, спортивных сооружений, дорожек здоровья;
Создание условий для совместного творческого и физического труда детей и взрослых;
Создание условий для познавательного развития, опытно – экспериментальной, исследовательской, наблюдательной деятельности воспитанников;
Создание условий для спортивной, подвижной, малоподвижной, дидактической, театрализованной, творческой, интеллектуальной игры.
Кроме стационарных станций на территории ДОУ располагаются мобильные станции, их расположение, название, содержание педагог планирует исходя из стоящих перед ним задач и интересов детей.
Подготовка педагогического коллектива к практической работе:
Изучение литературы по данной тематике;
Подготовка консультаций;
Проведение семинаров-практикумов;
Разработка сценариев образовательного терренкура.
Подготовка родителей (законных представителей) воспитанников к практической работе:
Индивидуальные и групповые консультации;
Общение на сайте педагога, группы, ДОУ
Родительские собрания;
Привлечение к подготовке и участию в образовательных терренкурах.
Требования к организации маршрута образовательных терренкуров :
- Учет физической нагрузки, познавательного содержания, интересов воспитанников;
- Учет возрастных особенностей воспитанников:
для детей 2-3 лет продолжительность маршрута 30 мин., 2-3 станции;
для детей 3-5 лет продолжительность маршрута 40-60 мин., 4-5 станций;
для детей 5-7 лет продолжительность 1-1,5 часа, 6-7 станций;
- Учет времени года и погодных условий;
- Соответствие одежды и обуви времени года, погодным условиям;
- Проведение с воспитанниками инструктажа по технике безопасности;
- Утверждение маршрута заведующим ДОУ;
- Наличие аптечки!
Образовательный терренкур сопровождается контролем:
Познавательной активности, содержательной насыщенности, соответствия возрастным характеристикам воспитанников;
Выбора вида деятельности, материалов, содержания образования;
Соблюдения техники безопасности;
Соблюдения правильного дыхания;
Соблюдения правильной осанки;
Правильности выполнения физических упражнений;
Сохранения оптимальной нагрузки;
Появления у участников маршрута приятной усталости к концу пути.
Ожидаемые результаты:
• Создание на территории дошкольной образовательной организации оздоровительного и образовательного терренкура.
• Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах формирования и использования предметно-пространственной среды на территории дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательных и оздоровительных целях.
• Удовлетворение потребности детей в движении, сохранение положительного психоэмоционального состояния.
Календарный план реализации программы с указанием сроков реализации по этапам
№ Этап Наименование мероприятие Конкретное описание содержания мероприятия Сроки или период
(в мес.) Ожидаемые результаты Предшествующие мероприятия Исполнители Механизм контроля Создаваемые объекты интеллектуальной собственности
1 Подготовительный Создание творческой группы педагогов Написание заявления о включении в творческую группы Сентябрь
2018 Создание творческой группы Издание приказа о создании творческой группы.
Заведующий ДОУ Мониторинг материально-технического и методического оснащения образовательного процесса.
Мониторинг профессиональных компетенций педагогических работников.
Опрос родителей.
Карты и схемы маршрутов терренкура
2 Анализ базовой составляющей проекта Заседание творческой группы.
Изучить нормативные законодательные документы, литературу по вопросу организации предметно-пространственной среды на территории ДОО Сентябрь –октябрь 2018 Систематизация информации по изучаемой теме. Члены творческой группы (реализаторы проекта)
3 Прогнозирование и планирование Разработка составляющих направлений и схем оздоровительного и образовательного терренкура;
Информирование родителей о задачах и содержании работы по программе. Ноябрь -декабрь
2018 Определение вектора деятельности.
Определение рисков программы. Члены творческой группы
4 Анализ подготовительного этапа Отчет творческой группы о работе за прошедший период. Декабрь 2018 Оценка уровня реализации первого этапа Заведующий ДОУ
Члены творческой группы
5 Основной Создание условий для реализации программы Проектирование и наполнение развивающей среды. Закупка необходимого оборудования, обеспечение реализации программы. Январь 2019-
май 2019 Создание материально-технической базы для реализации программы Прогнозирование расходной части бюджета.
Обеспечение эффективного методического сопровождения.
Заведующий ДОУ
Члены творческой группы Мониторинг профессиональных компетенций педагогических работников. Благоустройство территории ДОУ
Макеты площадок и территории ДОУ.
Комплексно- тематический план на каждую возрастную группу.
Разработки оздоровительного и образовательных терренкуров
Картотека методических материалов по направлениям
6 Повышение компетентности реализаторов программы Создание макетов площадок и территории ДОУ по сезонам, картотеки основных видов двигательной активности дошкольников, викторин, опытов по познавательно-исследовательской деятельности и экспериментированию, музыкальных и подвижных игр, наблюдений за живой и неживой природой и т. п. Январь 2019-апрель 2019 Заведующий ДОУ
Члены творческой группы
7 Реализация программы Использование педагогами оздоровительного и образовательного терренкура.
Проведение праздников, совместных мероприятий с родителями.
Май 2019 – май 2020 Повышение интереса к двигательной активности, здоровому образу жизни, повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Заведующий ДОУ
Члены творческой группы
8 Анализ основного этапа Мониторинг показателей результативности реализации программы.
Отчет творческой группы о работе за прошедший период. Апрель
2019 Оценка уровня реализации второго этапа Заведующий ДОУ
Члены творческой группы
9 Итоговый Итоговые мероприятия Открытые показы Оформление и передача накопленного опыта
Транслирование и передача опыта по реализуемой программе Сентябрь 2019
Май 2020 Обмен опытом с различными педагогическими сообществами Распространение информации через сеть Интернет и средства массовой информации
Заведующий ДОУ
Члены творческой группы Методические пособия по теме прогрограммы
10 Анализ итогового этапа Проведение мониторинга эффективности реализации проекта, перспектив дальнейшего развития данного направления деятельности Апрель- май 2020 Оценка ситуации.
Отработанная, эффективная система применения программы Заведующий ДОУ
Члены творческой группы
Нормативно – правовое обеспечение программы
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ:
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Кадровое обеспечение программы
№ п/п ФИО сотрудника Должность Функционал специалиста
1 Домрачева Елена Геннадьевна Заведующий ДОУ Руководитель
2 Рыбакова Надежда Александровна Старший воспитатель Разработчик,
член творческой группы
3 Щекотова Валентина Витальевна Воспитатель Член творческой группы,
реализатор
4 Краснова Наталья Владимировна Воспитатель Член творческой группы,
реализатор
5 Трухина Зинаида Анатольевна Воспитатель Член творческой группы,
реализатор
6 Колбина Любовь Михайловна Воспитатель Член творческой группы,
реализатор
7 Исупова Елена Михайловна Воспитатель Член творческой группы,
реализатор
8 Городилова Татьяна Александровна Воспитатель Член творческой группы,
реализатор
9 Городилова Юлия Сергеевна Воспитатель Член творческой группы,
реализатор
10 Баева Ирина Николаевна Воспитатель Член творческой группы,
реализатор
11 Крылатых Татьяна Леонидовна Воспитатель Член творческой группы,
реализатор
Материально – техническое обеспечение программы
№ п/п Наименование имеющегося
материально –технического обеспечения для реализации программы Количество Планируемый вид использования
1. Спортивный комплекс (на площадке группы № 4) 1 шт Для упражнений на улице
2. Спортивный комплекс (на площадке группы № 6) 1 шт Для упражнений на улице
3. Спортивный инвентарь:
отсутствует Для проведения подвижных и малоподвижных игр
4. Театрализованные атрибуты:
Частично имеются Для проведения музыкально- ритмических игр, театрализованных представлений
5. Музыкальный центр или ноутбук 1шт, 1 шт Для обеспечения музыкального оформления мероприятия
6. Частично имеется Для образовательной деятельности по экологическому воспитанию
7. Отсутствует Для развития познавательно –исследовательской деятельности
8. Частично имеется Для развития творчества
9. Частично имеются Для развития мелкой моторики
10. отсутствует Для знакомства с правилами дорожного движения
Финансовое обеспечение программы
Наименование Количество Цена Сумма
Тес 150 1 куб 8000 8000
Земля 1 машина 6000 6000
Краска ВД 6 ведер 14 кг 950 5700
Колеры 50 50 2500
Лак 4 350 1400
Лейки детские 20 150 3000
Лейки большие 6 200 1200
Ящик для рассады 6 700 4200
Фартуки с нарукавниками 10 500 5000
Рассада для цветов 2000 2000
Горшки для цветов 50 120 6000
Иллюстрации лекарственных растений 100 листов ламинированных 30 3000
Штора для ванны 4 300 1200
Подставка для цветов 4 2500 10000
Коврики гимнастические 70 170 11900
Емкость для воды 1 шт 2500 2500
Декоративные камушки 3 упаковки 450 1350
Декорации для водоема 3000 3000
Музыкальные инструменты 2 набора 1000 2000
Палатка 2 шт 1300 2600
Бумага самоклеящаяся 30 м 50 1500
Полипропиленовые трубы 20 d 6 шт 750 4500
Полипропиленовые трубы д-40 6 шт 860 5160
Уголки полипропиленовые 100 шт 20 2000
Шпагат 10 шт 420 4200
Песочные наборы 40 шт 200 8000
Фанера 3 мм 5 листов 700 3500
Мяч д-20 25 шт 150 2750
Мяч д- 10 60 шт 70 4200
Кегли 12 наборов 350 4200
Скакалки 10 шт 50 500
Обручи 30 шт 150 4500
Велосипед 4 шт 3500 14000
Самокат 4 шт 2500 10000
Таз 4 шт 400 1600
Ведерки детские 10 шт 100 1000
Мозаика 6 шт 250 1500
Набор насекомых 1 набор 1500 1500
Мольберт 3 шт 1700 5100
Воронки 20 50 1000
Тазик 5 л 4 150 600
Ковролин 1*1,5м 1,5 метра 250 375
Краска для разметки 13500
Итого: 177735
Основные риски программы
№
п/п Наименование риска Вероятность возникновения, % Степень влияния на результат, % Меры реагирования на риск
1 Отсутствие финансовых ресурсов 80 80 Поиск дополнительного финансирования и спонсоров
2 Нежелание педагогов участвовать в реализации проекта 50 50 Консультации, семинары- практикумы, деловые игры.
3 Отсутствие поддержки родителей 50 50 Консультации, семинары- практикумы, деловые игры
4 Риски несоблюдения программы и превышения бюджета 70 70 Поиск дополнительного финансирования и спонсоров
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации
№
п/п Планируемое мероприятие Механизмы реализации
1 Представление опыта работы по внедрению проекта «Образовательные терренкуры как средство познавательного развития дошкольника» Мастер-классы, открытые просмотры, семинары.
2 Медиотека презентаций и видеоматериалов по созданию предметно-пространственной среды для программы «Образовательные терренкуры как средство познавательного развития дошкольника» Издание разработанных материалов и пособий по проекту
Использованная литература
• «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» : Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л. Н. – М. : «Аркти», 2004г.
• Акимова Ю. А Знакомим дошкольников с окружающим миром. М. : Творческий Центр Сфера 2007г.
• Выготский Л. С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л. С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии» : Учеб. пособие/ Сост. Л. М. Семенюк – М. : Воронеж, 2003г
• Давыдова О. И «Формируем предметно-развивающую среду. Образовательные терренкуры на территории детского сада» / Спрввочник старшего воспитателя N 11, 2015г.
• Журнал «Дошкольное воспитание» N3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
• Запорожец А. В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А. В., Леонтьева А. И. – М. : Педагогика, 1995г.
• Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - N3 – с. 12.
• Леонтьев А. Н. «О формировании способностей»/ А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1996г. на территории ДОУ»
• Опыт МБОУ Центр развития ребёнка N 217 Центрального района города Барнаула / «Педагогические технологии инновационной деятельности по созданию образовательных терренкуров
• Подьяков Н. М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – М: Просвещение, 1998
Интернет источники:
• https://dohcolonoc.ru
• https://nsportal.ru/detskiy-sad