Ирина Захарова
Образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста «Тонет-не тонет»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект ОД в средней группе. Тема «Тонет – не тонет».
Цель: Приобщать к навыкам экспериментирования, высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста „Тонет-не тонет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Задачи: Познавательное развитие: Формировать первичные представления о свойствах предметов: плавают или тонут в воде. Дать представление в практических опытах о том, что неполые металлические предметы (монета, ключ, вилка) тонут –они тяжелые; менее тяжелые предметы (апельсин, деревянная ложка) частично погружаются в воду, а легкие предметы (резиновая уточка, перышко) плавают по поверхности воды. Формировать представление о том,что плавучесть предметов зависит не только от материала, но и от формы. Закрепить полученные представления детей о плавучести предметов посредством фронтальных экспериментов. Развивать познавательно-исследовательскую активность детей, умение приобретать новые знания во время опытов и игр с водой. Социально-коммуникативное развитие: Формировать умение слушать и слышать взрослого и другого ребёнка, формировать потребность делиться своими впечатлениями. Формировать навыки сотрудничества при совместном проведении опыта. Речевое развитие: Активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы, делать выводы обобщения при получении практических результатов. Обогащение словаря: плавучесть, металлический. Активизация словаря: тонет, плавает, резиновый, деревянный, апельсин, перышко, животные жарких стран (жираф, бегемот, слон, зебра, обезьяна, пластилиновый брусок, резиновая уточка, вилка, ключ. Художественно-эстетическое развитие: Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, умению отгадывать загадки, воспитывать интерес к художественному слову. Развивать эмоциональную отзывчивость музыкального произведения «Шум моря». Физическое развитие: Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Методы и приемы: -практические : погружение в игровую ситуацию, экспериментирование (демонстрационные и фронтальные опыты, элементы эврестической беседы, подвижная игра «Море волнуется». – наглядные: рассматривание иллюстрации с изображением корабля, рассматривание мелких игрушек из серии «Животные жарких стран». - словесные: элементы эврестической беседа, загадывание загадок, чтение стихотворения, ситуативные разговоры, осуждение «Тонет –не тонет». Материалы и оборудование: Прозрачный таз с водой, игрушка Буратино, иллюстрация с изображением корабля, набор мелких резиновых игрушек из серии «Животные жарких стран», пластмассовые прозрачные емкости с водой 5 штук, набор предметов на каждого ребенка(1резиновая игрушка. 1 железная монета. 1деревянная ложка,1 перышко).брусок пластилина, апельсин.
Аппаратное обеспечение: магнитофон. Программное обеспечение: музыка «Шум моря». Литература: «Детская энциклопедия для дошкольников». Предварительная работа: элементарные опыты с водой, игры с водой в летний период, дидактическая игра «Животные жарких стран».
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Мотивация в форме сюрпризного момента «Волшебной шкатулки».
Познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная. Демонстрационный опыт «Плавает или тонет?» Цель: Дать детям представление о том, что металлические предметы (неполые) тонут – тяжелые; более легкие предметы (апельсин) частично погружается в воду, легкие плавают на поверхности воды.
Познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная. Фронтальный эксперимент «Что плавает?» Цель: Закрепить полученные представления в первом опыте, делать простейшие опыты.
Познавательно- исследовательская деятельность, коммуникативная. Демонстрационный опыт «Превращение пластилина». Цель: Дать детям представление о том, что плавучесть зависит не только от материала, но и от формы. Подвести детей к простейшим выводам. Опыт с корабликом из пластилина. Цель: Закрепить представление о том,что плавучесть зависит не только от материала, но и от формы.
Восприятие художественной литературы. Чтение стихотворения Юнны Мориц «Кораблик». Цель: Упражнять в умении слушать небольшое литературное произведение, связанное с предыдущей деятельностью.
Игровая деятельность «Путешествие в Африку». Игра «Путешествие в Африку».
Цель: Активизация словаря, закрепить названия животных жарких стран (жираф, бегемот, зебра, обезьяна).
Двигательная деятельность, подвижная игра «Море волнуется». Подвижная игра «Море волнуется». Цель: Развивать и совершенствовать двигательные навыки. Развивать воображение.
Подведение итога, вопросы к детям. Цель: Стимулировать активность детей, закрепление новых знаний.
Логика образовательной деятельности.
№ Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1. Игровая ситуация. Воспитатель вносит в группу таз с водой. В группу приходит в гости Буратино с «Волшебной шкатулкой». Дети сидят на ковре.
Дети знакомятся с героем. Сформирована мотивация. Создан интерес волшебной шкатулкой.
2. -Угадайте, что в шкатулке? Варианты ответов детей. Упражнение в диалоге.
3. Буратино достает предметы из шкатулки. Дети называют. Словарная работа.
4. Опыт №1 (демонстрационный). Буратино показывает таз и спрашивает:- «Все ли предметы могут плавать?» - Какие предметы утонули? - Из чего они сделаны? - Какие частично погрузились в воду? – Какие плавают на поверхности воды? Помочь сделать выводы. Дети по одному подходят к столу и поочередно опускают предметы из шкатулки (монету, перышко. апельсин и т. д.) в воду.
Дети отвечают на вопросы.
Дети повторяют. Создан интерес для эксперимента.
Дети узнают, что утонули металлические предметы, а более легкие предметы частично погрузились в воду. Самые легкие плавают на поверхности.
5. Опыт №2 (фронтальный) На 5 столах находятся прозрачные емкости с водой и набор предметов (1 резиновая игрушка, 1 деревянная ложка, 1 перышко, 1 железная монета).
Дети погружают предметы в воду, наблюдают. Закрепляют представления, полученные в демонстрационном опыте №1. Делают выводы.
Дети закрепляют представление о том, что металлические предметы тяжелые – тонут, а легкие предметы плавают.
6. Физминутка. Подвижная игра «Море волнуется». Дети выполняют движения, согласуя их с текстом. Осуществлена тренировка координации движений.
7. Опыт №3 (демонстрационный) Воспитатель берет брусок пластилина и погружает в воду. Затем достает этот брусок из воды и делает лодочку (как можно тоньше сделать стенки лодочки). Лодочку пускает в воду. - Почему брусок пластилина утонул, а лодочка из этого же пластилина плавает? Если дети не отвечают, то воспитатель спрашивает: - Что изменилось (форма) Дети наблюдают, делают вывод: брусок пластилина утонул.
Дети удивляются, делают вывод: лодочка не утонула, она плавает. Создан интерес. Узнают, что брусок пластилина утонул.
Дети понимают, что плавучесть зависит не только от материала, но и от формы.
8. Звучит музыка»Шум моря». Воспитатель читает стихотворение Юнны Мориц «Корабль». Затем обращает внимание детей на мольберт, где вывешена иллюстрация с изображением корабля.
Воспитатель напоминает, что в опыте№1 (металлические предметы утонули). - Как вы думаете, поплывет ли корабль? Вывод: внутри корабля пустота, воздух. Он вытесняет много воды, поэтому не тонет. Это происходит потому,что он выталкивает больше воды. Чем весит сам.
Дети обсуждают, что изображено на иллюстрации.
Дети дают утвердительный ответ. Созданы условия для развития зрительного и слухового внимания.
Закрепляем представление о том, что плавучесть зависит не только от материала, но и от формы.
9. Буратино обращает внимание детей на волшебный сундучок и предлагает отгадать загадки про животных жарких стран (жираф, бегемот, зебра, обезьяна, слон). Буратино поочередно достает из «Волшебного сундучка» мелкие резиновые игрушки из серии «Животные жарких стран». Буратино предлагает отправить животных в Африку на корабле из пластилина. Обыгрывание мелких резиновых игрушек Дети отгадывают загадки.
Вызван интерес. Закреплено знание детей о животных жарких стран.
Закреплена словарная работа (жираф. бегемот, зебра, обезьяна, слон).
Созданы условия для развития интереса к путешествию.
10. Буратино благодарит детей за знания, которые он получил и уходит.
Итог, обобщение-Воспитатель уточняет, чем занимались сегодня дети. Дети отвечают на поставленные вопросы. -Кто к нам сегодня приходил? -Как мы играли? -Что нового мы сегодня узнали? -Какие предметы тонут. А какие не тонут? - Почему? Расширены представления о свойствах предметов.