Янна
Обогащение словаря в работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие лексики в онтогенезе
Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе описано в работах Гвоздева, Ушаковой и Эльконина и другие
В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами.
Одним из них является предметная неречевая деятельность самого ребенка. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность самих взрослых и их ощущение ребенком. Наибольшая интенсивность развития словаря приходится на период от двух до пяти лет, особенно в третий и четвертый годы жизни.
Темочки:
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.
При нормальном речевом развитии семантика слов не влияет на образование словоформ. Ребенок, не усвоивший лексико-грамматические значения, делает одинаковые ошибки как в знакомых словах, так и в тех, слышет впервые.
Нарушение лексики у детей с дефектами речи
Изучение проблемы языкового развития детей дошкольного возраста с речевым нарушение связывается с изучением особенностей лексического строя, поскольку слово является центральной единицей языка. При изучении лексики у детей учитывается, что между звуковой формой слова и его лексическим и грамматическим значением существует взаимосвязь, что не всякое звуковое сочетание воспринимается как слово, а только то, которое соотносится с определенным предметом, процессом, качеством или действием и имеет грамматическое оформление. Нарушение одного из перечисленных условий может затруднить процесс называния, обозначения предмета, явления, а, следовательно, и речевую деятельность в целом.
Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с нарушениями речи
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики и онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
§ расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности
§ уточнение значений слов;
§ формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов
§ организация семантических полей, лексической системы;
§ активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Выготским, Карповой, Колобовой и др.
Некоторые дидактические игры и задания, направленные на обогащение словаря и развитие ассоциаций,Например игра «Назови лишнее слово»
На формирование антонимии Например игра. Закончить предложение и назвать слова-«неприятели»
На формирование синонимии Например игра Выбрать из трех слов два слова «приятеля»
На уточнение грамматического значения слова Например игра «Назови ласково»
Данные задания и игры помогут детям преодолеть имеющиеся у них нарушения, закрепить навыки словообразования и словоизменения, пополнить словарный запас, будут способствовать актуализации словаря детей. В свою очередь развитие речи поможет детям правильно пользоваться различными средствами языка, правильно строить фразы, более четко формулировать свои мысли.