Сернецкая Татьяна
Образовательная деятельность по социокультурным истокам «Жизненный путь» в подготовительной группе
▼ Скачать
Цель: формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получать значимые социокультурные результаты.
Задачи.
Образовательные :
продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова», формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
Развивающие:
развивать желание взаимодействовать детей со взрослыми, умение слушать друг друга, умение размышлять и приходить к единому мнению; развивать связную речь детей;
Воспитательные:
Публикация «Образовательная деятельность по социокультурным истокам „Жизненный путь“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к взрослым;
Виды детской деятельности : игровая деятельность, коммуникативная деятельность, музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы.
Формы организации: групповая деятельность детей
Формы реализации детских видов деятельности : беседа, разговор-диалог, создание игровой ситуации, работа в парах «Этапы жизненного пути», общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, чтение пословиц и поговорок, обсуждение, слушание.
Оборудование или материал к ННОД:
книга для развития детей «Напутственное слово», аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь…», иллюстрации с изображением этапов жизни, карандаши по количеству детей.
Предварительная работа по плану интеграции:
чтение русской народной сказки «Перышко Финиста Ясна - Сокола», притчи «Старик и яблоня», заучивание пословиц и поговорок о жизненном пути, рассматривание репродукций картин русский художников на тему «Пути – дороги, показ иллюстраций и беседа о жизненных этапах человека, беседа «Кем я хочу стать»,
Ход НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Играет песенка (песня «Дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова, дети заходят в группу и встают в полукруг вокруг воспитателя)
Организационный момент:
Воспитатель:
-Пусть наша добрая улыбка
-Согреет всех своим теплом
-Напомнит нам, как важно в жизни
-Делиться счастьем и добром!
Присоединение к теме.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята, Я очень рада вас всех видеть. Мы сегодня с вами собрались на очень интересную беседу.
Пути – дороги бывают разные. Есть видимые, те, по которым мы можем пройти, проехать. А еще, ребята, есть дороги, пути, которые увидеть нельзя, но о них можно рассказать. Одной из таких невидимых дорог является жизненный путь человека. Жизнь дорога длинная, и всякое случается в пути. Жизненный путь человека начинается в раннем детстве и заканчивается в глубокой старости.
Я предлагаю вам сегодня поговорить об этом, присаживайтесь на стулья.
Предлагаю вам посмотреть. На доске картинки с изображением разных дорог и путей дорог.
( Дети называют: тропинка, проселочная дорога, шоссе, железнодорожный путь, морской путь, воздушный путь)
По этим дорогам люди отправляются в путешествия, поездки, походы.
- Какими словами вас провожают родители, когда вы отправляетесь в поездку, идете в детский сад. Что они вам желают?
Дети:
-Доброго вам пути!
- Счастливой вам дороги!
-Хороших вам попутчиков!
-Зачем говорят напутственные слова?
Дети.
- Это слова-напутствия, пожелания людям, чтобы их путь был легким, удачным, счастливым.
Воспитатель:
-Правильно – это слова-напутствия перед дорогой, когда человек отправляется в путь.
Основной этап
Воспитатель:
Мы с вами прочитали много сказок, в которых сказочники выражали суть жизненного пути. Давайте вспомним некоторые из них.
Показ иллюстраций.
Сказка «Перышко Финиста Ясна -сокола».
Обратите внимание на картину
Вопросы детям:
- Как называется эта сказка?
- О ком говорится в этой сказке?
- Что попросила Марьюшка у Батюшки, когда он поехал на базар?
- Сразу ли ей привезли это перышко? (нет, не сразу)
- Где нашел батюшка заветное перышко?
- Что случилось с Финистом, почему он покинул Марьюшку?
- Долго ли искала Марьюшка своего сокола?
- Каким был жизненный путь Марьюшки? (трудным, тяжелым, тернистым, с множеством препятствий)
- Какие добрые качества помогли Марьюшке на пути к своему счастью? (терпение, любовь, старание, верность, честность, бескорыстие и находчивость)
Вывод воспитателя:
- Путь Марьюшки к её счастью напоминает нам жизненный путь человека. Бывает, что человек долго и трудно идет к своему счастью, много испытаний приходится пережить и наконец, его находит.
Путь- дорога Марьюшки к её счастью напоминает нам жизненный путь каждого человека.
Воспитатель: (показывает иллюстрацию)
-К какому произведению подходит иллюстрация (Старик и яблоня)
-Что такое притча? (небольшая поучительная мудрая история, мудрый совет)
- Для кого старик старался сделать добро?
-Каким вам представляется мудрый человек?
- А можно сказать, что он поступал мудро?
Дети:
(Конечно. Ведь он заботился о других людях. Хотя он знал, что не сможет поесть эти яблоки)
-Каким вам представляется мудрый человек?
(Это человек, который поступает умно, по – доброму, старается делать добро для других.)
-Наши предки знали, что честь и славу можно заслужить не только великим подвигом, но и самым обычным, даже, казалось бы, не заметным образом, живя по совести и правде, праведно. Важно лишь, чтобы ежедневные поступки, мысли и дела исходили от души и были честны.
-Ребята, вспомните, какие вы знаете поговорки о жизненном пути.
Дети. - «Жизнь дана на добрые дела»
Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу? (в жизни надо делать только добрые дела)
Дети: «Жизнь прожить – не поле перейти».
Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу.
Ответы детей
Дети: «Не годами старость красна, а делами»
(человека красят сделанные им дела. Добрые дела красят человека - это действительно так. Говорить о человеке можно по его поступкам, и добрые дела делают человека в глазах других красивым душой)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам отдохнуть и выйти в круг.
Физкультминутка
Моя семья.
-Кто живет у нас в квартире?
-Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
-Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
-Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
-Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
-Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
-Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
-Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
-Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель:
Жизненный путь человека складывается из важнейших событий его жизни. Назовите, какие важные события жизни вы знаете.
Дети: Рождение, крещение, учеба, обучение профессии, создание семьи, рождение детей и внуков.
Воспитатель прикрепляет на доску полоску с отмеченными этапами жизни. Каждому этапу соответствует иллюстрация (младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость).
- Кого мы видим в начале жизненного пути? (малыша)
Ребята, покажите и назовите этот этап жизненного пути человека?
Дети: Этот этап жизни – младенчество.
- Какой этап жизни наступает дальше? (детство)
- Затем? (Отрочество)
- Затем? (Юность)
- Затем? (Зрелость)
- И ещё один этап жизни, назовите его. (Старость).
Подумайте и покажите, на каком этапе жизненного пути сейчас вы, ваши старшие братья и сестры, мамы и папы, бабушки и дедушки.
Дети показывают этапы жизни и объясняют свой выбор.
Работа в парах:
Воспитатель:
- Жизненный путь начинается с младенчества и заканчивается старостью. А сейчас предлагаю выполнить задание сначала самим, а затем в парах. Пройдите, пожалуйста, за столы. Откройте книгу для развития, на странице с синей закладкой. Внимательно рассмотрите иллюстрации, вам нужно правильно соединить этапы жизненного пути человека, изображённые на картинках, с соответствующими словами. Я буду называть этапы жизненного пути, и вы, посовещавшись друг с другом, должны прийти к единому мнению.
III. Рефлексия.
Практическая часть.
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось в ходе нашего занятия?
Педагог предлагает детям сесть за столы и нарисовать на листе книги для развития страницу альбома: «Кем я хочу стать» (можно приготовить раскраски «Профессии», учитывая желания детей в ходе предварительной беседы).
Рассказы детей.
По окончании работы показывают свои рисунки и рассказывают о них.
Итог занятия. Воспитатель обобщает ответы детей:
Сегодня каждый из вас задумался о своей будущей жизни, какой дорогой идти, что делать. Впереди у вас долгая и счастливая жизнь, и я надеюсь, что каждый из вас проживет ее достойно. Вас ждет много интересных путей и дорог. Хочется пожелать вам всем: «Доброго, доброго, доброго пути»
Воспитатель благодарит детей за работу, предлагает всем встать в общий круг и пожелать друг другу добра, здоровья, счастья, удачи.