Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Коробка для игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Художественное творчество» (конструирование из бумаги)
Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа
Тема: «Коробка для игрушек»
Основные цели:
1) Учить складывать квадратный лист на 16 маленьких квадратиков, делать надрезы по четырем линиям сгиба, складывать и склеивать коробку;
Темочки:
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, то спрошу у того кто знает»;
3) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.
Материал:
Демонстрационный: коробка с крышкой
Раздаточный: два листа бумаги разного цвета и разного размера на каждого ребёнка, клей, ножницы, салфетки, карандаш простой.
Краткая аннотация к работе: Бумага - наиболее доступный, простой материал. Но при этом она заключает в себе удивительные возможности для художественного творчества детей. В результате выполнения этого занятия дети знакомятся с качеством и свойствами бумаги, овладевают навыками работы с ножницами, учиться складывать квадратный лист на 16 маленьких квадратиков, делать надрезы по четырем линиям сгиба, складывать и склеивать. У детей формируются основные познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Кроме того, у детей развивается глазомер, координация движений, мелкая моторика.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Помогаете ли Вы родителям наводить порядок?
- Как вы помогаете?
- Куда складываете игрушки? (дети отвечают)
Таня и Ваня тоже решили навести у себя порядок, но у них нет коробок, куда Ваня мог бы сложить свои инструменты, а Таня свои игрушки.
- Хотите помочь Тане и Ване сделать коробку?
- Сможете?
2. Актуализация
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления о свойствах бумаги, о строении коробки и о ее соотношении размеров;
2) тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.
Дети садятся за столы, где на каждого ребенка лежит два листа бумаги, разного размера, ножницы и клей.
Воспитатель спрашивает: Одинаковые листы? (нет) чем отличаться? (по размеру, по цвету, из какого листа будем делать коробку, а из какого крышку и почему? (из большого - крышку, а из маленького - коробку).
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
2) развивать речь.
Воспитатель предлагает детям сделать коробку. Дети выполняют пробные действия. Возникает затруднение
- Смогли ли вы сделать коробку? (нет)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как сделать коробку из листа бумаги)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1) сформировать опыт самостоятельного выполнения задания и эмоционального переживания радости открытия;
2) развивать концентрацию внимания, мелкую моторику.
- Что нужно сделать, когда что-то не знаешь? (Спросить у того кто знает)
Воспитатель объясняет детям, что для того чтобы сделать коробку, надо правильно обозначить линии сгиба и разреза, и помнить о правилах складывания бумаги и склеивания.
Воспитатель показывает прием складывания листа: сначала квадрат складываем пополам (от себя, линия сгиба проглаживается, лист разворачивается, загибается одна сторона, совмещается с линией сгиба на середине квадрата, затем другая, потом лист перевертывается, и процессы повторяются. Делать все это нужно на столе.
Развернули, посмотрите, что у нас получилось? (много маленьких квадратов)
Воспитатель показывает, как делать надрезы. Сначала нужно делать карандашом контур в первом квадрате, а потом в последнем квадрате. Лист переворачиваем и опять чертим линию, по которым будем делать надрезы.
- Берем ножницы надрезаем один квадрат до линии сгиба по нарисованным линиям и последний квадрат надрезаем. Перевертываем лист и опять надрезаем 1 квадрат и последний - затем складываем и клеем коробочку.
Физкультминутка
Все ребята дружно встали,
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
5. Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи:
1) развивать умение делать из большого листа крышку.
2) развивать пространственное воображение.
3) развивать память, речь.
4) расширять коммуникативные способности.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что из коробки игрушки и инструменты могут рассыпаться. Что необходимо сделать? (крышку)
Воспитатель спрашивает:
Крышку как мы будем делать? (так же как и коробку)
Вспоминаем, как мы складывали коробку : сначала квадрат складываем пополам (от себя, линия сгиба проглаживается, лист разворачивается, загибается одна сторона, совмещается с линией сгиба на середине квадрата, затем другая, потом лист перевертывается, и процессы повторяются.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно сделать крышку для коробки.
Ребята, какие у Вас хорошие, устойчивые коробки получились. Таня и Ваня очень обрадуются, что у них есть теперь коробки.
6. Осмысление
Дидактические задачи:
1) восстановить в памяти детей то, что они делали;
2) создать ситуацию успеха;
3) развивать уверенность в своих силах и способностях.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Кому вы сегодня помогали?
- Были ли у вас трудности?
- Смогли ли вы их преодолеть?
Воспитатель хвалит детей за то, что они были внимательны и старательны, все справились с заданием, сумели помочь Ване и Тане сделать коробку, чтобы они сложили свои игрушки.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :
Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий: - М. :ТЦ Сфера, 2009. – 240с. – (Программа развития).
ПООП «Мир открытий» под ред. Л. Г. Петерсон, А. И. Лыковой. Цветной мир, 2012.
Методические рекомендации к ПООП «Мир открытий», н. р. Л. Г. Петерсон. М., Цветной мир, 2012.