Марина Плешань
Образовательная деятельность по экологии в старшей группе «Цепочки в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.
Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
Дать знание о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
Словарная работа: волшебный ларец, пищевая цепочка питания, лес- многоэтажный дом, лесные жильцы, лес- сообщество растений и животных.
Публикация «Образовательная деятельность по экологии в старшей группе „Цепочки в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Наглядный материал: карточки с изображением животных, птиц, насекомых, растений; общая цепь питания лесного сообщества; костюмы белочки, мишки, зайчика; фишки; ларец.
Предварительная работа. Чтение рассказа «Цепочки в лесу» из книги В. Танасийчука «Экология в картинках». Рассматривание картин «Золотая осень» И. Левитана, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина. Рассматривание мини-энциклопедий в картинках, энциклопедий о животных. Чтение произведений Г. Снегирева «Про птиц», Н. Сладкова «Синичкина кладовая», «Лесные сказки», И. Соколова-Микитова «Листопадничек», «Белка», В. Бианки «Первая охота», Е. Чарушина «Дятел». Проведение дидактических игр : «Загадай, мы отгадаем», «Кто здесь живет?», «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Кто что делает?», «Что растет в лесу?». Проведение экскурсий в парк, в лесочек, по экологической тропе.
Ход образовательной деятельности :
Появляется волшебница - воспитатель с волшебным ларцом и палочкой. Волшебница здоровается с детьми и загадывает загадку.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг, хороший
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек. (лес).
Ребята отгадывают загадку.
- Дети, я пришла к вам с волшебным ларцом, в котором много интересных сюрпизов. Он сейчас закрыт, а мы с вами вспомним, что читали рассказ «Цепочки в лесу» из книги В. Танасийчука «Экология в картинках». Воспитатель, опираясь на опыт детей, обращается с вопросами.
- Бывали ли вы в лесу?
- Похож ли лес на многоэтажный дом?
- Кто живет в этом «доме» на разных этажах?
- В какое время года в лесу можно встретить гусениц, жуков?Где они зимой?
- Кто в лесу питается семенами, орехами. желудями?
- А теперь я достану из ларца волшебные картинки и вы сложите из них пищевые цепочки. Дети выполняют задание.
- Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если убрать из цепочки какое-нибудь звено». Дети высказывают свои предположения, за правильные ответы получают фишки.
Воспитатель проводит психогимнастику «Полет птицы» .
Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых- лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спину, расправьте плечи, закройте глаза. Давайте подышим как птицы. Вдох - выдох. После вдоха говорите про себя : «Я - лебедь», потом выдохните (3р). Хорошо. Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно. Молодцы. Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их, и…резко выпрямите … Глубокий вдох…и …о чудо! Мы взлетели…Вдох-выдох (3р). Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада…тишина…покой…вдох-выдох (3р). Спустимся пониже, еще ниже. Вот уже совсем близко лес. И вот ноги коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья. Замечательный был полет! Молодцы!
Воспитатель достает из ларца общую схему цепочки.
- Дети, посмотрите основание, их первое звено – это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками.
- Второе звено – это те животные, которые питаются растениями (заяц, гусеница, мышь).
- Третье звено - охотники (ласка, синица.).
- Четвертое звено – это те хищные звери и птицы, которые охотятся на охотников (волки, куницы, ястребы).
- Дети, вы теперь знаете: лес – это все равно, что многоэтажный дом, в котором живет много разных лесных жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу.
- Ребята, а теперь послушайте какие лесные загадки я вам приготовила.
С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол,
И в дупло убежал. (Белка).
Дети отгадывают. Воспитатель достает из ларца игрушечную белку. Загадывает еще две загадки о медвежонке и зайчонке. Затем он превращает игрушки в «зверей» и они приносят детям лесные подарки.
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется
Родиной твоей. (И. Мазин).