нина шамрина
Образовательная деятельность по художественному творчеству (рисование) «Роспись пиалы тувинским орнаментом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Роспись пиалы тувинским орнаментом».
Программное содержание:
Познание: закреплять представления детей о традиционном жилище
скотоводов-кочевников: юрте.
Коммуникация:развивать воображение, речь, творчество, внимание, чувство
цвета.
Социализация:воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.
Чтение художественной литературы :
1. Развивать интонационную выразительность речи.
2. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Художественный труд :
Публикация «Образовательная деятельность по художественному творчеству (рисование) „Роспись пиалы тувинским орнаментом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Темочки
1. Познакомить детей с тувинским орнаментом.
2. Учить самостоятельно, составлять узор по мотивам
тувинского орнамента на объемной форме.
3. Учить согласовывать композицию узора с формой изделия.
4. Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью.
5. Развивать движение руки: выполнять разнонаправленные повороты,
плавность движений.
6. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству,
уважение к культуре, национальным традициям и обычаям,
мастерам народного творчества.
7. Формировать положительные эмоции, отзывчивость при восприятии
произведений народных мастеров.
Предварительная работа. Знакомство с бытом и традициями тувинского народа. Экскурсия в мини-музей «Юрта».Рассматривание фотографий, иллюстраций о народных промыслах Тывы. Лепка посуды в народной стилизации.
Материалы. Мешочек, юрта-сувенир, слайды для просмотра, макет юрты, пиалы, образцы элементов росписи, гуашь, пиалы из папье-маше.
Ход занятия
- Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте дети! Меня зовут Татьяна Витальевна. Давайте встанем в круг. Я рада нашей встрече и хочу с вами поиграть. У меня хорошее настроение. И я вместе с волшебным мешочком хочу передать его вам. Запомните слова, которые нужно сказать:
- Свое хорошее настроение я передаю… (имя ребенка).
- Что лежит в мешочке?
(Достаю из мешочка сувенир-юрту)
-А что означает слово юрта?
(Юрта - это жилище.)
- Сейчас я предлагаю вам рассмотреть фотографию, на которой изображена тувинская юрта.
(Показ на интерактивной доске.)
Юрта – это переносное жилище скотоводов. Она изготовлена из деревянного каркаса, покрытая войлоком. Сверху, со всех сторон войлок перевязан веревками. Люди любят свои дома. И каждый хозяин старается украсить свой дом. Для украшения юрты используются элементы тувинского орнамента
- Ребята, а кто из вас знает, что такое орнамент?
(Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются элементы.)
- Обратите внимание, по верхней и нижней части крыши расположен орнамент. Над входом в юрту, выполнен другой орнамент. Красивой росписью украшена дверь юрты. У входа в юрту лежит доска, которая тоже украшена орнаментом.
- Ребята, а вы хотите побывать в юрте? Тогда отправимся в путь.
(Дети подходят к юрте.)
- Давайте рассмотрим убранство юрты.
- Скажите, обстановка в юрте такая же, как в наших городских квартирах?
- Расскажите, чем она отличается?
- Правильно вы сказали, мебель другая. Она очень низкая, маленькая. Все предметы расположены вдоль стен. Мебель не только удобная, но и красивая. Вся мебель расписана орнаментом. Кроме мебели украшены орнаментом накидки, салфетки, коврики.
- С давних пор тувинский народ славится гостеприимством. Об этом говорит народная пословица: «К ветвистому дереву птицы слетаются, в приветливую юрту народ собирается».
-Вот и мы с вами войдем сейчас в юрту. Гостям в юрте отводится почетное место (тор). Каждая хозяйка старается угостить гостя.
- Ой, а что это на столе стоит?
-Садитесь поудобнее вокруг стола.
(Поднимаю салфетку. На столе стоят пиалы с тувинским чаем.)
- Это хозяйка юрты сама ушла по делам. А нам угощение оставила.
- Давайте его попробуем?
(Дети пьют чай.)
- Не зря в народе говорят: «Кто в юрту войдет, тот чаю попьет».
- Вам понравилось угощение?
-Чем вас хозяйка угостила?
- Расскажите, каким был чай?
- А из чего мы с вами пили чай?
(Чай мы пили из пиал.)
- Посмотрите на пиалы и скажите, какие они?
(Пиалы красивые, яркие, расписаны орнаментом.)
- Давайте внимательно рассмотрим пиалу.
(Переворачиваю вверх дном.)
- Скажите, на что похожа пиала?
(Пиала похожа на юрту.)
- Любой мотив орнамента на предмете, располагается не случайно, а в строгом соответствии с тем, как построен сам предмет. Пиала имеет форму усеченного конуса. Орнамент повторяется и расположен по всей пиале.
- Ребята, а вы хотите своими руками выполнить орнамент на пиале?
-Тогда давайте аккуратно поставим пиалы и скажем хозяйке юрт: «Спасибо, за вкусный чай».
- А сейчас подойдем к мольберту.
(На мольберте выставлены образцы элементов росписи.)
- В тувинском орнаменте роговидный мотив самый распространенный.
Каждый элемент росписи имеет свое значение.
- Я предлагаю вам расписать пиалу элементом, который называется «рога барана».
(Оставляю данный элемент на мольберте).
- У меня на столе стоят пиалы двух цветов. Выберите пиалу нужного вам цвета и занимайте рабочее место.
- На пиале красиво расположены элементы росписи «рога барана».
- Эти элементы росписи мастер изобразил со всех сторон. Спереди, сзади, справа и слева. Роспись выполнена белой краской на красном и синем фоне. Поэтому пиалы выглядят очень нарядными.
- Посмотрите внимательно, с чего нужно начинать работу.
- Для удобства, мы перевернем пиалу, к верху дном. Установим пиалу на тарелочку. Тарелка нам заменяет поворотный круг, т. е. с помощью тарелки мы будем поворачивать пиалу, не прикасаясь к ней. На пиале стоят точки белого цвета. Сосчитайте, сколько их?
(На пиале стоит 4 точки.)
- Эти точки называются – разметка. Разметка нам указывает, где мы будем выполнять элемент росписи «рога барана».
- Итак, слушайте внимательно и запоминайте. От точки вниз ведем наклонную линию, в правую сторону, делая закругления в виде завитка. Затем, от точки вниз, ведем наклонную линию в левую сторону, делая закругления в виде завитка. Выполнив наклонные линии, нам остается соединить их дугой. Итак, элемент росписи готов.
- Для того, чтобы выполнить следующий элемент, я поверну тарелочку с пиалой так, чтобы точка была расположена точно по центру. Точно так же, как первый элемент росписи, я нарисую все последующие элементы.
- Перед тем, как начать рисовать, подготовим пальчики.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живем в родном краю –
Всех я вас приветствую!
- А сейчас возьмите кисточки в руки. С помощью сухой кисти попробуем выполнить элемент росписи «рога барана».
- Скачите, с чего будем начинать работу?
(Работу начинаем от точки.)
- В какую сторону нужно проводить линию?
(Линию нужно проводить вниз, наклоняя линию сначала вправо, а затем влево.)
- Как нужно завершать наклонную линию?
(Наклонную линию нужно завершать завитком.)
- Какой линией нужно соединять наклонные линии?
(Наклонные линии нужно соединять дугой.)
- Итак, мы с вами должны нарисовать четыре элемента росписи.
(Дети выполняют прорисовку элементов сухой кистью на пиале.)
- А теперь, вы можете набрать на кисточку краску и приступить к украшению пиалы тувинским орнаментом.
(Звучит тувинская народная мелодия. Дети самостоятельно выполняют задание. После завершения работы, дети выставляют свои пиалы на один стол.)
- Ребята, мы с вами были в юрте. Вам понравилось в юрте? А я знаю игру про юрту. Хотите в нее поиграть. Юрта у нас круглой формы – вставайте в круг.
Юрта, юрта, круглый дом
Побывайте в доме том
Гости явятся едва
В печку прыгают дрова
Печка жарко топится
Угостить торопится
Чаем, чаем с молоком
Вкусной жареной тарой
Юрта, юрта, круглый дом
Побывайте в доме том.
- Какие замечательные пиалы у вас получились. Я предлагаю вам найти самую веселую пиалу? Как вы думаете, почему она самая веселая?
(Итак, предлагается детям найти самую добрую, хитрую, скромную, радостную, счастливую, важную, нежную.)
- Ваши пиалы могут стать красивым украшением в юрте. Давайте их подарим хозяйке юрты.
(Дети несут пиалы в юрту.)
- Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали и чем занимались на занятии?
(Сегодня на занятии мы рассматривали тувинскую юрту, учились передавать друг другу хорошее настроение. Побывали в юрте, где нас хозяйка угостила чаем. Учились рисовать элементы тувинского орнамента. Самостоятельно украшали пиалу роговидным узором.)
- Молодцы! Вы очень хорошо сегодня потрудились. Большое вам спасибо!