Олеся Москаленко
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Режимные процессы Содержание навыков Методы и приёмы
Первый квартал
Питание Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Беседа: «Вспомним, как надо правильно кушать». Рассматривание иллюстраций.
Чтение: М. Вишневецкая «Милая тетушка Манная каша»
Одевание -раздевание Закреплять умение
самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
Перед сном, закреплять умение пользоваться разными видами застежек. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. Беседа: «Каждой вещи – свое место»
Чтение: И. Бурусов «Галоши»,
С. Михалков «Я сам».
Дидактические упражнения «Кто правильно положит одежду»,
«Застегни и расстегни», «Моя одежда».
Умывание Совершенствовать навыки умывания : намыливать руки до образования лены, тщательно смывать, мыть лицо. Насухо вытираться полотенцем. Своевременно пользоваться носовым платком. Чтение: И. Ищук «Мои ладошки».
Д/ у: «Расскажи малышам, как надо умываться».
Содержание в порядке одежды и обуви. Заправка постели Совершенствовать умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом. Д/ у: «Как правильно заправлять кровать».
Второй квартал
Питание Учить есть второе блюдо, держа нож в правой руке, а вилку в левой руке. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. Беседа: «Культура поведения во время еды».
Чтение: С. Махотин «Завтрак».
Одевание - раздевание Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды. Беседа: «Наводим порядок в шкафу для одежды».
Умывание Закреплять умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув полотенце на ладошках. Чтение: А,Барто «Девочка чумазая».
Содержание в порядке одежды и обуви, Заправка кровати. Учить просушивать и чистить свою одежду. Мыть, протирать, чистить обувь.
Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы.
Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку. Беседа: «Как заботиться о своей одежде».
Чтение: Н. Крупская «Чистота»
Третий квартал
Питание Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережёвывать пищу бесшумно. Беседа: «Культура еды – серьезное дело».
Чтение: Д. Грачёв «Обед»
Одевание - раздевание Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь. Чтение М. Зощенко «Глупая история»
Умывание Совершенствовать умения быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате, Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости. Чтение: Е. Винокур «Купание детей»
Содержание в порядке одежды и обуви. Заправка кровати Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им.
Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку. Чтение А. Жигулин «Потеряла в траве заколку».
Д/ у: «Как помочь товарищу».
Четвертый квартал
Питание Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами: во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол. Чтение: О. Григорьев «Варенье»
Одевание - раздевание Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т. д. Чтение: Я. Аким «Неумейка»,
С. Михалков «Я сам»
Умывание Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела. Чтение: Т. С. Кожомбердиев «Все равно»
Содержание в порядке одежды и обуви. Заправка кровати. Закреплять привычку постоянно заботиться о своем внешнем виде,
заправлять кровать после сна.
Принимать участие в смене постельного белья. Показ, напоминание, указания
Трудовое воспитание.
Формы организации трудовой деятельности Содержание и объем трудовых навыков Методические приемы
в помещении На участке
Поручения Приводить в порядок игровые уголки,
Убирать на место строительный материал, настольные игры, оборудование и материал для труда. Проверять, все ли осталось в порядке перед уходом на занятие, прогулку. Проверить порядок складывания одежды в шкафах, на стульях, состояние кроватей после их уборки детьми.
Приводить в порядок кукол: мыть, причесывать, при необходимости менять одежду.
Пришивать оторвавшиеся пуговицы. Отбирать игрушки, книги, коробки, подлежащие ремонту. Мыть и протирать игрушки, строительный материал.
Мыть расчески, раскладывать мыло, протирать пол в умывальной, групповой комнатах, менять полотенца, протирать подоконники, мебель, мыть шкафчики для полотенец, раскладывать комплекты чистого белья по кроватям.
Расставлять стулья в определенном порядке.
Наводить порядок в шкафах с оборудованием, приводить в порядок учебную доску. Относить и приносить по просьбе взрослого предметы.
Узнавать о чем-либо и сообщать воспитателю. Нарезать бумагу для аппликации, рисования, ручного труда. Тонировать бумагу для своей группы и для малышей.
Высевать зерно на зеленый корм.
Мастерить поделки, игрушки в подарок малышам
Отбирать игрушки и выносной материал по поручению воспитателя, выносить их на участок.
Собирать игрушки, приводить их в порядок перед уходом в помещение.
Очищать лесок от мусора. Поливать лесок, собирая его в кучу.
Убирать участок, веранду, постройки.
Убирать снег. Освобождать от снега постройки, скалывать подтаявшую корку льда. Сгребать снег в кучи для слёживания и изготовления построек. Делать снежные постройки, участвовать в постройке горки для малышей. Посылать дорожки леском. Сгребать опавшие листья, укрывать ими растения. Пересаживать цветочные растения из грунта в горшки. Подкармливать птиц. Укрывать снегом кусты, нижние части стволов деревьев. Возить снег на грядки и цветники. Поливать участок из леек. Показ приемов работы, объяснение, напоминание, указание, наблюдение за работой детей. Опытно – исследовательская деятельность: постройки из сухого и мокрого леска, лепка из снега в морозную погоду и при оттепели.
Беседы: «Почему важно, чтобы в группе был порядок», «Мы поможем малышам убирать участок», «Как зимуют деревья и кусты».
Чтение:
К. Мелихин «Светлая мечта». Дидактические игры: «У нас порядок», «Все по своим местам», «Поучимся выполнять поручения».
Дежурство Сентябрь.
Закреплять умение накрывать на стол, правильно раскладывать столовые приборы: ложку и нож – справа от тарелки, вилку - слева.
Полностью убирать со стола после еды.
Закреплять навыки подготовки материала к занятиям по изобразительной деятельности: выставлять на отдельный стол материалы для лепки, рисования, аппликации, помогать товарищам готовить материал для занятия. Беседа об организации дежурства по занятиям (новые правила, объяснение, напоминание, указание.
Октябрь
Учить нарезать бумажные салфетки, сметать щеткой со стола крошки на совок. Учить раскладывать материал для занятий по математике: математические наборы, счетные палочки, карточки, помогать в уборке материала после занятий по изобразительной деятельности. Показ приемов работы, объяснение, напоминание, уточнение, указания.
Ноябрь
Учить дежурству по уголку природы: поливать растения, удалять сухие листья, вести календарь погоды.
Закреплять навыки аккуратной уборки со стола. Заметать крошки с пола щеткой. Убирать со столов обрезки бумаги после занятий аппликацией. Показ, объяснение, напоминание.
Беседы: «Организация дежурства по уголку природы»,
«Погода осенью»
Декабрь
Закреплять умение быстро и аккуратно накрывать на стол и убирать со стола. Доставать из шкафа необходимый для занятия материал, располагать на специальном столе, помогать товарищам в подготовке его для занятия и уборке, протирать столы после занятий изобразительной деятельностью. Учить опрыскивать растения, высаживать в ящик лук для еды. Показ, объяснение, пояснение, напоминание. Беседа: «как ухаживать за растениями»
Январь
Следить за готовностью рабочих мест к занятиям, дополнять рабочие места недостающими материалами для занятий.
Участвовать в подготовке пособий для музыкальных занятий.
Учить высевать зерно на зеленый корм птицам. Высаживать бобовые растения для наблюдений. Уточнение, напоминание, указания, показ приемов посадки и посева.
Февраль
Делать бумажные заготовки для занятий аппликацией, участвовать в подготовке и расстановке пособий для физкультурных занятий, приводить в порядок рабочие места после занятий. Высаживать в ящики лук для еды. Готовить календарь погоды для итоговой беседы о зиме. Указания, напоминание, пояснение.
Беседа: «Погода зимой»
(по содержанию календаря природы за сезон)
Март
По указанию воспитателя отсчитывать необходимый материал для занятий математикой, убирать его после занятий в шкафы.
По заданию педагога тонировать бумагу для занятий изобразительной деятельностью. Сеять зерно на зеленый корм птицам, семена цветов и овощей на рассаду. Объяснение, пояснение, указания, показ тонирования бумаги
Апрель
Готовить все материалы к занятиям изобразительной деятельностью, математикой.
Ухаживать за посевами и посадками, черенковать комнатные растения. Указания, пояснение, напоминание.
Май
Высаживать растения в грунт, ухаживать за ними.
Готовить календарь погоды для итоговой беседы о весне. Беседа: «Погода весной»
Июнь – август
Закреплять, совершенствовать навыки дежурства по уголку природы, столовой. Готовить календарь погоды для итоговой беседы о лете. Пояснение, указания.
Беседа: «Погода летом».
Коллективный труд Совместный:
Протирать строительный материал, стирать кукольное белье, наводить порядок в шкафу для раздевания, протирать стулья в групповой комнате, мыть игрушки, протирать шкаф для полотенец, ремонтировать книги, мыть мячи, гимнастические палки в физкультурном зале.
Общий:
Убираться в шкафах с игрушками, ремонтировать коробки от настольно - печатных игр, наводить порядок в игровых шкафах. Уборка участка:
Подметать, собирать мусор, листву, поливать участок, лесок, убираться на веранде, мыть игрушки, сгребать лесок в кучу, убирать снег на участке – сгребать в кучи для слёживания и изготовления построек, очищать постройки от снега, свозить снег на грядки, газоны, клумбы, подгребать снег под деревья и кусты. Объяснение, пояснение, указание, помощь при распределении труда.
Беседа о необходимости труда для общей пользы малышам.
Театрализованная деятельность.
№ п/п Тема. Программное содержание. Литература
1 «Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать»
Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений М. Д. Маханева
стр. 76
2 «Попробуем измениться»
Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Познакомить с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. М. Д. Маханева
стр. 77
3 «Раз, два, три, четыре, пять- вы хотите поиграть?»
Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика». М. Д. Маханева
стр. 79
4 «Игровой урок». Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «жест», «мимика». М. Д. Маханева
стр. 79
5 «Одну простую сказку хотим мы показать». Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Расширять «словарь» жестов и мимики. М. Д. Маханева
стр. 83
6 «Играем пальчиками» Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Закреплять в речи детей понятие «пантомима». М. Д. Маханева
стр. 84
7 «Постучимся в теремок»
Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. М. Д. Маханева
стр. 86
8 «Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно». Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки М. Д. Маханева
стр. 87
9 «Многим домик послужил, кто только в домике ни жил» Развивать умение детей последовательно М. Д. Маханева стр. 88
10 «Косолапый приходил, теремок наш развалил»
Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Формировать дружеские взаимоотношения. М. Д.
Маханева
Стр. 89
с. 89
11 «Учимся говорить по-разному».
Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи. Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Развивать коммуникативные способности. М. Д. Маханева
стр. 90
12 «Учимся четко говорить». Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи. Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Развивать коммуникативные способности. М. Д. Маханева
стр. 91
13 «Раз, два, три, четыре, пять- стихи будем сочинять» Уточнить понятие «скороговорка». Развивать у детей дикцию. Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма». Упражнять в придумывании рифмы к словам. М. Д. Маханева
стр. 92
14 «Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем» Создать положительный эмоциональный настрой. Упражнять детей в подборе рифм в кс ловам. Закрепить понятие «рифма». Поощрять совместное стихосложение. М. Д. Маханева
стр. 94
15 «Рассказываем про любимые игры и сказки»
Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения. Учить связно и логично передавать свои мысли. Помочь детям понять смысл сказки Я. Тенясова «Хвостатый хва стунишка». Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. М. Д. Маханева
стр. 96
16 «Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился». Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения. Дать детям понятие, что музыка иллюстрации - тоже очень важное средство выразительности, т. к. помогают лучше понять образ героев. М. Д. Маханева
стр. 97
17 «Г ордиться Петенька красой, ног не чует под собой» Совершенствовать умения детей представлять персонажи сказки, используя разные средства выразительности. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах. М. Д. Маханева
стр. 98
18 «Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался»
Учить детей коллективно и согласованно
взаимодействовать, проявлять свою индивидуальность. Совершенствовать умение драматизировать сказку. Воспитывать
доброжелательные отношения друг к другу. М. Д. Маханева
стр. 99
19 «Сочиняем новую сказку»
Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Развивать творческое воображение. Совершенствовать навыки групповой работы. М. Д. Маханева
стр. 101
20 «Наши эмоции» Учить распознавать эмоциональное состояние по мимике: «радость», «грусть», «страх». Учить подбирать нужную графическую карточку с эмоциями. М. Д. Маханева
стр. 103
21 «Изображение различных эмоций» Учить детей логично, связно излагать свои мысли. Продолжать знакомить со схематичным изображением эмоций. Воспитывать М. Д. Маханева
стр. 104
22 «Распознаем эмоции по мимике и интонации»
Учить распознавать различные эмоции. Упражнять в изображении эмоций. Воспитывать артистические чувства М. Д. Маханева
стр. 105
23 «Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья».
Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам М. Д. Маханева
стр. 97
24 «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»
Совершенствовать умения передавать настроение персонажей сказки. Закреплять способность последовательно излагать мысли. Воспитывать дружеские отношения М. Д. Маханева
стр. 108
25 «Друг всегда придет на помощь» Учить выразительно передавать характер персонажей. Помочь понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. Воспитывать взаимопомощь М. Д. Маханева
стр. 109
26 «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям»
Учить распознавать различные эмоции. Упражнять в изображении эмоций. Воспитывать артистические чувства М. Д. Маханева
стр. 105
27 «Когда страшно, видится то, чего и нет» Учить грамотно, отвечать на вопросы. Продолжать учить различать человеческие эмоции (страх, радость, изображать их, находить выход из ситуации. Воспитывать интерес к сказкам М. Д. Маханева
стр. 110
28 «Каждому страх большим кажется»
Учить давать характеристики персонажам. Закреплять умения распознавать человеческие эмоции. Воспитывать интерес к сказкам М. Д. Маханева
стр. 113
29 «Преодолеем страх» Учить преодолевать чувство страха. Совершенствовать умение логично мыслить. Воспитывать дружеские взаимоотношения М. Д. Маханева
стр. 114
30 Подготовка к спектаклю «Заяц хваста»
Учить детей передавать особенности поведения персонажей сказки. Совершенствовать навыки кукловождения. Воспитывать дружбу. М. Д. Маханева
стр. 109
31 «У страха глаза велики». Учить детей бесконфликтно распределять роли. Воспитывать социальные навыки общения М. Д. Маханева
стр. 110
32 «Если с другом ты поссорился». Учить находить выход из конфликтов. Воспитывать социальные навыки общения М. Д. Маханева
стр. 116
33 «Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить» Учить распознавать злость. Учить передавать соответствующее настроение персонажей. Воспитывать интерес к сказкам М. Д. Маханева
стр. 113
34 «Викторина мы любим сказки»» Учить детей передавать свое отношение к персонажам сказки. Развивать память, внимание. Воспитывать дружеские взаимоотношения М. Д. Маханева
стр. 120
35 «Рассказываем про любимые игры и сказки»
Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения. Учить связно и логично передавать свои мысли. Помочь детям понять смысл сказки Я. Тенясова «Хвостатый хва стунишка». Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. М. Д. Маханева
стр. 96
36 Спектакль для родителей «Заяц хваста»
Учить детей передавать особенности поведения персонажей сказки. Совершенствовать навыки кукловождения. Воспитывать дружеские взаимоотношения. М. Д. Маханева
стр. 115