Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации по оригами с дошкольниками подготовительной группы «Снеговик»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа : подготовительная к школе
Тема: «Снеговик» (оригами)
Основные цели:
1) учить складывать квадратный лист по схеме;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе использования карт - схем, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю, а потом посмотрю по образцу»;
Публикация «Конспект образовательной ситуации по оригами с дошкольниками подготовительной группы „Снеговик“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Как сделать снеговика? Мастерим снеговиков своими руками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оригами для детей
- Оригами по темам. Занятия и мастер-классы для детей
- Подготовительная группа
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
3) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.
Демонстрационный материал: изображение снеговика
Оборудование:
1. Презентация «Снеговик»;
2. Ноутбук, экран, мультимедийная установка.
Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация составлена в соответствии с технологией «Ситуация» и направлена на ознакомление детей с техникой оригами - складывания квадратного листа в «круг». Благодаря положительной эмоциональной атмосфере, общей сюжетной линии и использованию технологических схем дошкольник узнаёт об умении из квадратного листа делать «круг» путём складывания.
Раздаточный материал: пять квадратов белого цвета и разного размера, по одному квадрату оранжевого, черного и синего цвета, один лист картона, клей, ножницы, салфетки, фломастеры на каждого ребёнка.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, вы знаете загадки?
- А отгадывать загадки любите?
Смотрите, на нашу группу пришло письмо, и оно подписано знаете кем?
- Дедом Морозом! Он хочет загадать вам загадки.
Воспитатель читает загадки:
Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды. (Снежинки.)
Снег на полях,
Лёд на водах,
вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой.)
- Правильно, зимой. Ребята, а что вы можете рассказать о зиме?
- После, какого времени года она наступает?
- А какие зимние месяцы вы знаете?
- В какие игры можно играть зимой?
- А вы любите играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговика?
- Ребята, здесь ещё одна загадка есть:
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
- А вы знаете, что Снеговики главные помощники Деда Мороза?
-В письме Деда Мороза ещё написано о том, что зимой у него много работы, а перед новогодними праздниками очень много нужно успеть и он сам не справится. Ему очень нужны помощники. Он просит нас сделать снеговиков и прислать ему на помощь.
- Хотите помочь Деду Морозу?
- Сможете?
2. Актуализация
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления о свойствах бумаги, о строении фигуры снеговика и о соотношении её размеров;
2) тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.
Дети садятся за столы, где перед каждым ребенком лежит по пять квадратов белого цвета и разного размера, по одному квадрату оранжевого, черного и синего цвета, один лист картона, клей, ножницы, салфетки, фломастеры.
Воспитатель спрашивает:
- одинаковые листы бумаги лежат перед вами? (нет);
- чем они отличаются? (формой - квадратные и прямоугольные и цветом – белые, синие, черные, оранжевые);
- сколько частей у фигуры снеговика? (пять частей - три части туловища и две - руки);
- какой формы эти части? (круглой формы);
-какой формы и цвета мы возьмём листы бумаги для фигуры снеговика? (белые листы бумаги квадратной формы);
- а как мы из листов квадратной формы сделаем круглую форму без ножниц?
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
2) развивать речь
Воспитатель предлагает детям самостоятельно, без использования ножниц сделать из квадрата круг. Дети выполняют пробные действия. Возникает затруднение
- Смогли ли вы сделать круг из квадрата? (нет)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем способа, как сделать из квадратного листа бумаги круг без использования ножниц)
4. «Открытие» нового знания
Дидактические задачи:
1) сформировать опыт самостоятельного выполнения задания и эмоционального переживания радости открытия;
2) развивать концентрацию внимания, мелкую моторику.
Воспитатель спрашивает у детей:
- Что нужно сделать, для того чтобы у нас получился круг из квадрата? (Спросить у того кто знает или попробовать сделать самому, а потом посмотреть по образцу).
- Правильно! Сами мы попробовали, но у нас что – то не получилось. У кого можно спросить? (У мамы – мама на работе, её нельзя отвлекать. У воспитателя)
- Знаете, ребята, я тоже не помню уже как это можно сделать, но у меня где-то есть карточки со схемами, посмотрим их? (да)
Воспитатель находит и раздает каждому ребёнку схему складывания квадрата в «круг»
- Ребята, что изображено на схеме?
- Давайте сложим квадрат по схеме и посмотрим, что у нас получилось. (Дети, пользуясь схемой, складывают квадрат)
- Что у вас получилось? (Многоугольник)
- Правильно. А нам нужен круг. Что делать? (Без ножниц мы не сможем сделать из квадрата круг)
- Молодцы, ребята, без ножниц мы не сможем сделать из квадрата круг. А что же нам делать, ножницами мы не можем сейчас пользоваться? (нужно из многоугольников сделать снеговика).
- Хорошо, давайте попробуем.
Дети из белых квадратов самостоятельно по схеме складывают «круг».
- Ребята, вот еще одна схема, подумайте, что на ней изображено?
(как из квадрата сделать «ведро» для снеговика)
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка
Дидактические задачи:
1) развивать умение из квадратного листа разного размера делать «круг» путём складывания.
2) развивать пространственное воображение.
3) развивать память, речь.
4) расширять коммуникативные способности.
Воспитатель проводит физминутку:
«Снежная баба»
(все действия выполняются по тексту)
Мы бабу снежную лепили,
Чтоб краше не было ее.
Лопатами весь снег собрали
Не позабыли ничего.
Сначала ком большой скатали
И плотно этот ком прижали
Второй поменьше был размером.
На первый он уселся смело.
А третьим – голова была
И участи своей ждала.
Лицо украсили морковкой,
А угольками вместо глаз.
Прорисовали ротик ловко,
Смотрели в профиль и анфас.
На голову ведро надели,
Украсили его пером.
Метлу воткнули для порядка.
Вот какие мы ребятки!
- Мы с вами отдохнули, вспомнили, как лепить снеговика, а что же мы не сделали еще? (нужно сложить ещё 4 квадрата и собрать снеговика).
- А ещё? Для чего у нас лежат ножницы и квадраты чёрного и оранжевого цвета? (Для того чтобы из черного квадрата вырезать глаза снеговику, а из оранжевого – морковку)
- Молодцы, правильно! Идем делать дальше.
Дети складывают оставшиеся квадраты по схеме, раскладывают части снеговика на картонном листе, вырезывают нужные детали и приклеивают их.
6. Осмысление (итог)
Дидактические задачи:
1) восстановить в памяти детей то, что они делали;
2) создать ситуацию успеха;
3) развивать уверенность в своих силах и способностях.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, что полезного вы сегодня сделали? (Помогли Деду Морозу).
- Чем вы помогли Деду Морозу? (сделали ему помощников – снеговиков)
- Какие новые знания вам помогли помочь Деду Морозу? (Мы узнали способ работы по схеме и научились складывать квадратный лист бумаги в «круг»)
- Были ли у вас трудности?
- Смогли вы их преодолеть?
Воспитатель хвалит детей за их внимание, усердие и аккуратность. Отмечает, что все справились с заданием и что Дед Мороз будет рад таким помощникам – снеговикам. Складывают работы в большой конверт и отправляют его Деду Морозу.
Комментарии к сценарию: обучение детей работе с бумагой в технике «Оригами».
https://www.moi-detsad.ru/adfiles.htm Сайт для работников дошкольного образования. (Загадки и физминутка)
https://yandex.ru/images/search?text=зимние%20фоны%20для%20презентаций
https://yandex.ru/images/search?text=pbvybt%20pf%2Cfds (картинки зимние забавы)