Екатерина Шлычкова
Образовательная деятельность «Зимующие птицы нашего края»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Зимующие птицы нашего края» Актуальность: Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края и её обитателей – одно из средств воспитания патриота.
Направление: познавательно – речевое развитие.
Образовательные области: познание, интеграция, коммуникация.
Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Цель: формирование общего представления о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи: Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц, формировать знания об общих признаках птиц. Развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.
Предварительная работа: наблюдение за пиццами на прогулке, чтение художественных произведений; заучивание стихотворений; беседы о птицах.
Оборудование: записи голосов птиц; предметные картинки с изображениями птиц (воробьи, синицы, снегири, скворцы, вороны, ласточки)
Ход занятия
Здравствуйте, гости дорогие!
Ребята, давайте с вами поздороваемся с солнышком:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, лёгкий ветерок,
Здравствуй, маленький цветок,
Здравствуй, утро, здравствуй день-
Нам здороваться не лень.
Вот мы и зарядились позитивом!
- Ребята, я знаю что вы все любите путешествовать. Это так? Я вам скажу по секрету, наше путешествие мы совершим в мир Птиц. И ещё один секрет раскрою, я учусь на волшебника, вы сейчас закроете глазки, а то моё волшебство не получится. «Кручу, верчу – чудо увидеть хочу».
-Ребята, мы с вами попали на чудесную летнюю полянку. На нашей полянке цветочки, ягодки и бабочки, ну- ка быстренько превратились в бабочек, а теперь руками сделали крылышки и полетели. Тих, ребятки, я что – то слышу, что это? Да это пение птиц, давайте немного послушаем.
-Подул сильный ветер, птиц не слышно, пожелтели листочки, и наступило какое время года?
- Ребята, я сейчас вас превращу в птичек: «Раз, два, три – лети. Мы как птички полетели, полетели, на пенёчки дружно сели».
- Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу, на полянке? (Ответы детей: не шуметь, не кричать, не нарушать тишину).
-Молодцы!
- Ребята, напомните мне какое сейчас время года?
- Сколько осенних месяцев?
- Какой сейчас месяц осени?
- Как изменилась природа с приходом осени? (ответы детей)
- Что ты осень в гости к нам пришла.
Сердце ещё просит солнца и тепла
Листья сменили свою окраску, опали. Травка пожелтела, часто идут холодные дожди, были первые заморозки и снег, дни стали короче, ночи длиннее. Одежда людей изменилась, насекомые и животные приготовились к спячке. А где же наши птички? (ответы детей)
- Птицам наверное не понравилось у нас и они улетели на юг? (ответы детей)
- А все ли птички улетели на юг? (ответы детей)
- Посмотрите на нашей полянке много птичек: давайте назовём их.
- Ребята, посмотрите внимательно все ли птички на этой полянке зимующие?
(ответы детей)
- Правильно, ребята, здесь есть и перелётные – это скворец, кукушка, ласточка. Что – то случилось и они не смогли улететь. Что нам делать, как им помочь? (ответы детей)
Чтобы наши друзья не погибли, мы перенесём наших птичек на летнюю полянку. Вот какие мы молодцы, сделали доброе дело, теперь сказочные птички точно не погибнут.
- Послушайте загадку: Улетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Улетели птицы голуби, синицы, аисты, вороны и
Конечно макароны.
- Молодцы, вы такие внимательные.
- Ребята, птицы наши друзья, красота нашей природы, а как их ещё называют? (санитары леса, айболитами) А почему их так называют? Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают вредных насекомых, охраняют леса и луга) Они спасают наши деревья.
- Посмотрите на строение птицы. У них есть туловище, голова, клюв, хвост, крылья ноги. А чем похожи все птицы? (ответы детей)
- Ребята, по размеру, по окраске перьев все птицы одинаковы? (ответы детей)
Ворона какая? (серая, большая, песенку поёт кар- кар- кар, может подражать разным звукам, даже лаю собаки, а синица маленькая, клювик маленький, грудка жёлтая. А все ли птицы питаются одинаково? (ответы детей)
Например: Сова – хищница, любит мышей и мелких грызунов. Воробей крошки хлеба, семена растений. Снегирь ягоды рябины, боярышника, шиповника, барбариса. Синички любят полакомиться салом.
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик - воробей,
Этот пальчик – соловей,
Этот пальчик – совушка, сонная головушка,
Этот пальчик – свиристель,
Этот пальчик – злой орлан,
Птички, птички по домам.
- Ребята, скажите когда к нам прилетают снегири и синички? (ответы детей)
Игра: «Птички на кормушке»
1. Однажды мы положили крошки хлеба, семечки и веточку рябины, прилетели птички всё склевали, а рябинку не тронули. Это что за птички? (воробьи)
2. На другой день прилетели птички с жёлтыми грудками, тоже рябинку пропустили, а вот семечки и сало склевали. Кто они такие? (синички)
3. А на третий день прилетели какие – то странные птицы: грудка красная, крылышки чёрные и ни одной рябинки не оставили. Кто они?
(снегири)
- Ребята, как же мы должны относиться к птицам? (ответы детей)
Дети читают стихи:
- Морозы жестокие в этом году
Тревожно за яблоньку в нашем саду
Такой же морозище, как во дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц
За наших воробушек, галок, синиц,
Ведь уже холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким!
Поможем! Их надо кормить и тогда им будет легко пережить холода.
- Я, ребята, птиц люблю
Никогда их не ловлю,
Ни ловушками, ни в сети
Не держу их дома в клетке
Никогда гнезда не трону,
Ни сороки, ни вороны
Ни скворца, ни воробья,
Не обидел в жизни я.
- Деревенские птицы спутники твои,
Голуби, синицы, галки, воробьи.
Этих птиц не надо, друг мой обижать
Из больших рогаток в воробьёв стрелять,
На ворон сердиться, голубей ловить
И тогда всем птицам станет легче жить.
- Ребята, подумайте и скажите, какую помощь мы можем оказать птицам?
(ответы детей: делать кормушки, подкармливать птиц)
Посмотрите выставку кормушек, которую для вас подготовили родители.
- Ребятки, раз, два, три покружись в детский сад возвратись.
- Птички прислали вам свои фотографии, но они получились не красочные, наших птичек кто – то испугал. Нам сейчас надо будет раскрасить этих прекрасных снегирей.
(Дети садятся за столы и раскрашивают снегирей)
- Ребята раскрашивают, а я вам дорогие гости прочту рассказ, который мы вместе с детьми сочинили, называется «Мама и снегирь».
Итог: замечательные получились фотографии наших снегирей.
-Ребята, давайте вспомним каких мы зимующих птиц встретили на волшебной полянке? (ответы детей)