МААМ-картинки

Образовательная ситуация с дошкольниками 5–7 лет «Ветер — движение воздуха»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками 5–7 лет «Ветер — движение воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : познавательное развитие

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Тема: «Ветер – движение воздуха».

Основная цель: формирование понятия «ветер – движение воздуха», знакомство со свойствами ветра.

Детская цель: помочь воздушному змею найти друга.

Задачи.

Образовательные :

Темочки:

Дать детям знания о таком природном явлении как ветер, его особенностях и значении для окружающего мира и человека;

Учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями природы в процессе эксперимента и дидактических игр.

Развивающие:

Содействовать развитию: мыслительных операций (наблюдения, сравнения, анализа); зрительного, слухового внимания и восприятия; активности и самостоятельности в познавательной деятельности;

Активизировать словарный запас, память детей;

Развивать познавательные интересы, сообразительность; умение управлять своим поведением, работать в коллективе.

Воспитательные:

Воспитывать желание помогать тем, кто просит о помощи;

Формировать интерес к экспериментированию, желание участвовать в совместных играх;

Содействовать развитию чувства удовлетворения от результатов совместной работы.

Предварительная работа: разучивание стихотворения «Мы – шоферы».

Оформление образовательной ситуации :

Оборудование «Центра НАУКИ» : вывеска, столы, 2 мольберта, Эмблема «Научный сотрудник»; письмо «От воздушного змея»;

«Дорога» для переезда в «Научный ЦЕНТР»;

Вывеска «Центр НАУКИ» Эмблема научного сотрудника

Демонстрационный материал:

Электроприборы: вентилятор, фен, воздушная пушка, пылесос;

Насос большой и малый, игрушки: вертушка, китайский колокольчик «песня ветра», веер, воздушные шарики;

Раздаточный материал:

карточки для дидактической игры:

Игра «Различные виды перевижений»

Самостоятельное передвижение Транспортное передвижение

Затруднение в игровой ситуации

целлофановые пакеты для эксперимента;

ленточки для подвижной игры (красного и синего цвета)

Раздаточный материал:

карточки для дидактической игры:

Игра «Хороший – плохой»

Техническое оснащение:

CD проигрыватель, фонограммы со звуком ветра, музыкальное сопровождение для игры.

Краткая аннотация к работе:

В данной образовательной ситуации дети знакомятся с новым понятием «ветер – движение воздуха». Для достижения основной цели дети включаются в игровую деятельность: отправляются в «Центр науки» помочь Воздушному змею «найти» друга. С «научным сотрудником» они при помощи карточек разбирают различные способы передвижения, сталкиваются с затруднением, что ветер может приводить в движение предметы, но как он это делает, не знают, что такое ветер определить не могут. На этапе открытия проводится эксперимент, из которого дети узнают, что ветер поймать невозможно – это движение воздуха. На этапе включения нового знания в систему знаний проводится игра «движение воздуха» с ленточками красного и синего цвета, символизирующих потоки теплого и холодного воздуха. Затем дети слушают звуки ветра и с помощью игры определяют его положительные и отрицательные качества. У детей формируется представление о роли ветра в природе и жизни человека. В ходе организационной образовательной деятельности, погружаясь в эксперимент и различные игровые упражнения, дети достигают своей детской цели, преодолевают встретившиеся затруднения и сами находят разгадку к получению новых знаний.

Ход образовательной ситуации

Введение в ситуацию.

Цель: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость, т. е. вызвать желание помогать тем, кто просит о помощи.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Сейчас подойдите ко мне. Присаживайтесь на стульчики. Сегодня к нам в детский сад пришло письмо от Воздушного змея. Послушайте его.

«Здравствуйте, ребята! Со мной приключилась такая история. В один хороший день я встретил замечательного друга, который со мной играл, ласково щекотал, поднимал меня высоко в небо, показывал мне много интересного… А потом, куда-то пропал. Я очень без него скучаю. Помогите мне его найти, пожалуйста».

- Ребята, о чем просит нас Воздушный змей? (О помощи.) (Просит помочь найти ему друга)

- Вы хотите ему помочь? (Да хотим)

- Мы сможем это сделать? (Да, сможем; Попробуем сделать; Постараемся помочь).

- Что нам для этого надо сделать? (Надо отправиться его искать.)

- Как можно найти друга Воздушного змея? (Можно посмотреть на улице, во дворе… Можно на самолете облететь всю планету и найти его.)

- Подумайте и скажите, кто может быть другом Воздушного змея? (орел, воробей, солнце, бабочка, ветер, кузнечик и др.)

- Хорошие догадки, но пока мы не знаем, кто же это на самом деле, поэтому я предлагаю, нам отправится в «Центр НАУКИ», где все и про всех знают.

- На каком транспорте мы поедем? (на машине, автобусе, поезде и т. д)

- Давайте все же отправимся на машине. Кто на какой поедет? Какую марку выбираете? («Лада-калина», «Мерседес», «Камаз», «Джип», «Нива» и др.)

Вместе со мной рассказывайте стихотворение и показывайте все движения.

Стихотворение «Мы – шоферы».

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

«Дворники» счищают капли,

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы – шоферы хоть куда!

Имитируют движения рулем.

Ногу сгибают, вытягивают.

Воображаемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя.

Приставляют ладонь ко лбу.

Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают, наклоняют руки влево, вправо

Над головой пошевеливают пальцами рук.

Поднимают вверх большой палец руки.

По дороге «переезжаем» в научный центр.

- Приехали в «Центр НАУКИ», занимайте удобные места, а я позову научного сотрудника. (Воспитатель уходит за ширму, прикрепляет эмблему научного сотрудника, выходит к ребятам)

- Здравствуйте, ребята. Я научный сотрудник и рада видеть вас в нашем «Научном ЦЕНТРЕ». Скажите мне, вы же не просто к нам приехали на экскурсию, вы хотите, что-то узнать? (ДА) (Мы хотим помочь Воздушному змею найти его друга).

- Очень хорошо, что вы такие отзывчивые ребята. Чтобы вам помочь, я хочу знать, что Воздушный змей и его друг делали вместе? (они играли, друг поднимал его в небо, помогал ему летать) Хорошо я вас поняла, он помогал ему двигаться.

2. Актуализация.

Цель: актуализировать знания детей о способах и средствах передвижения живой природы и различных видов транспорта.

Игра «Различные виды передвижений».

Цель: закрепить знания о способах передвижения различных животных, насекомых, птиц, рыб, человека и транспорта.

- Вы знаете способы передвижения, кто и как двигается? (Да знаем.)

- Подойдите и выберите картинки, на которых изображены живые существа, которые передвигаются самостоятельно. Все выбрали? (Да).

- Хорошо! А теперь скажите, кого вы выбрали, как они двигаются и что им помогает при движении. Давайте встанем так, чтобы всем было видно, в том числе и нашим гостям. Начинаем называть по порядку с Мирона.

Мирон - «У меня дельфин. Он плавает и ныряет, в этом ему помогает его тело, голова, плавники».

Арина – «У меня бабочка, она летает с помощью крыльев».

Дима – «Это гусеница. Она ползает» и т. д. (лошадь, орел, человек, кошка, рыба).

- Молодцы! Отложите картинки в сторону и возьмите те, на которых изображен транспорт. (Дети выбирают картинки).

- Назовите ваш транспорт, как он передвигается и что помогает ему двигаться? (Дети называют вид транспорта по порядку).

Тимур – «Это самолет, он летает, у него есть крылья, хвост».

Маша – «У меня автобус, он передвигается с помощью колес».

Никита – «У меня велосипедист, он едет на велосипеде. У велосипеда есть руль, педали, колеса» и другие ребята.

- Может ли транспорт передвигаться самостоятельно? (Нет, им управляет человек).

3. Затруднение в ситуации.

Цель: формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.

- Посмотрите, у нас еще остались картинки.

- Что на них изображено? (Море, трава, мельница). А на море что можно увидеть? (волны)

- А что движет волны? (ветер)

- Трава у нас ровно стоит? (Нет, она наклонена)

- Кто ее наклонил? (тоже ветер)

- Крылья мельницы могут вращаться? (Да). С помощью чего они вращаются? (С помощью ветра.)

- Как ветер заставляет двигаться траву, волны? (Ветер дует.)

- Как он дует? (Не знаем)

- Смогли мы с вами определить, что такое ветер, чтобы помочь Воздушному змею? (Нет)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, что такое ветер)

- Значит, что нам надо узнать, чтобы помочь Воздушному змею? (Надо узнать, что такое ветер)

- Как можно узнать, что такое ветер? (Можно спросить у того кто знает. Можно провести эксперимент.)

4. Открытие нового знания.

Цель: формировать представление о ветре, о причине его происхождения.

- Давайте проведем эксперимент и попытаемся понять, что же такое ветер. У нас в «Центре НАУКИ» есть вентилятор, если мы его включим, что почувствуем? (Что появился ветер.)

- Сейчас мы попытаемся его поймать. Только будьте аккуратны и осторожны, близко к вентилятору не подходим. Возьмите по пакету. Первыми поймать ветер дадим возможность мальчикам, потом тоже самое сделают девочки. (Девочки и мальчики ловят в пакеты ветер.)

- У всех получилось поймать ветер? (Да)

- Послушайте, что у вас внутри пакета. Вы слышите ветер? (Нет) Так что же вы поймали? (Мы поймали воздух.) Почему не удалось поймать ветер? (Потому что ветер двигается.) Правильно ребята ветер это движение воздуха. Если я выключу вентилятор, что произойдет. (Ветер пропал, его не стало). Включаю снова… (ветер снова дует.) Воздух в группе приводит в движение вентилятор. А как ветер движется в природе? Ведь его никто не включает и не выключает… (энциклопедические объяснения происхождения ветра) Ветер – это природное явление, которое происходит в результате определенных изменений, ветер появляется из-за разницы температур воздуха. Чем больше разница температур, тем быстрее движутся воздушные массы, тем сильнее ветер.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление у детей знания «ветер – движение воздуха», знакомство со свойствами ветра в играх и упражнениях.

Игра «Движение воздуха»

Цель: Учить применять в игре разные движения, развивать представления о движении воздуха.

- Давайте поиграем в игру «Движение воздуха». У меня есть ленточки красного и синего цвета, выбирайте любую и разделитесь на две команды: команда с красными ленточками и команда с синими ленточками. И так вы стали потоком теплого и холодного воздуха. Под музыку вы начинайте двигаться и меняться местами, как музыка затихает вы замираете. (Под музыку дети двигаются, играя ленточками, музыка останавливается, дети замирают.)

- Ветерок, ты куда спрятался? (Я спрятался в листву деревьев, (я спрятался в травке, (я спрятался в канавке, … (Музыка снова включается - дети двигаются. Музыка останавливается – дети замирают.)

- Что же у нас получилось? (Мы перемешались.)

- Так и в природе воздух состоит из теплого и холодного потока они встречаются и меняются местами. Воздух приходит в движение, так появляется ветер.

- Ребята теперь вы можете определить незнакомого друга воздушного змея? (Это ветер). Правильно – ветер.

- Приготовьте свои уши, сейчас мы ветер будем слушать :

Дети слушают звуки ветра и описывают его.

Цель - научить подбирать относительные прилагательные.

1я запись - «Ветер в деревьях».

- Какой вы услышали ветер? (тихий, ласковый, слабый, приятный, освежающий, легкий, нежный)

2я запись - «Сильный ветер».

- А сейчас какой ветер вы услышали? (сильный, громкий, быстрый, шумный, сердитый, холодный, неприятный)

- Какой совет можно дать воздушному змею, гулять можно при любом ветре? (Нет, в плохую погоду с ним может случиться несчастье, он может испортится, порваться.)

- Давайте определим хорошие и плохие качества ветра.

Игра «Хороший – плохой»

Цель: сформировать у детей представление о роли ветра в природе и жизни человека, определить его положительные и отрицательные качества.

- У меня на столе приготовлены картинки. (Картинки лежат изображением вниз.) Возьмите любую карточку, посмотрите и определите пользу или вред приносит ветер. Расположите плохие проявления ветра на черный мольберт, а хорошие дела ветра на белый. (По очереди ребята называют, что изображено у них на картинке и закрепляют ее на мольберте.)

1я картинка – Поломанные деревья – плохое качество ветра.

2я картинка – Дети пускают воздушного змея – хороший ветер.

3я картинка – Ветер опыляет растения – хороший ветер.

4я картинка – Шторм на море – плохой ветер. И т. д.

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием, определили плохие и хорошие качества ветра. Ветер можно остановить? (Нет от него можно спрятаться и подождать когда он закончится.)

- Человек занимается изучением ветра и научился создавать его с помощью приборов и использовать в своем быту. У нас есть предметы, найдите их, и расскажите, для чего они нужны или как можно ими воспользоваться. (Пылесос – с помощью него убираемся в квартире, (Веер – им машем, когда нам жарко, (Фен – можно высушить волосы, (Вентилятор – включаем, когда жарко, (Воздушная пушка – включаем в группе, когда прохладно, (Вертушка – игрушка для игры с ветром, (Китайский колокольчик «песня ветра» - если на него подуть то можно услышать звук музыки, (Насос (большой и маленький) – надуваем колеса, шарики).

- Ветер может быть другом не только воздушного змея, но и человека.

(Детям дарится маленький насос и шарики, чтобы они надули их в группе.)

- Ребята я была рада встрече с вами, но мне уже пора, меня ждут другие дети. (Педагог снимает эмблему.)

- И нам то же пора возвращаться в детский сад, «садитесь» в свои машины на которых приехали, отправляемся… Речь с движениями «Мы – шоферы».

6. Итог.

Цель: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.

- Вот и приехали! Скажите, где же мы сегодня с вами были? (Мы были в «Центре НАУКИ»)

- Для чего мы туда ездили? (Для того чтобы помочь найти Воздушному змею друга.)

- Вы смогли ему помочь? (Да). Что это за друг? (Ветер).

- Вам было интересно в «Научном ЦЕНТРЕ». (Да).

- Что вы там делали? (Играли, проводили эксперимент).

- Какие знания помогли нам найти друга Воздушного Змея? (Мы узнали, что такое ветер)

- С кем вы можете поделиться этими знаниями? (С родителями, друзьями, братьями и сестрами.)

- Сегодня вы большие Умнички, вы помогли Воздушному змею найти друга, узнали что ветер это движение воздуха, что он может быть разным, может быть плохим и хорошим, и что человек использует силу ветра в своей жизни. Я рада, что у меня такие отзывчивые, активные и любознательные ребята.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Числовой ряд» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Числовой ряд». Основные цели: 1. формировать.

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Елочки» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Елочки» Основная цель: формирование представлений.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: познание - формирование целостной картины мира. Возрастная группа: (5-6) лет старшая группа. Тема: «Цветы». Тип.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В картинной» .

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Конспект урока «Воздух. Значение воздуха. Ветер — движение воздуха» Цель: сформировать представление о свойствах воздуха, его составе, значении и нахождении в природе; раскрыть причины возникновения ветра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками 5–7 лет «Ветер — движение воздуха»
Опубликовано: 13 мая 2019 в 13:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками 5–7 лет «Ветер — движение воздуха»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД