Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «В гости к лесным жителям»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: средняя группа(4-5 лет)
Тема: «В гости к лесным жителям»
Основные цели: формировать пространственные отношения на плоскости;
Дидактические материалы: письмо, «Коврограф ларчик», образные каточки «Лев-Павлин-Пони-Лань», «Игровизор» (на каждого ребенка «Развивающие игры Воскобовича», раздаточный материал (прям, треугольники).
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „В гости к лесным жителям“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Краткая аннотация к работе: конспект занятия построен в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип образовательной ситуации – открытие нового знания. Предназначена для педагогов дошкольных организаций, работающих на средней группе.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает вокруг себя детей:
-Сегодня утром, когда я шла в детский сад, мне передали письмо. (Показывает письмо, читает адрес)
-Здесь написано, что оно для детей группы «Солнышко». Кому адресовано письмо?
Хотите узнать, что в нем написано?
Воспитатель читает письмо:
-Мы жители сказочного леса, Лев, Павлин, Пони, Лань, хотим рассказать вам свою историю. Жили мы дружно, одной семьей. Но однажды Лев сказал «Я - царь зверей. Уходите из леса!». Идти нам было некуда, и умный Павлин предложил разделить лес поровну, чтобы у всех была своя территория проживания. Мы не знали, как это сделать и обратились к ворону Метру. Он поделил лес и сказал, что Лев теперь будет жить в левой верхней части леса, Павлин - в правой верхней части, Пони - в правой нижней, а Лань в левой нижней части. Мы не знаем, как нам найти эти части. Помогите нам, пожалуйста».
Воспитатель:
-Тут еще написано, что «с дороги вы не собьетесь, потому что у вас будет волшебный фонарик. (Воспитатель показывает фонарик). Но будьте внимательны, вас будет преследовать Незримка Всюсь. Его никто никогда не видит, он всем всегда мешает». Дети, хотите помочь лесным жителям? А сможете? Тогда пойдемте.
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз; актуализировать знания детей о геометрических фигурах.
Воспитатель:
- Фонарик поможет не сбиться с пути и найти правильное направление (воспитатель направляет луч света в разных направления; дети определяют и проговаривают направления движения лучика, идут за «зайчиком» по сигналу воспитателя, доходят до столов где лежат геометрические фигуры в хаотичном порядке).
Воспитатель:
- Кажется мы заблудились…
Голос Незримки Всюся:
-Ну что, попались? Вот я вас и запутал. Хотите идти дальше? Выполните задание – пойдете.
Воспитатель:
-Согласны выполнить задание?
Голос Незримки Всюся:
- Положите все прямоугольники на верхнюю полосу, а треугольники на нижнюю.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель (демонстрирует образец) :
- Я тоже выполнила задание. Посмотрите, у всех получилось как у меня? (дети сравнивают, проверяют)
- Молодцы, справились с заданием. Пойдемте дальше (идут за лучиком).
Вот мы и пришли.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1)создать мотивационную ситуацию для формирования пространственных отношений на плоскости;
2)формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
Воспитатель:
- Посмотрите, а вот и волшебный лес! Обратите внимание, он разделен на прямоугольники. Это те части леса, в которые должны заселиться Лев, Павлин, Пони и Лань. (рассматривают коврограф).
- Расположите Льва, Павлина, Пони, Лань в тех частях, которых они хотели бы жить! Льва - в левой верхней области леса. Павлина - в правой верхней области. Пони - в правой нижней, а Лань в левой нижней области.
Дети пробуют расположить персонажей.
Возникает затруднение, так как дети не знают, где находятся эти области.
- Смогли вы помочь? Почему? (пояснения детей)
4. «Открытие» нового знания (способа действия).
Дидактические задачи:
1) формировать представление о пространственных отношениях на плоскости;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
Воспитатель:
- Что нужно делать, если чего-то не знаешь?
- У кого будете спрашивать? (ответы детей) Спрашивайте!
-Для того чтобы правильно определить области, нужно стать лицом к коврографу.
Затем поднять правую руку. Прямоугольники, которые ближе к правой руке – находятся справа. Теперь нужно определить, какой прямоугольник правый верхний, а какой правый нижний. Какой из этих прямоугольников находится вверху?
- Значит этот прямоугольник правый верхний. А какой прямоугольник находится внизу?
- Значит этот прямоугольник правый нижний.
Аналогичное объяснение для прямоугольников слева.
- Можем мы теперь помочь животным найти свои части леса?
- Лев живет в верхней левой части леса. Что мы должны сделать сначала (стать лицом к каврографу) Что нужно сделать потом? (поднять левую руку) Что нам осталось определить? (какой прямоугольник верхний, какой нижний)
Аналогично находят последующие части леса для остальных животных.
Воспитатель:
- Молодцы!
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи: закреплять умения ориентироваться на плоскости.
Физкультминутка.
- Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Готовы? Тогда в путь (Воспитатель включает музыкальную композицию «Вместе мы пойдем направо….». Дети идут выполняя движения в соответствии с текстом)
- Дети, а давайте нарисуем для наших животных домики, чтобы им было, где жить! В этом нам помогут «игровизоры». Садитесь, пожалуйста, за столы. В верхнем левом прямоугольнике нарисуйте домик для Льва.
Воспитатель обращается к нескольким детям :
- Расскажи, где живет Лев?
(И так про каждое животное).
6. Осмысление
Дидактические задачи:
1) восстановить в памяти знания, которые они получили; создать ситуацию успеха.
Воспитатель:
- Кому мы сегодня помогали?
- Смогли ли помочь?
- Что мы для этого сделали?
- Какие знания вам пригодились?
- Кому можно сказать спасибо?
- Да, вы молодцы! Вы смогли помочь животным, потому что научились определять верхний правый и т. д. угол!
Использованная литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012 г.
2. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – Изд. 4-е, доп. перераб. / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М. : Издательство «Ювента», 2014 г.
3. Интернет ресурсы.
Комментарии к сценарию: данная тема занятия в технологии «ситуация» ОНЗ отражена в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «формирование элементарных математических представлений», комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий»// Научный руководитель Л. Г. Петерсон /Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой.