Александра Маркова
Образовательная деятельность в средней группе «Про снежинку-капельку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Возрастная группа : средняя.
Тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием: «Зима».
Тема НОД: «Сказка про Снежинку - Капельку».
Направление образования и развития (образовательная область) : речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Публикация «Образовательная деятельность в средней группе „Про снежинку-капельку“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снежинка. Все о снежинках
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Цель: Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым; выявить свойства и качества воды: вода может быть теплой и холодной; вода прозрачная, но может менять свою окраску, может превращаться в лед.
Задачи:
Образовательные :
- расширять, уточнять и активизировать словарь детей по теме «Зима» : «зимние забавы», «туча», «капли», «превращаются», «снежинки», «пар», «вода», «лёд»;
-расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные и моделирующие действия;
-познакомить детей со сказкой, учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание сказки;
-формировать элементарные представления о круговороте воды в природе;
- закреплять знания о приметах наступающей зимы;
- учить отвечать на вопросы воспитателя;
- Учить детей создавать окрашивать воду по образцу воспитателя;
- учить координировать речь с движением;
- учить детей анализировать проделанную работу.
Воспитательные:
- воспитывать интерес, желание больше узнать о природе зимой;
- воспитывать любовь к неживой природе;
- воспитывать интерес к занятию.
Развивающие:
- развивать воображение у детей, память, мышление;
- развивать зрительное и слуховое внимание, фонематический слух;
- развивать артикуляционную, общую моторику;
- развивать чувство ритма;
- развитие двигательной активности;
- развивать общие речевые навыки: голос, дыхание, темп речи;
- развивать умение работать аккуратно, не пачкаться.
Виды деятельности : двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, музыкальная, познавательно – исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности : игровое упражнение, ситуативный разговор, обсуждение, рассказывание, беседа, слушание, подвижная игра, совместные действия, реализация продуктов детского творчества, экспериментирование.
Предварительная работа: наблюдения за неживой природой на прогулке.
Материалы и оборудование: карточки-иллюстрации к сказке, доска для показа иллюстраций, модель тучки и капелек для выполнения дыхательного упражнения, костюм снеговика, формочки для воды, гуашь, кисти, формочки для льда, подносы, музыкальный центр, аудиозапись музыкальной игры «Снег руками нагребаем…» и аудиозапись «Скрип снега» для выхода Снеговика, аудиозапись «Шум воды», «Звук таяния снега», «Звук ручья», жетоны по количеству детей с изображением Капелек (улыбающихся и грустных).
Предварительная работа: наблюдения за неживой природой на прогулке.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. А про кого будет эта сказка, я сейчас расскажу.
- Жила она в туче, а туча – плакуча. Когда заревёт, она вниз упадет.
Кто из вас отгадает? Что это бывает?
Дети: - Капля воды.
Воспитатель: - Садитесь поудобнее, слушайте, смотрите и помогайте мне рассказывать сказку про каплю воды. Сказка называется «Зимнее путешествие Капельки».
Дети и воспитатель сидят на стульчиках, рядом с воспитателем стоит мольберт, на котором постепенно выставляются карточки-иллюстрации.
Воспитатель: - Однажды зимним утром Мама-тучка сказала своим детям: - «Помните, я обещала вам, что вы побываете на земле? Этот день настал. Я разрешаю вам спуститься вниз». Тучка дунула на капельки и помогла им спуститься на землю.
- Давайте покажем, как Тучка дула на капельки.
Дети выполняют дыхательное упражнение, стоя: в разном темпе, с разной силой (по заданию педагога).
Воспитатель: - Когда капельки приземлились на землю, то увидели, что все они изменились внешне. Изменилась и наша героиня - Капелька. Она, как и все ее сестры, превратилась в…. (показ иллюстрации).
Дети: - В снежинку!
Воспитатель: - У Капельки появились узорчатые лучики, которые росли от самой серединки. И все сестренки Капельки тоже превратились в снежинки, потому что Капельки, спускаясь зимой на землю, начинают замерзать, они превращаются в кристаллики льда. Вот эти кристаллики и начинают падать на землю, а по дороге разрастаются до снежинок, поэтому зимой идет снег.
Снежинки радовались своему превращению, ведь они стали такими красивыми, искрящимися. Снежинки, не переставая, падали на землю. Они были очень дружные, прижимались друг к другу своими лучиками, создавая тем самым большие сугробы.
Воспитатель: - Дети, а вы видели сугробы из снежинок?
Дети: - Да.
Но радовались в этот момент не только Капелька со своими сестрами, а еще зайчонок Пушистик и бельчонок Шустрик, которые играли на полянке со снегом. Звери были счастливы, играя со снегом, а снежинки были счастливы, что доставляют радость зверятам.
Зверята успели построить горку, слепить снеговика, расчистить дорожки, когда мамы позвали их на обед. Пушистик и Шустрик попрощались друг с другом, и ушли обедать.
А снежинка Капелька еще долго гостила на земле.
А когда на улице немного потеплело – наступила оттепель, снежинки превратились в….
Дети: - Капельки воды.
Воспитатель: - И снова помогло солнышко: оно согрело капельки воды, они превратились в ….
Дети: - Пар.
Воспитатель: - Капелька с сестрёнками быстро поднялись к себе домой, к своей Маме-тучке. Они еще много раз будут возвращаться на землю. Если, вы, ребята, увидите, что на улице идет снег, то знайте, что это Капелька со своими сестрами прилетела к нам, чтобы порадовать и повеселить нас.
Воспитатель: - Понравилась вам сказка? (Ответы детей).
- Что запомнилось больше всего?
Воспитатель: - А теперь давайте поиграем.
Музыкальная игра «Снег руками нагребаем…» (Дети выполняют движения по тексту около стульчиков).
Воспитатель: - Ой, кто-то к нам стучится.
В группу под скрип снега входит снеговик.
Снеговик: - Здравствуйте, ребята, здравствуйте, взрослые!
Вы меня узнали?
Я – веселый снеговик! К снегу, к холоду привык.
Вы меня слепили ловко, вместо носа – вот морковка,
Уголёчки вместо глаз, пришел порадовать я вас!
Снеговик: - Ребята, я принес вам льдинки, которые сделали лесные зверята: зайчонок Пушистик и бельчонок Шустрик. Они хотят, чтобы вы сделали такие же. Посмотрите, какие игрушки-льдинки сделали лесные зверята.
Дети вместе с воспитателем рассматривают льдинки, отмечают, что они прозрачные, холодные, гладкие.
Воспитатель: - Спасибо тебе Снеговик, что ты передал нам подарки.
Снеговик: - Забирайте льдинки и любуйтесь.
Снеговик берет формочки и видит, что льдинки растаяли.
Снеговик: - Ой-ой-ой! Что случилось с льдинками?
Воспитатель: - Льдинки растаяли, потому что в группе тепло, от тепла лёд тает и превращается в воду.
Снеговик: - Что же делать? Я не умею делать льдинки. Кто же мне поможет?
Воспитатель: - Мы с ребятами поможем. Приглашаем тебя, Снеговик, в нашу «Лабораторию опытов». Мы научим тебя, Снеговик, делать льдинки - игрушки и не простые, а цветные.
Но сначала разомнем пальцы рук, чтобы нам хорошо работалось.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
Но где же снежинки? В ладошке – вода. Куда же исчезли? Куда- же? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи… Как видно, ладошки мои горячи.
Дети подходят к столам для выполнения опытов.
Снеговик: - Ой, ребята, а что это за формочки?
Воспитатель: - Сейчас мы тебе, Снеговик, всё расскажем. Посмотрите, дети, что у вас в формочках? Ответ детей: - (Вода). - Какая она? (Прозрачная, светлая).
- Как нам сделать льдинки цветными? Ответ детей: - Покрасить их красками.
Воспитатель: - Правильно, чтобы льдинки получились цветными, нам понадобятся краски. Посмотрите, как это буду делать я.
Воспитатель показывает способ окрашивания воды с помощью красок. Дети выполняют.
Воспитатель и Снеговик рассматривает, в какие цвета окрасили воду дети, хвалит их.
Воспитатель: - Что нам нужно сделать дальше, чтобы подкрашенная вода стала льдинками? Ответ детей: - Заморозить.
Воспитатель: - Правильно, воду нужно заморозить! А как мы можем заморозить воду? Вынести формочки на улицу, на улице мороз, а значит, они там что сделают? Ответ детей: - замёрзнут и прекратятся во что? Ответ детей: - в цветные льдинки.
Снеговик: - Ох, ребята, как же мне у вас нравится! Я вернуться обещаю! Но если я ещё останусь, то неприменно весь растаю!
Воспитатель: - Снеговик, спасибо тебе за то, что помог нам. - Дети, давайте попросим Снеговика отнести формочки на наш участок на улицу и заморозить их.
Снеговик берёт поднос с формочками, обещает выполнить просьбу и под музыку выходит из группы.
Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось? На столе лежат жетоны, предлагаю Вам взять их на память о занятии. Кому из вас понравилось занятие - возьмите жетон с улыбающейся капелькой, кому – нет, с грустной.
(Дети подходят к столу и выбирают жетоны).
- Ребята, вы все молодцы! А теперь давайте присядем на стульчики и представим, что мы на красивой полянке, закроем глаза и послушаем различные звуки воды (запись звука таяния снега, журчания ручья и шума реки).
Воспитатель направляет детей на дальнейшую деятельность.