Лариса Приходько
Обогащение духовно-нравственных ценностей и традиций русского народа в совместной деятельности педагога и детей
▼ Скачать
«Как у маленького деревца, еле поднимающегося над землёй
заботливый садовник укрепляет корни,
от мощности, которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и взрослый должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви в Родине».
В. А. Сухомлинский
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с
тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный
множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как
Публикация «Обогащение духовно-нравственных ценностей и традиций русского народа в совместной деятельности педагога и детей» размещена в разделах
позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Кризис духовности и нравственности в современном обществе наблюдается повсеместно, поэтому задачи духовно-нравственного воспитания детей необходимо признать приоритетными. От их решения
зависит будущее нашей страны, которое связано не только с решением
политических, экономических, социальных проблем но, прежде всего, с воспитанием гражданина Отечества, развитием его духовности, нравственности, исторически сложившейся ментальности.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс
взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование
гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Задачи духовно-нравственного воспитания : формирование основ духовно – нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности у дошкольников; воспитание, уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе.
В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как одно из приоритетных направлений общего развития ребенка. Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
В повседневной жизни используем следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников в духовно – нравственном воспитании:
беседы, чтение художественной литературы, праздники и развлечения, художественно-продуктивную деятельность.
Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, наверное, лучше всего через народные праздники и песенно-игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. Воспитание дошкольников на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
В нашем детском саду из года в год проводим народные календарные праздники и развлечения: Рождество, Пасха, Масленица, Яблочный спас, Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. В этих праздниках воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений, его вероисповедание, история. Народные праздники – это проявление всех форм культуры общества, начиная от норм поведения, этикета, заканчивая элементами народных костюмов. Народные календарно-обрядовые праздники, традиции, обряды занимают важное место в приобщении детей к родной культуре.
Наряду с народными праздниками, также в саду проводят и государственные праздники: День народного единства, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, праздник весны и труда, День Победы, День России, День Государственного флага Российской Федерации.
В нашей группе проводили спортивный досуг приурочен ко Дню защитника Отечества совместно с папами. Еще одно значимое мероприятие было проведено вместе с нашими воспитанниками «80- летию освобождения Краснодарского Края от немецко - фашистских захватчиков». Главной задачей для нас педагогов - воспитать чувство гордости, благодарности и уважения к Российской Армии, любви к родине, к родному городу, воспитывать гордость за свой народ и его историю, заложить в сердцах юных кубанцев благодарность и признательность тем, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Задача педагога развивать интерес к истории родного края и желание его изучать посредством художественной литературы.
Художественно - продуктивная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических чувств, приобщает детей к восприятию прекрасного и доброго.
В беседах по формированию нравственных качеств личности ребенка и накопление им духовного и нравственного опыта, мы педагоги ставим задачи : интеллектуальное и духовное обогащение детей; формирование представлений доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме; возрождение русских национальных традиций и обычаев; сохранение нравственных семейных ценностей.
В нашем детском саду мы стараемся подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранить и приумножить ее красоту. Нравственное воспитание вытекает из необходимости воспитывать духовную культуру у детей, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с ней. Духовно-нравственное воспитание раскрывает в ребенке такие качества, как человечность, доброта и ответственность по отношению к окружающей его среде.
Таким образом, в педагогическом аспекте под духовно-нравственным воспитанием подразумевается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа и его культурой. «Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость.» А. С. Макаренко