Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Какой бывает транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)
Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет
Тема: «Какой бывает транспорт»
Основные цели:
- способствовать проявлению потребности в получении информации о развитии цивилизации; систематизировать знания о зависимости выбора транспорта от расстояния, географических особенностей, тяжести и размера грузов;
Дидактические материалы:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Транспорт, авто. Конспекты занятий
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Демонстрационные:
• Конверт с письмом;
• Слайды с изображением транспорта;
Раздаточные:
• несколько карт на разных столах (на картах – обозначение городов, морей, гор, карточки с изображением транспорта разных видов,
• полоски для определения расстояния.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор.
Краткая аннотация к работе: Организованная образовательная деятельность на тему: «Какой бывает транспорт» по программе «Мир открытий», с детьми старшего возраста с 5 до 6 лет, в технологии «Ситуация».
Ход образовательной ситуации
1. «Введение в ситуацию»
Образовательная задача : мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя на ковре:
- Ребята! Вы любите отгадывать загадки?
- И я люблю. А хотите мы сейчас с вами будем отгадывать загадки? Выслушиваются все ответы детей
- Тогда садитесь поудобнее и слушайте.
Воспитатель сажает детей на ковер и включает презентацию
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус) (слайд № 2)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. (Метро) (слайд № 3)
Не орел и не синица,
А стальная чудо-птица
За моря и океаны
Нас домчит в любые страны. (Самолет) (слайд № 4)
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет. (Корабль) (слайд № 5)
- Ребята, как назвать одним словом отгадки, которые вы отгадали? (Транспорт). А я неспроста загадала вам загадки про транспорт. И сейчас вы узнаете, почему.
В наш детский сад пришло письмо от почтальона Печкина из Простоквашино. (Открываем конверт, читаем).
«Здравствуйте, ребята! К нам в Простоквашино на почту поступил контейнер с письмами, посылками и разные грузы. Но произошла какая-то ошибка – лишь одна посылка должна была придти в Простоквашино для дяди Фёдора, на все остальные адреса получателей разные – они должны быть доставлены совсем в другие города и даже страны. Помогите мне, пожалуйста, мне одному с этим не справиться, ведь у меня есть только велосипед, далеко на нём не уедешь!»
- Ребята, хотите помочь почтальону Печкину? Сможете?
2. «Актуализация знаний»
Образовательные задачи : актуализировать мыслительные операции - сравнение, анализ; знания видов транспорта, необходимые для построения нового знания.
- Если людям необходимо отправиться или доставить что-то на дальние расстояния, что используют люди? (Транспорт) (слайд № 6). Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, воздушный, водный) (слайды № 7,8,9). А для чего нужен транспорт? (Чтобы перевозить грузы, людей). Как называется транспорт, перевозящий грузы? (Грузовой) (слайд № 10). Людей? (Пассажирский) (слайд № 11). А что было бы, если бы люди не придумали разный транспорт?
- Давайте поиграем в игру «Что лишнее?». (На каждом слайде – несколько картинок одного вида транспорта, одна – другого. Дети должны назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор). (слайды № 12,13).
3. «Затруднение в ситуации»
Образовательные задачи : организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения
- Ребята, почтальон Печкин прислал нам список адресов, написанных на посылках. Послушайте, куда надо отправить грузы: в Новосибирск, Омск, Челябинск, Баку и в Москву.
- Каким транспортом мы отправим посылку в Новосибирск? А в Омск? В Баку? В Москву?
- Смогли вы ответить на вопрос? Почему не смогли? Если что-то не знаешь, что нужно сделать? Что нам нужно узнать?
4. «Открытие нового знания»
Образовательные задачи : формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
- Чтобы узнать, на какие расстояния отправлять посылки, давайте воспользуемся картой. Красным флажком отмечено Простоквашино, а синими – места, куда надо отправить посылки. Давайте посмотрим, на какие расстояния надо отправить грузы.
Карта расположена на доске, от красного флажка до каждой точки проведены линии для определения расстояния.
- Вот, например, в Новосибирск нужно отправить письма. Давайте посмотрим – по сравнению с остальными точками, далеко ли от Простоквашино находится этот город? (Рядом). Значит, каким транспортом можно отправить эту посылку? (Машиной). Ребята, давайте посмотрим, много ли писем нужно доставить в Новосибирск? (слайд № 14). Какую же машину лучше для этого выбрать?
Показ картинок с разными видами транспорта на слайде, дети выбирают, рассуждают, приходят к выводу: если груз небольшой, нецелесообразно использовать большую грузовую машину, тем более не подойдёт для него самолёт или поезд – для этих видов транспорта слишком маленькое расстояние. Также неудобен открытый грузовик – ведь в случае дождя письма намокнут. Выбирают небольшой крытый автофургон. (слайд № 15)
- Ребята, следующий груз надо отправить в Омск. (слайд № 16). Омск находится дальше от Простоквашино, чем Новосибирск? А груз тяжелее, чем стопка писем? Значит, что мы выберем?
В ходе рассуждение дети приходят к выводу, что нужна большая грузовая машина. (слайд № 17)
- Следующий груз вот такой. (слайд № 18) Он уже больше, чем предыдущий и тяжелее. Отправить его надо ещё дальше – в Челябинск.
Дети выбирают поезд. (слайд № 19)
- Теперь надо отправить груз в Баку. Давайте посмотрим на карту. Подойдёт ли для такого расстояния поезд? Да, расстояние большое, но видите ли вы преграду для поезда по пути в Баку? (Море). Как же переправить груз в Баку через море?
Дети в ходе рассуждений приходят к выводу, что до моря можно доставить груз на поезде, а через море – на грузовом корабле. (слайд № 20)
- Последняя посылка должна быть доставлена в Москву. Давайте посмотрим на карту. Какой здесь транспорт подойдёт? (Поезд). А вы заметили преграду для поезда? (Горы). Какой же вид транспорта мы выберем теперь? (Грузовой самолёт) (слайд № 21)
- Ребята, вы поняли, для чего необходимо такое разнообразие транспорта? (Разный транспорт необходим для разных целей)
5. «Включение нового знания в систему знаний»
Образовательная задача : обеспечить связь нового «открытого» детьми знания с имеющимся у них опытом.
- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру.
Детям предлагаются несколько карт на разных столах (на картах – обозначение городов, морей, гор, карточки с изображением транспорта разных видов, полоски для определения расстояния. Дети разбиваются на подгруппы. С помощью полосок они сами выбирают точку отправки и точку доставки, затем выбирают нужный вид транспорта и кладут карточку на полоску. В игре участвует каждый ребёнок.
Обращается внимание детей на экран.
- Посмотрите, в энциклопедии про транспорт была вот такая подсказка. Проверьте у себя и друг у друга, правильно ли вы выбрали транспорт.
Самопроверка.
6. «Осмысление»
Образовательная задача : зафиксировать достижение «детской» цели, акцентировать внимание на успех.
- Ребята, чем мы сегодня занимались? Кому помогли? Как нам это удалось?
7. «Итог»
На экране появляется изображение почтальона Печкина с поднятым вверх большим пальцем.
- Ребята, почтальон Печкин благодарит вас за то, что вы помогли ему переправить грузы с помощью разного транспорта. Вам понравилось? Что запомнилось больше всего?
(слайд № 22)
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : Авторский сценарий образовательной деятельности с детьми, использованные для презентации фотографии и картинки получены из сети Интернет. Данная тема предусмотрена перспективным планом работы в старшей группе по Познавательному развитию раздела «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» и предполагает знакомство детей с разными видами транспорта.