Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Космический корабль»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : конструктивно - модельная деятельность
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема: Космический корабль.
Основные цели: формирование основ технического мышления у дошкольников на основе электронного конструктора.
Дидактические материалы: электронный конструктор «Знаток», модули лего,
схемы к конструктору, аудиозапись.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к занятию.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Космический корабль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Ракеты и космические корабли
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Краткая аннотация к работе: В ходе ООД использовались наглядные, словесные и практические методы, направление на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию :
Дидактическая задача этапа: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
- Ребята, всем доброе утро! Звучит звук сигнала SOS.
- Что это? (Сигнал бедствия, сигнал о помощи). Как вы думаете кто подает нам этот сигнал? (на слайде появляется инопланетянин).
- Мне на телефон пришло сообщение! ( Включает сообщение: «Мы отправились в межпланетную экспедицию, и на борту вышла из строя вся аппаратура, нет освещения, не работает двигатель и звуковые сигналы. Мы не можем вернуться к себе на инопланетную станцию. Оказалось, что сломались микросхемы. Катастрофа. Помогите нам восстановить их, пожалуйста!»)
- Хотите, помочь жителям космической станции? Вы сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактическая задача этапа: актуализация мыслительных операций, знаний детей, необходимых для «открытия» нового знания.
- Кто сможет устранить эту поломку? Кто делает космические корабли?
кто такие инженеры? (Это люди, которые придумывают и создают технику).
- Чем они занимаются? (Они создают в модели разной техники).
- Как они создают технику? (Инженеры сначала придумывают технику, затем проектируют на бумаге, делают чертежи).
- Что происходит дальше с чертежами? (Рабочие по чертежам собирают из деталей новую технику (ракету).
- Какую работу здесь выполняет инженер? (Инженер ее испытывает, включает, проверяет, как она работает).
- У инженеров больше 200 специальностей, какие бывают инженеры? (Есть инженеры-строители, есть инженеры, которые разбираются в работе станков, другие — в работе машин, самолетов и вертолетов, кораблей, в работе электронных приборов, компьютеров, планшетов, телефонов).
- Молодцы ребята, вы много знаете об этой интересной и такой нужной профессии.
- Нам нужно добраться до космического корабля, но у нас нет ракеты, где нам ее взять? (ответы детей)
- У нас есть чертеж, по которому можно построить ракету. (Рассматривают чертеж. Строят ракету).
- Ребята, наша ракета готова к полету. Приготовьтесь. Займите места.
Все на старт! Готовы?
Полетим мы на ракете. (выполняют ходьбу на месте)
Улыбнёмся мы друг другу (улыбаемся)
И быстрей прогоним скуку. (движение руками перед собой)
Тайны космоса узнаем, (смотрим в бинокль, вправо – влево)
Все загадки разгадаем.
Мы летим быстрее света. (ноги на ширине плеч, покачиваем руками
На космической ракете. вправо – влево)
Ярко звёздочки сверкают, (руки поднимаем вверх и, выполняя круговые
В гости всех нас зазывают. движения опускаем вниз)
Все им дружно подмигнём, (сгибание пальцев рук
Точно курс мы свой возьмём. (руки вверх, ладони соединить – над головой)
3. Затруднение в ситуации
Дидактическая задача этапа: создание ситуации затруднения, его фиксация и выявление причины в деятельности детей.
- Посмотрите, как темно и тишина. Ребята, нужно первым делом восстановить освещение, мотор и звуковые датчики. Вы сможете? (Нет.)
- Приглашаю вас на наш островок Знаний на совет (садятся на стулья). Что мы знаем? (знаем, что надо соединить детали электрической схемы).
- Можем восстановить неисправность? (Нет). Почему не можем? (не знаем, как называются детали схемы).
- Значит, что нам нужно узнать? (как называются детали).
- Где мы это можем узнать? (спросить у того, кто знает; посмотреть в книге, на плакате, в компьютере и др., придумать самому).
Проговорить с детьми каждое предложение и найти оптимальный вариант.
4. «Открытие» нового знания (способа действий)
Дидактическая задача этапа: формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение причин проблемного характера.
- Я вчера как раз рассматривала такую книгу, в которой рассказывается, как правильно называются детали. Познакомимся с ними?
Рассказ (сопровождается показом слайдов) о названии деталей и их назначении. Показываю образцы- схемы.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактическая задача этапа: выполнение задания на новый способ действия.
- На столах лежат микросхемы с космического корабля, их нужно починить. На одном столе у нас схема «Лампа», с ее помощью можно восстановить свет. На другом схема «Звук», с ее помощью можно устранить неполадки звуковых датчиков. На третьем столе схема «Мотор». Проходите за столы. Приступайте к работе. (Дети собирают электрические цепи)
- Выполнили задания? Посмотрим, все получилось у вас?
Примерные ответы:
1. Мы собрали электрическую цепь «Лампа». Соединили лампу, выключатель и источник питания проводами. Освещение мы починили, лампа работает.
2. Мы собрали электрическую цепь «Звуки звездных войн», мы соединили батарейку, динамик, зеленую микросхему, выключатель обычный и кнопочный и соединили проводами. Звуковые датчики работают.
3. Мы починили микросхему мотора. Электромотор, лампу, источник питания, выключатель кнопочный соединили все проводами, мотор заработал, он исправен.
- Молодцы! Вы справились с заданием. Наш космический друг снова вышел с нами на связь. На мой телефон пришло сообщение от него.
«Дорогие ребята, спасибо вам большое, вся электроника работает исправно, космический корабль работает».
- Мы смело можем отправляться домой. Проходите в нашу ракету. Пристегните ремни. Полетели.
- Опустите руки, закройте глаза и представьте, что мы летим в космическом пространстве, мимо ярких созвездий, далеких планет. А вот и наша планета Земля, наш город Югорск.
6. Осмысление.
Дидактическая задача этапа: фиксирование детьми достижения цели.
- Вот мы с вами вернулись в детский сад. Сегодня вы потрудились на славу. Чем мы занимались? (Ответы детей).
- Кому мы помогли? (Ответы детей).
- Почему сумели помочь инопланетянам? (потому что мы узнали, как называются детали электрической цепи и собрали правильно схему).
- Что вам больше всего запомнилось?
- Где вы испытывали затруднения?
Комментарии к сценарию
Список источников
1. Петерсон Л. Г., Абдуллина Л. Э. Технология «Ситуация» как инструмент формирования у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности. //Сб. «Актуальные проблемы дошкольного образования : становление, развитие, перспектива» //Материалы X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования : становление, развитие, перспектива», Челябинск: РЕКПОЛ, 2012.
2. Петерсон Л. Г., Абдуллина Л. Э. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. / Под ред. Л. Л. Тимофеевой. – М. : Педагогическое общество России, 2013.
3. Салдаева Е. Н., Федорова Т. В. Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 170-172. — URL https://moluch.ru/archive/149/41704/ (дата обращения : 16.04.2018).
4. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. – СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСЬТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Пояснительная записка
Технология деятельностного метода «Ситуация», помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей.
Термин «технология» подразумевает обеспечение получения определённого результата. И именно технология «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника.
Технология системно-деятельностного метода позволяет воспитателю по разным образовательным областям системно включать обучающихся в деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.
Технология деятельностного метода дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать ее на основе системы теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа.
Они смогут корректировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями; смогут провести самоанализ выполняемой деятельности и адекватно себя оценить. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях, таков социальный заказ на сегодняшний день:
- обеспечить рост удовлетворенности граждан получаемым образованием : изменение материальной среды, изменение технологий работы педагогов;
- повышение самостоятельности и ответственности ОО как среды, из которой вырастают самостоятельные и ответственные граждане, социально мобильные.
Целью дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является непрерывное усвоение ребенком культурного опыта через деятельность и общение в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми (п. 1.6 ФГОС ДО). Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. В этих условиях целям образования отвечает системно-деятельностный подход, который пробуждает инициативу ребенка, мотивирует его к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением. В настоящее время наибольшее распространение получила «Технология деятельностного метода обучения» (технология «Ситуация», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Технология «Ситуация» используется педагогами нашей образовательной организации на занятиях познавательного и речевого развития. Данная технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций : образовательная ситуация «открытия» нового знания, образовательная ситуация тренировочного типа, образовательная ситуация обобщающего типа (итоговая). Задачами образовательной ситуации «открытия» нового знания являются: расширение системы знаний ребенка путем включения в нее нового знания, формирование способности ребенка к освоению нового способа действия. Образовательная ситуация «открытия» нового знания включает следующие структурные моменты: введение в ситуацию; актуализация знаний и умений; затруднение в ситуации; открытие «нового» знания; включение «нового» знания в систему знаний; осмысление. Введение в ситуацию. На данном этапе с помощью личностно-значимой беседы, связанной с жизненным опытом детей, мы создаем условия для возникновения у дошкольников внутренней потребности включения в деятельность. Далее происходит плавный переход к сюжету занятия и постановка «детской цели», которая не имеет ничего общего с программными задачами. В конце этапа вопросами «Хотите?», «Сможете?» формируем уверенность детей в собственных силах.
Актуализация знаний и умений. На данном этапе мы осуществляем организацию деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт дошкольников, необходимые им для «открытия» нового знания, развиваются мыслительные операции. При этом дети воспринимают происходящее как игру и не догадываются о том, что педагог ведет их к «новым» открытиям.
Затруднение в ситуации. На данном этапе мы моделируем такую ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением. Для достижения своей «детской» цели, ребенку необходимо выполнить некое действие, связанное напрямую с «новым» знанием, понятием или способом действия, которое ему предстоит «открыть», и которое у него пока еще отсутствует. С помощью вопроса «Смогли?» мы помогаем осмыслить, что пока ребенок не может, не готов выполнить требуемое действие. Далее формируем у детей опыт целеполагания с помощью вопросов «Значит, что нам нужно узнать? Чему нам нужно научиться?» Открытие «нового» знания. С помощью вопросов «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?» мы побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения — спросить у того, кто знает; посмотреть в книге, на плакате, в компьютере и др., придумать самому.
Включение «нового» знания в систему знаний. На данном этапе мы предлагаем детям различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание, понятие или способ действия используется в измененных условиях (вариативно — воспроизводящей деятельности). Дети слушают и повторяют инструкцию взрослого, планируют свою деятельность, педагог направляет детей, используя вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др. Часто организуем самопроверку по образцу или взаимопроверку. Используем различные формы работы — в группах, в парах и индивидуально.
Осмысление. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания, умения, личностные качества вам помогли?» подводим детей к тому, что «детской» цели они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя.
Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.
На основе развёрнутых практических действий с предметами, наглядным материалом происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.
Использование проблемно-поисковых ситуаций позволяет конкретизировать и расширять представления детей, определить эффективность их применений и, главное, активизировать интерес ребёнка к познанию.
В ходе ООД использовались наглядные, словесные и практические методы, направление на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование.
Таким образом, организуя организованную образовательную деятельность детей, для педагога раскрыта масса возможностей для применения игровых, проблемно-обучающих ситуаций. Использование разнообразных технологий позволяет учитывать индивидуальные особенности детей.