Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Наше сердце»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема: «Наше сердце».
Основные цели:
Познакомить детей со строением и функциями сердца человека.
Сформировать представления о работе и значении сердца, крови для жизни человека; ее количестве у ребенка и взрослого.
Формировать навыки оказания первой медицинской помощи, развивать долговременную памяти, наглядно-образное и ассоциативное мышление.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Познакомить с новыми словами - фонендоскоп, сосуды и закрепить представление у детей о сердце, сосудах.
Воспитывать потребность к здоровому образу жизни, чувство эмпатии и стремление помочь поранившемуся человеку.
Дидактические материалы:
Демонстрационный: презентация «Наше сердце».
Раздаточный: картинки о здоровом образе жизни.
Оборудование: ёмкости с красной жидкостью (1,5л. ; 3л. ; 6л., спринцовка, соединенная с капельницей, пищевой краситель красного цвета, фонендоскоп, макет сердца слайды оказания первой помощи, 3 стола, контейнер прозрачный с бинтами (аптечка, контейнеры для опыта, 3 маленьких контейнера и спринцовки, разные средства для рисования, магнитофон.
Краткая аннотация к работе: образовательная деятельность спланирована в форме развивающей ситуации с детьми - путешествие в научную лабораторию. При разработке педагогического мероприятия была взята за основу структура технологии «Ситуация». Образовательная ситуация с дошкольниками состоит из взаимосвязанных между собой частей. Для повышения активности детей используются игровые и информационные технологии. В образовательной ситуации использовалась презентация «Наше сердце» и музыкальное сопровождение, что усиливает эмоциональное восприятие темы. Для фиксации достижения «детской» цели предусмотрела в конце вопросы.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию :
Воспитатель:
У меня в груди, вот тут,
Слышишь! Часики идут.
Звук их радостен и тих
Только кто заводит их?
Дети: (Сердце)
Воспитатель: Ребята, а как вы представляете свое сердце? Предлагаю, вам, нарисовать свое сердце, на бумаге используя различные средства рисования.
Воспитатель: Вы считаете, что ваше сердце именно так выглядит? Так рисуют сердечко на открытках, шариках, игрушках (слайд) .А как на самом деле выглядит сердце вы узнаете в научной лаборатории, в которую я предлагаю вам отправиться! Хотите?
Воспитатель: В чем ходят работники лаборатории?
Дети: В белых халатах.
Воспитатель: Одеваем халаты и отправляемся перекрестным шагом (дети идут в научную лабораторию с использованием кинестетических упражнений, под музыкальное сопровождение). Вот мы и на месте! (стол с оборудованием для проведения опытов)
Воспитатель: А как нужно вести себя в лаборатории и почему? (Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать. Незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не пробовать на вкус.)
2. Актуализация знаний
Воспитатель: Ребята у каждого человека есть сердце? А что вы можете рассказать о сердце?
Дети: Оно бьётся, стучит, если приложить руку стук можно почувствовать.
Воспитатель: Где оно находится у вас?
Дети: в левой стороне груди.
Воспитатель: Что защищает наше сердце?
Дети: Ребра защищают сердце от ударов.
На самом деле сердце человека похоже на сжатый кулачок. Сожмите ладонь. Вот такого размера ваше сердечко.
Воспитатель: а сейчас посмотрите на экран (слайд сердца под звуки биения сердца). Наше сердце перекачивает кровь и поэтому работает как насос. Предлагаю, вам, сделать упражнение «Насос» На вдохе согните руки в локтях и сожмите кулачок, а при выдохе расслабьте кисти и опустите руки вниз (проделать 4-5 раз).
Воспитатель: Ваши ручки устали, пусть они немного отдохнуть. А наше сердце никогда не отдыхает.
(Слайд спящих людей)
Воспитатель: А когда мы спим, что происходит с сердцем?
Дети: Продолжает работать, стучит.
Воспитатель: А чтобы послушать ритм сердца существует специальный прибор - Фонендоскоп. Посмотрите на экран, А кому он очень нужен?
Дети: Врачам
Воспитатель: А почему?
Дети: Когда болеем идем к доктору.
Воспитатель: Ребята, можно ли узнать, как стучит сердце без фонендоскопа?
Дети: Можно послушать ухом, приложить руку к сердцу, или приложить слуховую трубку.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру: «Узнай, как работает сердце?» На кого я одену белые колпачки, те будут врачами, а остальные пациентами. Врачам надо определить, как бьется сердце пациента. Да вот только фонендоскопы сданы в ремонт. Вспомните, как можно определить, как стучит сердце у пациента.
Воспитатель: Уважаемые доктора, что вы можете сказать о работе сердца вашего пациента. (Сердце стучит медленно)
Воспитатель: А теперь, предлагаю пациентам сделать по 4 приседания и по три прыжка на месте. И снова обратиться к врачу.
Воспитатель: Что вы можете сказать о работе сердца вашего пациента. (Сердце бьется сильнее, быстрее)
Воспитатель: Чтобы сердце стало работать, как и прежде, необходимо сделать 3 глубоких вдоха и выдоха.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: При нагрузке сердце работает быстрее, в покое медленнее.
Воспитатель: Все правильно, молодцы.
3. Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания
2. Формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя.
Воспитатель: Ребята, а можете сказать, какую важную работу выполняет сердце?
Возникает затруднение
Воспитатель: Смогли вы ответить на этот вопрос?
Дети: Нет. Мы не знаем.
Воспитатель: А хотите узнать?
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1. Формировать опыт самостоятельного открытия знания о том, как движется кровь по сосудам,и какова роль в этом процессе сердца; формировать опыт эмоционального переживания радости открытия.
2. Развивать образное мышление, воображение, память
Воспитатель: Какого цвета кровь, и для чего она нужна человеку?
Дети: Красного цвета кровь, она переносит кислород и питательные вещества, а уносит ненужные вещества.
Воспитатель: Кровь жидкая её много в организме человека. Перед вами стоят емкость с прозрачной жидкостью. А что надо сделать, чтобы она стала похожа на кровь?
Дети: добавить красной краски.
Воспитатель: давайте это и сделаем, вот вам пищевой краситель, создайте кровь (пипеткой добавить краситель и размешать палочкой)
Воспитатель: Вот теперь в этих ёмкостях кровь, но почему-то количество крови разное, почему, как вы думаете?
Дети: Маленький- дети, побольше-женщины, а большой -мужчины.
Воспитатель: Вот видите, в нашем организме очень много крови, но почему же она не выливается?
Дети: Она течет по трубочкам?
Воспитатель: Эти трубочки называются- сосуды. Они бывают тонкие толстые, но все они очень длинные (слайд)
Воспитатель: Ребята, вытяните вперед свою ладошку и рассмотрите её, что вы видите?
Дети: Синие полосочки.
Воспитатель: Эти полосочки и есть сосуды, по которым течет кровь. Рассмотрите сосуды у своих соседей.
Воспитатель: А что может произойти, если поранить руку? (Потечет кровь) Кто её толкает? (Сердце) Покажите, как сердце кровь толкает (сжимают кулачки).
Воспитатель: Ребята, предлагаю проделать опыт, который вам лучше поможет понять, как работает сердце. У нас есть для этого всё необходимое (спринцовки, капельницы). Сожмите спринцовку, а потом разожмите и посмотрите, что происходит. Что вы увидели?
Дети: При сжимании сердце выталкивает кровь, а когда разжимаешь, обратно возвращается.
Воспитатель: Вот так работает сердце.
5. Включение нового знания в систему знания и умений детей
Дидактические задачи:
Закреплять опыт, полученный путём эксперимента, в самостоятельной работе.
(Слайд. Раны, царапины)
Воспитатель: Что происходит на картинках?
Дети: Из раны течет кровь.
Воспитатель: А что необходимо предпринять?
Дети: Остановить кровь.
Воспитатель: А что нам необходимо найти что?
Дети: Аптечку.
Воспитатель: В аптечке есть все необходимое, для оказания первой медицинской помощи. Предлагаю вам поиграть «Скорая помощь» : Надо оказать первую помощь человеку, у которого из раны течет кровь. Разделитесь на 2 команды (одна команда, пострадавшие, другая – врачи, которые будут оказывать помощь) Что необходимо сделать?
Дети: Промыть рану перекисью, помазать зеленкой, и забинтовать.
Воспитатель: вам предлагаю забинтовать обработанную рану (дети бинтуют руку)
Воспитатель: Помощь оказана, молодцы! Спасибо! Кровь человека-самая драгоценная жидкость, которую все время что толкает?
Дети: Сердце
Воспитатель: Поэтому необходимо заботится о своем сердце, а что мы должны для этого делать?
Дети: вести здоровый образ жизни.
Воспитатель: Сейчас, прочту вам стихотворение о здоровом образе жизни, а вы, выберете на столе соответствующие картинки (дети самостоятельно выбирают на столе картинки).
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Отправляемся в путь перекрестным шагом (дети под музыку возвращаются на стульчики)
6. Осмысление
Дидактические задачи:
Формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель: Где мы сегодня побывали?
Дети: В научной лаборатории.
Воспитатель: Для чего мы ходили в лабораторию? Как выглядит сердце? Какую важную функцию выполняет сердце? (показывают свой кулачок; сердце помогает двигаться крови по сосудам)
Воспитатель: Как это вы поняли? Ребята, о чем мы должны помнить всегда и никогда не забывать? (ответы детей)