Татьяна Егоровна Оленёва
Образовательная программа «Олимпийские резервы»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги! Хочу представить вам образовательную программу «Олимпийские резервы» по дополнительному образованию. Программа переработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом на основании приказа Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155
«Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»
Публикация «Образовательная программа „Олимпийские резервы“» размещена в разделах
Целевой раздел программы включает в себя:
Пояснительная записка
Программа соответствует современным требованиям в организации образовательного процесса, с использованием разнообразных технологий. Первостепенное значение в программе уделяется вопросам здоровья детей, организации условий для формирования привычки к здоровому образу жизни; развитие у детей и реализации их психофизических возможностей в разнообразных видах деятельности.
В программу подготовки детей вошли следующие виды спорта: туризм – лыжи – лёгкая атлетика.
Актуальность: программа объединяет общие задачи физического развития в ДОУ: повышает качество знаний у детей, их двигательные умения. Развивает у них инициативу к самостоятельной деятельности, а интеграция образовательных областей решает проблему развития ребёнка дошкольного возраста в социуме.
Новизна: полученные знания и навыки помогут детям реализовать себя в самостоятельном выборе любимого вида спорта.
Цель программы: развитие личности ребёнка через овладение основ туристической, лыжной, лёгкоатлетической подготовки, формирование навыков здорового образа жизни. Развитие физических качеств, способностей детей и подготовка к спартакиадам дошкольников (слайд)
Задачи программы: способствовать овладению различных видов спорта: туризма – лыж – лёгкой атлетики. Формировать навыки здорового образа жизни. Развивать морально – волевые качества: смелость, находчивость, интерес и любовь к систематическим занятиям спортом.
Предполагаемые результаты:
•Дети накапливают опыт и овладевают основами туристической, легкоатлетической деятельности.
•Приобретают определённый объём знаний и навыков по лыжной подготовке
•Смогут демонстрировать свои умения в походе, соревнованиях,
•Повышение заинтересованности родителей к совершенствованию этих навыков.
У детей должны сформироваться следующие умения и навыки:
1. Овладеть видами ходьбы на лыжах:
2. Научиться играть в шашки и соревноваться с предполагаемым противником.
3. Совершать длительные пешеходные прогулки на стадион, лыжную базу
4. Показать свои знания и умения на спартакиаде дошкольников.
Мониторинг проводится 2 раза в год:
•Вводный – в сентябре
•Итоговый – в мае.
На основе мониторинга составляется таблица по диагностике в процентном соотношении физических качеств на начало освоения программного материала и по окончании освоения программы.
По результатам освоения программного материала дети должны выполнять следующие нормативы.
Составляется диаграмма физического развития.
Используются следующие формы наблюдения: контрольные занятия, праздники, походы, спартакиады.
Для определения физических качеств разработаны упражнения.
Содержательный раздел состоит из образовательной деятельности, которая осуществляется через организованную и самостоятельную совместную деятельность.
Используются следующие формы организованной деятельности:
•игровые беседы с элементами движений;
•подвижные игры и упражнения;
•физкультурные занятия (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно – диагностические, учебно – тренирующие;
•туристические прогулки;
•спортивные праздники;
•соревнования.
Работа с семьёй в реализации программы осуществляется путём: вовлечения родителей в педагогический процесс, личный пример родителей, совместные занятия, целевые прогулки, соревнования, походы.
Для реализации программы используются следующие методы физического развития и воспитания:
Наглядные: демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений использование наглядных пособий, использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов;
Словесные: упражнения, описание, объяснения, комментирование хода выполнения упражнений, указания, распоряжения и т. д.
Практические: выполнение движений, повторение упражнений, проведение упражнений в игровой форме;
Основные средства реализации программы:
•обьеденение детей для самостоятельной двигательной деятельности в подгруппы с учётом степени их двигательной активности
•развитие физических качеств с помощью равномерного, посменного, игрового, соревновательного методов;
•беседы, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о различных физических упражнениях, видах спорта, спортсменах разного возраста;
•обсуждение с детьми их опыта, стимулирование интереса детей к физической культуре
Учебно – тематическое планирование программы
План – график распределения учебных часов на учебный год - туристическая деятельность 4 часа; основы культурно – гигиенических навыков 4 часа; лыжная подготовка 20 часов; лёгкая атлетика 8 часов (слайды)
•две спартакиады – зимняя, весенняя
•походы
•прогулки
Организационный раздел
Программа предполагает работу с детьми подготовительной группы, набор в группу осуществляется в сентябре, по заявлению родителей, срок реализации программы один год: предполагается одно занятие в неделю, продолжительностью 35 минут (учитывается желание детей и родителей).
•занятия проходят во вторую половину дня.
•количество учебных занятий в год – 36.
•количество занятий по туристической деятельности 4 часа
•количество занятия по основам культурно – гигиенических навыков 4 часа
•количество занятия по лыжной подготовкой 20 часов
•количество занятия по лёгкой атлетике 8 часов
•две спартакиады – зимняя, весенняя
•походы
•прогулки
Для организации занятий по программе необходимо спортивное оборудование:
Лыжное (лыжи, ботинки, крепления, палки, лыжный костюм, туристическое (походный рюкзак, коврик, групповое снаряжение,
компас, походная посуда, аптечка, спортивный инвентарь, спортивная одежда)
Легкоатлетическое снаряжение (спортивный инвентарь: мячи для метания, секундомер,
измерительные приборы, эстафетные палочки; спортивная одежда).
Систему здоровьесбережения в программе осуществляют:
заведующая, педагогический персонал - инструктор по физической культуре, воспитатель группы, медицинская сестра.
Для реализации программы используется следующие технологии: технологии общения; ОБЖ в социуме; технологии обучения - формирование представлений по ОБЖ, лыжной подготовки, лёгкой атлетике на занятиях, в организованных играх, походах, в совместной деятельности. Индивидуальные корректирующие технологии - для детей разрабатываются индивидуальные занятия по лыжной подготовке, технология наблюдения
Дополнительный раздел входит краткая презентация программы для родителей
Реализация программы
В течение 5 лет была апробирована интегрированная система образовательной деятельности, которая направлена на развитие у детей физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости. Системный подход дал положительную динамику творческого подхода к выбору содержания и методов работы, позволив учитывать возрастные особенности детей.
(слайды)
Разработан методический материал:
Цикл занятий по лыжной подготовке, лёгкой атлетике, занятий – игр, бесед по туристической деятельности. Внедрены в практику педагогические проекты: «Мы туристы», «Азбука движения, здоровья и безопасности», «Зимние забавы», «Экологическая тропа – территория здоровья».
Результаты: в региональных конкурсах наши проекты стали победителями.
Программа является финалистом областного конкурса инновационных образовательных программ педагогов учреждений дошкольного образования. И опубликована в сборнике «Итоги областного конкурса инновационных образовательных программ педагогов учреждений дошкольного образования».
(слайд)
При разработке программы были использованы технологии Бочаровой Н. И. «Туристские прогулки в детском саду»; Голещихиной М. П. «Лыжи в детском саду»; В. С. Преображенского «Учись ходить на лыжах»; Полтавцевой Н. В. «Физическая культура в дошкольном детстве».