Евгения Стрельникова
Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с фольклором» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Речевое развитие/знакомство с книжной культурой, детской литературой
Тема занятия: "Знакомство с фольклором" (презентация)
Занятие с детьми 3-4 лет (2 младшая группа).
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Замок», проведение хороводных игр с детьми «Петушок», «Мышеловка», чтение и заучивание потешек «Пошёл котик на торжок», «Сорока-белобока», «Ладушки, ладушки», «Заинька», «Киска-киска», «Водичка-водичка», «Привяжу я козлика»
«Как у нашего кота», «Котик серенький присел», «Кисонька-мурысенька», «Идет коза рогатая!», «Наша Маша!», «Уж ты радуга-дуга», «Волк-волчок, Шерстяной бочок», «Как без дудки, без дуды», «Петушок, петушок», «Гуси, вы гуси», отгадывание загадок о животных.
1. Орг. момент
Воспитатель:
Мы руками хлоп, хлоп,
Мы ногами топ, топ,
Мы плечами чик, чик,
Мы глазами миг, миг,
Вправо, влево повернись
И соседу улыбнись!
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да
А на чём можно ездить?
Дети: на машине, на самолёте, на поезде и т. д.
Воспитатель: поедем мы с вами сегодня на лошадке. Я приглашаю вас в гости в русскую избу.
Просмотр презентации с проговариванием Слайд № 1-2
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две подружки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали,
Путь дорогу показали
Да наказывали:
Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!
Воспитатель: Вот мы с вами приехали в гости, в русскую избу. Проходите, рассаживайтесь. Посмотрите, как хорошо в избе, уютно, тепло. Что есть в избе?
Просмотр презентации Слайд № 3
Дети: Печка русская, лавочка, сундук…
Воспитатель: Стол, а на столе стоит самовар. Добра всякого видимо невидимо.
2. Основная часть
Воспитатель: Посмотрите ребята это - сундук расписной, но мне не открыть его одной. Давайте вместе откроем сундучок. Вы поможете мне? (да)
Просмотр презентации Слайд № 4
Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок.
(Пальцы рук сцеплены в замочек)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы тянем не разжимая)
Покрутили (покрутили, постучали (постучали, потянули (потянули)
И открыли! (руки разжимаются)
Воспитатель: Какие вы молодцы, быстро открыли замок. Что же там я погляжу, да ребяткам покажу. (достает клубок ниток).
Ребята отгадайте загадку:
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится… Угадали?
Дети: Это кот!
Воспитатель: Да, это кот, вот он лежит на печке.
Воспитатель: Ребята, а как мы называем кота, когда он маленький?
Дети: Котёнок!
Воспитатель: Верно. Ребята, что любит кушать кот?
Дети: Он любит кушать молоко, мясо, рыбу, корм и мышек.
Воспитатель: А еще кот любит слушать потешки, да песенки про себя. А вы знаете потешки про кота? (дети читают потешки) (воспитатель достает игрушку кота и мышек).
Просмотр презентации Слайд № 5.
Дети рассказывают потешки про кота
Варвара: Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тиши, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Эмир:[/i] Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки:
Топы, топы по лавочке!
Цапы, цапы за лапочки!
Ксюша Б.: Котя, котенька-коток,
Котя — серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать.
Миша:[/i] Уж ты, котя-коток,
Котя, серенький лобок!
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Воспитатель: котику очень понравились про него потешки, он вам спасибо промурлыкал. А сейчас котик в знак благодарности хочет с вами поиграть в игру «Кот и мыши».
Подвижная игра "Кот и мыши"
Правила:
1. Не бежать от кошки до тех пор, пока кошка не скажет «Мяу».
2. Кошка не шевелится и не открывает глаза до тех пор, пока дети не скажут «И коту не попадись!»
3. Бежать в свой дом и спасаться от пса не толкая друг друга.
Ход игры:
Дети становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они ходят по кругу и говорят хором вполголоса:
Тише мыши, тише мыши…
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись.
И коту не попадись!
После этого кошка открывает глаза и мяукает. Дети убегают в дом, за черту. Кошка пытается их догнать. Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.
Воспитатель: молодцы никого котик не поймал. Давайте отпустим котика отдыхать на печку.
- В сундучок я загляну,
Что же там я погляжу.
Да ребятам покажу.
Просмотр презентации Слайд 6-7.
Воспитатель: Какой красивый у нас петушок. Давайте назовём что есть у петушка?
Дети: голова, гребешок, бородушка, хвост, крылья, ноги.
Воспитатель: Где живет наш путушок? Как называется его домик?
Дети: Петушок живет в курятнике.
Воспитатель: Верно. А что любит кушать наш петушок?
Дети: Он кушает зернышки, семечки, пьет воду.
Воспитатель: А как называются детки петушка и курочки?
Дети: Их детки называются цыплята!
Воспитатель: Давайте нашего петушка похвалим, расскажем про него потешки.
Дети рассказывают знакомые потешки про петушка.
Влад: Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Вера: Вот гуляет петушок –
Ярко красный гребешок.
Перья жаркие горят!
Как красив его наряд!
Родион: Что ты делаешь, дружок,
Голосистый Петушок?
- Я хозяина бужу
И за курами слежу.
Берегу их от врагов:
Хищных ястребов, хорьков,
А еще клюю зерно.
В общем, дел полным-полно.
Воспитатель: Петушку очень понравились ваши потешки. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Но чтобы нам вернуться в детский сад мы должны отгадать загадки, которые приготовил для нас Степашка.
Просмотр презентации и отгадывание загадок Слайды 8-13.
Пальчиковая гимнастика "Зайчики" Просмотр презентации Слайд 14
Подведение итогов:
Где вы были в гостях? (в русской избе)
Вам понравилась русская изба? (Да)
Где прячутся секреты? (в сундуке)
Про каких животных мы рассказывали потешки? (про петушка, котика)
А про кого нам загадал загадки Степашка?
Воспитатель: Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и еще раз подарим им нашу улыбку…