Сирануш Долян
Оборудование педагогического процесса в логопедическом кабинете
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование педагогического процесса в логопедическом кабинете
Обследование речи
1. Схема обследования или альбом.
2. Связная речь:
- сюжетные картинки для составления рассказа;
- серии картинок для составления рассказов;
- темы для составления рассказов из личного опыта;
- тексты для пересказа.
3. Звукопроизношение:
- предметные картинки, где обследуемые звуки стоят в разных позициях;
- сюжетные картинки для уточнения произношения звуков в речи;
- тексты, насыщенные обследуемыми звуками;
Публикация «Оборудование педагогического процесса в логопедическом кабинете» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- предметные картинки, названия которых имеют сложную слоговую структуру.
4. Фонематическое восприятие:
- фразы для выделения слов с заданными звуками;
- ряд букв для выделения заданного звука;
- слоговой ряд для выделения слога с заданным звуком;
- словарный ряд для выделения слова с заданным звуком;
- слоговой ряд из 2-4 элементов с изменением гласной для запоминания (типа «ма-мо-му-мы»;
- слоговой ряд из 2-4 элементов с изменением согласной для запоминания (типа «ка-ва-та-па»;
- звуковые ряды для запоминания;
- список слов для отстукивания слоговой структуры;
-предметные картинки для определения соответствия ритмического рисунка их названию;
- слоговые ряды со смешиваемыми звуками (твердость-мягкость, глухость-звонкость и т. п.) типа «ла-ля, ба-па, жу-шу, са-ша»;
- предметные картинки для распределения их по смешиваемым звукам в названиях;
- списки слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу, типа «крыса – крыша, день – тень, булка – белка»
5. Словарный запас.
- картинки с изображением предметов, действий, качеств, частей предметов и предметов, названия которых похожи (типа»бочка – точка, удочка – уточка»;
- 2-3 ряда тематических картинок для дополнения (пальто, платье,);
- предметные картинки для угадывания по описанию (кошка, машина, птица, стол);
- списки слов, имеющих абстрактное значение:
а) для подбора синонимов (труд, храбрость, печаль, медленный, смелый, печальный, радоваться, выигрывать);
б) для подбора антонимов;
в) для подбора родственных слов.
- картинки по нескольким темам для называния их обобщающим словом;
- список слов по темам для называния их обобщающим словом по перечислению;
- несколько предметных картинок для составления предложений с целью выявления способов употребления слов;
- предложения с пропущенными словами (в конце, середине).
6. Грамматический строй:
- наборы из 2-3 опорных слов в начальной форме для составления предложений;
- сюжетные картинки для составления предложений;
- картинки, на которых изображено выполнение 2-х и более действий;
- наборы главных частей предложений для составления сложноподчиненных предложений по данному главному;
- наборы простых предложений для составления сложных;
-картинки для составления предложений с существительными в разных падежах;
- предметные картинки для составления предложений с предлогами: в, на, от, под, с, у, за, от, из, над, по, около, между, близко, через, о, из-под и т. д.
- картинки с выраженными признаками и действиями предметов в единственном и множественном числах;
- картинки для обследования уровня словообразования:
от существительного – существительное (сад – садовник,
от названия животного – названия детенышей,
от существительного – прилагательное (дерево – деревянный,
от глагола – существительное (летать – летчик, от глагола – глагол с приставкой).
Обследование слуха.
- списки слов;
- перечень предложений;
- картинки (для безречевых детей).
Обследование интеллекта.
- пирамидки (для наблюдения за моторикой, сформированностью понятий величины, цвета, количества, умением пересчета);
- разноцветные палочки и брусочки (для конструирования);
- доска Сегена (соотнесение предметов по форме, состояние координированности, мелкой моторики,
- «Почтовый ящик»;
- наборы геометрических фигур разного цвета и величины;
- кубики разной величины;
- матрешки;
- полоски и кружки разного цвета;
- мозаики;
- разрезные картинки;
- игра «Четвертый лишний».
Обследование познавательной деятельности.
Упражнения и игры на выявление уровня развития восприятия, внимания, памяти.
Восприятие.
- контурные изображения предметов, наложенных друг на друга, для их узнавания;
- таблицы со схематическими изображениями предметов для определения фигур, из которых состоят рисунки;
- «Чудесный мешочек»
- «Что звучит?»
Внимание.
- карточки с нарисованными фигурами и вариантами их соединений для игры «Сделай так же»
- карточки с повторяющимися изображениями предметов (6-8 грибок, цветок, ведро, мяч, флажок, звезда, елка, домик) в разных вариантах 10 рядов по 10 фигур для вычеркивания 3 фигур в течение 10 минут.
- таблица с изображением 6 рядов по 12 крестиков и ноликов для пересчета;
- карточки с изображениями разных предметов с отсутствующими деталями для игры «Что забыл нарисовать художник»;
- 5-6 картинок с небольшими отличиями, среди которых 2 одинаковые для игры «Найди одинаковые»;
- 2 сюжетные картинки с небольшими отличиями для игры «Чем отличаются?».
Память.
- игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»;
- 2 таблицы с изображениями разных фигур (4 на одной, 9 на другой) для игры «Найди знакомые фигуры»
- 5 таблиц (60*60) для расположения на них по-разному числами от 1 до 25 для игры «Кто быстрее?»;
Создание психологической базы речи.
Игры и упражнения на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.
Восприятие.
Звукопроизношение.
1. Подготовка артикуляционного аппарата.
- перечень упражнений на развитие общей моторики;
- шпатели, спирт, вата (для массажа);
- перечень упражнений на развитие органов артикуляции;
- комплексы подготовительных упражнений на развитие органов артикуляции;
- игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
2. Постановка звуков.
- опорные картинки на вызывание звуков;
- перечень приемов постановки звуков.
3. Автоматизация звуков в слогах и словах.
- предметные картинки;
- упражнения;
- игры.
4. Автоматизация звуков в текстах.
- сюжетные картинки и серии картинок;
- предметные картинки (для составления рассказов-описаний);
- стихи, рассказы, сказки;
- темы (для составления рассказов по представлению из личного опыта);
- упражнения;
- игры.
Фонематические процессы.
- фразы для выделения слов с заданными звуками;
- звуковые ряды для выделения нужных звуков и запоминания;
- слоговые ряды для выделения заданного звука;
- ряды слов для выделения заданного звука;
- слоговые ряды из 2-5 элементов с изменениями гласных для запоминания;
- слоговые ряды из 2-5 элементов с изменениями согласных для запоминания;
- предметные картинки для отстукивания ритмического рисунка их названий;
- предметные картинки, в названиях которых есть смешиваемые звуки, для распределения;
- списки слов и предметные картинки, названия которых близки по звуковому составу, но разные по смыслу (крыша – крыса, тень - день);
- предложения и тексты со словами, близкими по звуковому составу;
- игры для определения места звука в слове, количества звуков в слове;
- графические схемы слов и предложений;
- фишки, полоски, кружки разных цветов;
- звуковые линейки;
- сигнальные карточки;
- предметные картинки, в названиях которых пропущены слоги, звуки;
- предложения с пропущенными словами с заданными звуками;
- предложения, из которых выбираются слова с заданным количеством звуков;
- перечни слов, где заданные звуки находятся в разных позициях;
- слоги для получения слов при добавлении разного количества звуков;
- слова из 2-5 и более звуков;
- слова сложной слоговой структуры и звуконаполняемости;
- списки слов для добавления звуков и получения новых слов: челка-пчелка, рот-крот;
- списки слов для изменения одного звука: сок – сом – сон – сор;
- списки слов для перестановки звуков: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак;
- слова-загадки, ребусы, кроссворды;
- игры.
Лексико-грамматический строй речи
1. Словарный запас.
- предметные картинки по темам;
- картинки с изображением действий;
- картинки с изображением целых предметов и их частей;
- списки слов, имеющих абстрактное значение, картинки:
а) синонимы (труд – работа, храбрый – смелый и т. п.)
б) антонимы (печаль – радость, легкий – тяжелый)
в) омонимы
г) ряды слов для выделения родственных (лес – лесник – лестница – лесной – вылез)
д) несклоняемые существительные (кино, каше, пальто, кофе, радио, пианино и т. д.)
е) существительные, названия которых употребляются только во множественном числе (ножницы, часы и т. д.)
- игры.
2. Словообразование.
а) картинки и списки слов, образованных с помощью суффиксов:
- оттеночного, уменьшительного, увеличительного, пренебрежительного значения: -ов, -ат, -очк, -ечк, -ик, ищ, -еньк-, и др. ;
- образовательных: -их, -иц, -ист, -щик, -чик, -ар, -ян, …
б) картинки и списки слов, образованных с помощью приставок:
- с пространственным значением: в-, вы-, под-, над-, от- и др.
- с временным значением: за-, по-, со-;
- со значением неполноты действия: под-, при-;
со значением полноты и результативности действия: в-, вз-, воз-, до-, за- и др.
в) картинки и списки слов, образованных с помощью слияния двух корней: пылесос, паровоз, лесоруб, дровосек и др.
г) игры.
3. Предложение.
- предметные картинки с изображением одного и множества предметов (для согласования существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже; для образования родительного падежа множественного числа существительных с наречием «много»)
- картинки с изображением выполняемого и невыполняемого действий;
- картинки с изображением предметов в разных позициях для употребления предлогов : в, на, у, к, из, о, от, по, с, под, над;
- картинки с вопросами, требующими употребления разных падежей;
- сюжетные картинки для составления предложений;
- наборы опорных слов в начальной форме для составления предложений;
- предложения с пропущенными словами (в начале, середине, конце);
- наборы предложений с правильными и неправильными грамматическими формами для определения правильных.
- незаконченные предложения, которые дополняются предметной картинкой;
- предложения с заданным началом, концом;
- графические схемы предложений;
-короткие и длинные полоски для выкладывания схем предложений;
- пары картинок для составления сложных предложений;
- наборы сложных предложений с пропущенными союзами;
- списки простых предложений для составления сложных.
4. Текст.
-короткие тексты;
- наборы слов;
- наборы предложений;
- искаженные варианты текстов (вставленные предложения, тексты без начала, середины, конца, деформированные тексты);
- сюжетные картинки;
- серии сюжетных картинок;
- предметные картинки для составления рассказов-описаний;
- тексты с вопросами;
-темы для составления рассказов из личного опыта, по представлению и т. д.
Письменная речь.
- оборудование для развития мелкой моторики:
а) мозаики, конструкторы, пальчиковые эспандеры, мячи разных размеров.
б) пуговицы, бусы, лески, нитки, крупы, пузырьки, иголки.
в) перечень пальчиковых упражнений.
- оборудование для конструирования букв: палочки, спички, различные виды бумаги, ножницы, проволока, пластилин, природный материал.
- буквы из разного материала (дерево, пластмасса и др.)
- буквы, выполненные разным шрифтом;
- элементы букв из разного материала;
- трафареты букв;
- образцы штриховки, цветные карандаши;
- схемы по ориентации в пространстве;
- карточки с изображением букв, наложенных друг на друга, перечеркнутых разными линиями, зеркально отображенных;
- карточки с изображением предметов, сходных с буквами (обруч, жук, перекладина и др.)
-разрезные азбуки, кассы букв и слогов;
- таблицы букв и слогов;
-раздаточный материал по всем темам;
- кроссворды, игры.