Елена Баркалова
Конспект занятия «Образ золотой осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема события: Образ золотой осени в произведениях искусства.
Цель: Приобщать детей дошкольного возраста к мировой музыкальной культуре, произведениям поэтического и изобразительного искусства через обобщение знаний о предметах и явлениях природы, общественной жизни в осеннюю пору. (Восприятие произведения П. И. Чайковского «Осенняя песня»; музыкально – пластическая импровизация с атрибутами «Осень» ; аранжировка песни «Ёжик» с использованием муз. инстр. ; рассматривание пейзажной картины «Золотая осень» И. И. Левитана; презентация «Осенние пейзажи»).
Публикация «Конспект занятия „Образ золотой осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Программное содержание:
1. Расширять и обогащать знания детей об осенней поре средствами различных видов искусств (поэзии, живописи, музыки) Путём сравнения показать детям, как деятели искусства по-разному передают образ осени. Учить понимать чувства, переданные художниками, композиторами, поэтами в своих произведениях.
2. Развивать умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе, используя разнообразные виды детской деятельности (изобразительные средства, ритмопластика, рифмы, аранжировка музыкального произведения, воображение, мышление, память и речь.
3. Воспитывать любовь к родной природе, искусству, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.
Дидактическое обеспечение занятия : Мультимедиа; аудиозапись пьесы П. И. Чайковского; репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»; костюмы, атрибуты для инсценировки; листья, ленты, платки, шарфы по числу детей для танца; муз. инструменты по числу детей; подготовленные ранее на занятиях цветные карточки для пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песнь»; макеты лесного дерева; листочки с видами деятельности, грибы с пиктограммами – эмоции.
Методические приё мы: Постановка цели занятия, проблемных вопросов, рассматривание картин, обобщающий рассказ педагога; прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песнь», музыкально – пластическая импровизация на музыку Ф. Шопена; релаксация, арттерапия; создание цветовых композиций к произведению, использование пиктограмм, инсценированное поэтических и музыкальных произведений, совместная деятельность детей и родителей.
Словарная работа.
Листья, как золотые монетки, отражение в воде, багряные листья, лодочки листья ивы.
Предварительная работа с воспитанниками: Прогулки с детьми и их родителями осенью в парк. Прослушивание произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь», рассматривание пейзажной картины «Золотая осень» Исаака Ильича Левитана; разучивание стихов, рифмовки по теме «Осень» проведение Алексея Константиновича Толстого «Осень! Осыпается весь наш бедный сад», знакомство с приметами осени. Совместное с родителями изготовление наглядного материала для занятия.
Использованная литература: 1. Программа воспитания и обучения в детском саду
под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М., 2005, с. 186;2. Программа «от рождения до школы» В. Н. Веракса. 3. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки», подготовительная к школе группа, Санкт - Петербург: издательство «Композитор», 2004, стр. 9, 10; 4. Программа по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста И. Лыковой «Цветные ладошки», подготовительная к школе группа -М. : «Карапуз-дидактика» - Творческий центр СФЕРА, 2009, с. 564. 5. «Слушаем музыку» О. Радынова, старшая группа, с. 145
До занятия дети находятся в группе, влетает озвученный листок.
Текст для листка: «Здравствуйте, ребята! Не знаю, к кому обратиться : У нас в лесу случилась беда: налетел озорной осенний ветер, сорвал с меня все листочки, по которым я вам рассказывало об осени. Как же я буду знакомить других ребят? Что же мне делать? Вы для меня последняя надежда! Важно! Дерево!»
Воспитатель: А как же мы поможем дереву?
Предполагаемые ответы детей: «Надо помочь, дереву»; «Найти другие листочки, одеть дерево».
Воспитатель: Вы точно можете с этим справиться? Дети, дереву очень повезло, сейчас мы отправимся искать листочки, а поможет в этом наш осенний волшебный листочек :
Листочек, листочек, ты лети!
На осеннюю полянку нас приведи! (дети кружатся на месте)
Листочек, листочек, ты нас закружи,
Другие листочки найти помоги!
Опять звукозапись: Листочек: «По листочкам вы пройдите, в лес осенний загляните, все листочки отыщите, дружно мне вы помогите!» Воспитатель открывает дверь и видит две дорожки (одна с зелёными, другая с жёлтыми листьями). «Какую же нам дорожку выбрать?» (дети говорят жёлтую и объясняют почему, идут по листочкам и по падают в зал.
Поэтапно разыскивают листья, на каждом листке с обратной стороны рисунок, обозначающий какой деятельностью дети будут заниматься.
Ход занятия : В зале - звучит аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песня» на экране мультимедиа транслируется осенний пейзаж. На сцене плоскостное голое дерево, по выполненным заданиям дети прикрепляют листочки на него.
Дети входят в зал по осенним листочкам :
Речевое упражнение «Мы шагаем» : (проводит воспитатель)
В лес осенний мы шагаем,
Ноги выше поднимаем
Топают ножки по прямой дорожке
И поскачут ножки прямо по дорожке.
По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки.
Друг за другом побежали и несколько не устали.
Куда же мы попали ребята? (дети отвечают)
Муз рук: Здравствуйте ребята! Мы рады вас видеть, только для начала давайте поприветствуем друг друга.
Валеологическая песенка-приветствие «Здравствуй!»
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Все подружки, все друзья!
Дети: Здравствуйте!
Муз. рук: Здравствуйте ребята!
Дети, вы уже не в зале,
Вы в чудесный лес попали. У всех хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу.
Коммуникативная игра: «Подари улыбку» :
Дети стоят по кругу, водящий ребёнок в кругу. Исполняется песенка, водящий выбирает себе друга, улыбается ему и приглашает танцевать.
Дальше выбирают себе друзей 2 детей, 4, 8… дети вовлекают и комиссию.
Раз у нас у всех хорошее настроение, и мы все улыбаемся друг – другу, я думаю, на лесной полянке нас ожидает много интересного.
Здесь красиво и свежо.
Воздух чистый, дышится легко. (приглашает присесть на коврик)
Воспитатель: Листочек, листочек, лети!
Другие листочки найти помоги!
Звучит музыка входа Мышки, забегает ребёнок – мышка и приносит осенний листок и убегает.
Воспитатель: Там листочек, №1 – беседа о приметах осени и по картине. А вот и листочек который расскажет нам что мы должны делать, дети объясняют по рисунку чем они будут заниматься.
Какое у нас сейчас время года наступило? (ответы детей) Назовите осенние месяцы. У нас сегодня необычное событие, путешествие в осенний лес, мы отправимся в огромный и очень интересный мир волшебных музыкальных звуков, и выразительных красок живописи. Узнаем о том, как поэты, художники и композиторы воспринимали осеннее время года и выражали свои мысли в стихах, картинах - пейзажах и музыкальных произведениях. Мы сравним их и найдём общее. Обратите внимание на экран. Что вы там увидели? Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Она вам нравиться? Какое настроение вызывает у вас картина? (ответы детей) Вот и у меня настроение радостно-грустное. Как вы думаете почему? (Радостно от солнечного дня, грустно от пролетевшего лета)
- Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).
-Свою картину Исаак Ильич Левитан (портрет художника) назвал «Золотая осень». Это великий русский художник, который писал картины природы. Какие приметы осени изобразил художник на этой картине? (Ответы детей). Что использовал художник для написания картины? Это живопись, так как главное в ней цвет. Какие цвета использовал художник, чтобы показать, что осень золотая? (Ответы детей). Ну, вот ребята и листик, для нашего дерева, (показывает и просит ребёнка прикрепить его)
Музыкальный руководитель: Выходи-ка в круг скорей, на разминку, веселей!
«Весёлая разминка под шум дождя»
Проводится подвижная игра со словами.
Вдруг закрыли небо тучи,
(Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
(Прыгают на носочках, держа руки на поясе)
Разведёт повсюду слякоть.
(Приседают, держа руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги
(Идут высоко, поднимая колени)
Глазки все мы закрываем,
Дождик слушаем и, отдыхаем.
Релаксационная пауза (дети закрывают глаза и слушают шум дождя) Можно использовать пальминг для глаз.
Листочек, листочек, лети!
Другие листочки найти помоги! Звучит музыка белочки, забегает ребёнок-белочка отдаёт лист №2, убегает.
Музыкальный руководитель: Ну а этот листочек о чём нам говорит, (картинка слушание муз. произведения, дети объясняют, что надо делать)
Проходят на стульчики. (Звучит фоновая музыка «Крылья мельницы» на фоне музыки ведётся рассказ (трансляция слайдов осени).
Осень – это удивительное время года, она наряжается в разные наряды: яркие, пёстрые в начале сезона (и в народе это время называют «Золотой осенью», и бледные неприметные перед приходом зимы, когда листва на деревьях опадает и приходят холода. Осень умеет смешивать разные краски: жёлтые, зелёные, багряные, коричневые. Пройдёт «рыжая хозяйка» между деревьев, брызнет на них золотой краской, и берёзки засветятся золотыми огоньками, листья – ладошки клёнов станут жёлто-красными, листочки - монетки осинок багровыми, а зелёные листья – лодочки ивы примут жёлто – коричневый оттенок.
Однажды повстречалась Волшебница - Осень с поэтом, музыкантом, и художником, и спросила у них: «Что вам нужно, для того, чтобы нарисовать картину природы?» И каждый из них ответил по-своему. Как вы думаете, что ответил поэт? (нужны красивые слова) А композитор? (нужны музыкальные звуки) А художник? (нужны краски)
Музыкальный руководитель: Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке и этот композитор. (портрет композитора) Вы его узнали? Верно. Это Пётр Ильич Чайковский. который очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется “Осенняя песнь”. Послушайте, пожалуйста, это произведение и скажите, какие чувства передаёт композитор в этом произведении? Какое настроение навеивает нам эта музыка? Выделите настроение в произведении цветовыми карточками. (дети показывают и объясняют).
Варианты ответов детей: «Музыка грустная, печальная, нежная, лёгкая». «Композитор передал в пьесе «Осенняя песнь» чувство печали по прошедшему лету». Дополнение: «Осенняя песня» — одна из лучших пьес «Времен года» П. Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном. Это скорее песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим «душа поет».
А вот и ещё листочек для нашего дерева (просит прикрепить листок)
Воспитатель: Листочек, листочек, лети!
Другие листочки найти помоги! (звучит музыка входа зайчика, отдаёт листочек №3 – стихи – рифмы, убегает) Как ни замечательно лето, как ни мечтаем мы, чтобы оно продолжалось подольше, но каждому времени года свой черед. Мне вспоминаются строки стихотворения русского поэта и писателя:
Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья, пожелтевшие по ветру летят. (Алексей Константинович Толстой)
Кто автор этих строк? ( Ответы детей: «Алексей Толстой») А давайте ребята тоже станем поэтами и продолжим рифмы стихами. Примеры рифм, стихи. Разделяются на подгруппы. Листок - Мосток; Кружит листок, падает на мосток. Летит листок, ложится на мосток. Дождик – Зонтик; Капает дождик на наш зонтик; Зонтик взяли под дождик попали. Белка – Стрелка; Скачет белка словно стрелка.
А вот и новый листок (дети прикрепляют его)
Листочек, листочек, лети!
Другие листочки найти помоги! (звучит музыка входа лисы отдаёт листок №4 – дети танцуют)
Муз. рук: А сейчас мы исполним танцевальную композицию «Осень».
Исполнение танцевальной композиции «Осень».
И ещё один листок украсит наше дерево (реб. прикрепляет листок)
Листочек, листочек, лети!
Последний листок найти помоги!
Музыкальный руководитель: (звучит музыка входа волка отдаёт листок№5 – оркестр (На осеннем пейзаже появляется маленький ёжик)
-Ребята смотрите, к нам пожаловал лесной гость. Я знаю забавную песенку про маленького ёжика. Хотите послушать? Вам понравилась песенка? О ком поётся в песне? Какое настроение у этого произведения? Я предлагаю её оркестровать, но прежде нужно прохлопать ритмический рисунок песенки. А поможет нам сам маленький ёжик. Посмотрите на экран. Кто догадался, как мы будем действовать? Возьмите инструменты, сыграем в оркестр.
Оркестр.
Достаёт листок и прикрепляет его.
Воспитатель: Ребята посмотрите, вот и наше дерево преобразилось, какое замечательное и красивое дерево у нас получилось! Сегодня мы с вами говорили о том, как передали в своём творчестве образ осени композитор Петр Ильич Чайковский, художник Исаак Ильич Левитан, поэты в стихах. Каждый из этих талантливых людей по-своему передал образ осени. И всё же, есть в них что-то общее. Может быть, кто-то заметил и ответит мне, что же объединяет эти произведения?
Варианты ответов детей: «Все эти произведения искусства об осени. Осень – очень красивая и яркая пора. У этого времени много красок».
«На смену лета пришла золотая осень, вслед за ней придёт морозная белоснежная зима. Но не надо печалиться. Всё в природе повторяется. И каждое время года по-своему прекрасно».
«К музыке можно подобрать картину или стихотворение с похожим содержанием.
И, наоборот: к картине можно подобрать стихотворение»
Музыкальный руководитель: Нам очень понравились ваши ответы. У каждого из вас есть своё мнение, и каждый из вас по-своему прав. Мы тоже так считаем. В этих произведениях создаётся впечатление уходящего лета, прощание с яркой осенней порой. От всех произведений веет светлой грустью.
Мы ещё раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи с картинами.
Воспитатель Рефлексия. Вот и все листочки мы нашли, который ветер – озорник унёс от Дерева. Посмотрите, возле дерева выросли, что? Они у нас необычные. Подойдите к ним и возьмите грибок, и прикрепите его к тому листку, где вам больше всего понравилось, (подходят, поднимают грибы и крепят их). Педагог побуждает детей выражать именно своё мнение.
Звучит колокольчик и дерево:
Подарок есть у меня,
Оставляю вам призы,
Небывалой красоты,
За внимательность,
За старательность!
Под листочком раскраски для детей.
Музыкальный руководитель: Спасибо вам ребята за активное участие.
МЫ С ВАМИ ВЕСЕЛИЛИСЬ, ИГРАЛИ.
До свидания! (поёт) (дети под музыку покидают зал).