Валентина Сагалакова
Образовательная технология «Модель трех вопросов»
▼ Скачать + Заказать документы
Мною представлен опыт работы по гибкому планированию в группе с детьми старшего возраста «Модель трех вопросов». Благодаря данной модели я получаю первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по конкретной теме и помогаю ориентироваться в способах получения информации.
Основа образовательной технологии заключается в том, что я задаю детям три вопроса : «Что знаем?», ответы детей на первый вопрос позволяют мне определить представления детей по теме; «Что хотим узнать?» -этот вопрос помогает определить их желания; «Как узнать?» - третий вопрос спланировать деятельность не только каждого ребёнка, но и всей группы. Таким образом, использование данной модели имеет плюсы для каждого субъекта образовательных отношений (ребенок+родитель+воспитатель) : - дети учатся выражать свои мысли и высказываться, слушать и слышать друг друга, планировать собственную деятельность; - родители не только узнают о интересах своего ребёнка, но и имеют возможность подключиться, оказав посильную помощь; - воспитатели планируют деятельность и деятельность детей, исходя из их базовых знаний и интересов. Сам процесс образовательной технологии состоит из 4 этапов : 1. Выбор темы. 2. Планирование. 3. Реализацияпроекта. 4. Завершениепроекта в любой понравившейся форме. Следуя пунктам в создании проекта, посредством модели трех вопросов, я начинаю работу с детьми с плана (здесь инициатор -воспитатель, то есть с утреннего сбора в форме круглого стола, кружка на ковре и т. п. во время которого формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация, удовлетворяются интересы и потребности ребёнка, запросы родителей. Лучше начинать в пятницу утром, чтобы знать чем вы будете заниматься следующую неделю. Роль ребё нка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи. 2-й этап — планирование. Я, помогая в решении данных задач, задаю детям вопросы, инициируя общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают. По мере того, как дети отвечают на вопрос, фиксирую их ответы на большом листе бумаги. Например: наша тема: «Зимующие птицы», и мне надо сделать предварительный анализ знаний детей по теме. Задаю вопрос : «Что мы знаем?» — ответы записываю карандашом на бумаге с именем ребенка говорившего (под каждой фразой указываю их имена, если он хочет сам написать, то пожалуйста, пусть пишет. Затем задаю вопрос «Что мы ещё хотим узнать о зимующих птицах? Когда все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» что нужно сделать, чтобы узнать? Здесь пожелавший ребенок найти ответ на вопрос - становится ответственным за реализацию. Далее этот план вывешиваем в группе и придерживаемся сроков реализации.
Публикация «Образовательная технология „Модель трех вопросов“» размещена в разделах
Знакомим родителей и начинаем познавать обозначенный кусочек окружающей действительности во всех образовательных областях. Данная модель трех вопросов позволяет детям объединятся в подгруппы по интересам, поддерживать друг друга, оказывать друг на друга большое обучающее и воспитывающее влияние. То есть дети в моей группе разного возраста, что способствует обучению и развитию друг друга. Организация образовательной деятельности ориентирована на ребенка, предполагает отказ от жесткого расписания. Работа над проектом идет следующим образом : дети распределяется на подгруппы, и выбрав тот или иной центр активности, самостоятельно работают в нем. Предварительно я предполагаю, чем будут заниматься сегодня дети, и в соответствии с педагогическими задачами наполняю центры наглядным материалом, играми и игрушками. В рамках тематической недели «Зимующие птицы» в центре науки разместили природный материал для поделок: семена, крупы, засушенные листья и ягоды, муляжи птиц, перья и пух, чертежи конструкции кормушки; в центре изо: раскраски, альбомы фото и иллюстрации птиц, загадка дня о птице, чтение сказок и произведений. В центр сюжетно-ролевой игры – маски, шапочки птиц. По мере того как ребенок готов отвечать на вопрос, который приготовил дома с родителями, я вывешиваю очередность выступления, и внимательно его слушаем. Это может быть презентация, загадка, рассказ, видео сюжет, фотография с описанием, коллаж, песня и т. д. Итогом нашей недели стало изготовление кормушки для зимних птиц. На практике я убедилась, что данная технология позволяет реализовать на практике индивидуальное взаимодействие взрослых и детей. А также помогает ребенку формировать свое мнение, потребность получать информацию и добывать её самостоятельно.
Список литературы
1. Детский совет: методические рекомендации для педагогов/ Л. В. Свирская. М. : Издательство «Национальное образование», 2015. – 80 с. :ил. – (Серия «Вдохновение»).
2. «Утро радостных встреч» Л. В. Свирская, 2010 Издательство «Линка-Пресс», 2010.
3. Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. -Просвещение, 2015.- 128 с.