Анастасия Кратц
Образовательная технология в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель образовательной технологии :
создать условия для развития художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительно-прикладной деятельности.
Задачи образовательной технологии
1. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
2. Развивать творчество, воображение детей, умение видеть необычное в обычных предметах.
3. Учить проявлять инновационные решения в работе.
4. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.
5. Развивать целеустремлённость в работе.
Публикация «Образовательная технология в ДОУ» размещена в разделах
6. Развить у детей желание использовать поделки для оформления интерьера детского сада.
7. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
Принципы построения педагогического процесса
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Индивидуальный подход.
Планируемые результаты
Старшая группа
• Совершенствуются навыки пространственной ориентации.
• Формируются навыки и умения в художественном труде и дизайне с использованием разных материалов (бумаги, картона, бросового и природного материала и пр.).
• Развивается художественный вкус при оформлении поделок и изделий в процессе гармоничного сочетания элементов по форме, величине, цвету, фактуре и пр.
• Формируется стремление к совместной деятельности.
• Формируются навыки коммуникативного, делового общения.
• Продолжает формироваться умение пользоваться инструментами и материалами для труда.
• Формируется умение самостоятельно подготавливать к работе необходимые материалы.
• Формируется привычка соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
Подготовительная группа
• Сформировано умение самостоятельно анализировать поделки, рисунки.
• Продолжает формироваться умение придумывать свои изделия из разных материалов и воплощать их сначала в зарисовках.
• Сформированы навыки пространственной ориентации.
• Сформировано умение конструировать и мастерить как индивидуально, так и совместно по образцам, по условиям, по замыслу.
• Осваиваются разные виды конструкторов, формируется умение создавать простейшие двигающиеся механизмы (рычаг, блок, зубчатая передача).
• Продолжает формироваться умение создавать с помощью разных материалов оригинальные художественные образы.
• Формируется художественный вкус в процессе оформления конструкций, изготовления поделок, в дизайн-деятельности.
• Умеют мастерить игрушки, поделки, в основе которых лежат объемные формы (модули, делать несложные выкройки, создавать эскизы (изделия из бумажных цилиндров, конусов, кубических и прочих форм).
• Осваивают способы изготовления поделок по принципу оригами.
• Приобщаются к дизайну (к моделированию, проектированию, макетированию, оформительской деятельности).
• Совершенствуются навыки коммуникативного, делового общения.
• Сформировано умение самостоятельно подготавливать к работе свое рабочее место.
• Сформирована привычка соблюдать чистоту и порядок.
• Развита поисковая деятельность.
• Умеют анализировать поделку.
• Сформировано положительное отношение к труду.
• Развиты конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
• Рука подготовлена к письму.
Особенность образовательной технологии
В конце учебного года ребё нок получает диплом волшебника: в старшей - «Просто волшебники», а в подготовительной группе - «Настоящие волшебники».
Образовательная деятельность
Режим занятий:
Продолжительность занятия составляет: в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.
Группа Время занятий Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в год
Старшая группа 25 мин 1 36
Подготовительная группа 30 мин 1 36
Методы и приемы обучения:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы на занятии:
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Алгоритм занятий:
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом создаваемом предмете, дидактические игры.
1. Подготовка к занятию (привлечения детей к оснащению занятия)
2. Постановка проблемной ситуации
3. Показ и рассматривание образца
4. Показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков детей)
5. Повторение правил техники безопасности при работе с инструментами и материалами
6. Самостоятельное изготовление детьми поделок
7. Оформление поделки (отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию)
8. Анализ работы (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Методические указания:
Практическая работа детей. Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом необходимо познакомить детей со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением действий. Позже можно использовать поэтапный показ. По мере приобретения детьми необходимого опыта следует привлекать к показу детей. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Коллективная форма. Проведения занятий помогает создавать интересные и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, радоваться успехам своим и товарищей при создании работы. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Обсуждение. При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и в поделках других детей, принимать и понимать интересы другого человека.
Итоговые мероприятия
• Проведение выставок детских работ «Мастерской волшебников»
• Вручение поделок – подарков (именинникам, сотрудникам, гостям)
• Социальная акция «Подарок своими руками»
• Мастер - класс для педагогов «Красивое – своими руками»
Список использованной литературы
1. И. Агапова, М. Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г. ;
2. М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владос, 2007г. ;
3. И. А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г. ;
4. И. А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г. ;
5. И. А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г. ;
6. И. А. Лыкова «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г. ;
7. Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г. ;
8. Е. Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г. ;
9. Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г. ;
10. Н. А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г. ;
11. В. Броди «Зверюшки из бумаги», изд. «Мой мир», М, 2008г. ;
12. Е. Ступак «Оригами. Игры и конкурсы», изд. «Айрис пресс», М, 2008г. ;
13. Гомозова Ю. Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», «Академия развития», Ярославль, 1999 г. ;
14. Демина И. П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г. ;
15. Нагибина М. И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.( Серия: «Вместе учимся мастерить»);
16. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996г.